Определение устной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Цель исследования - выявить основные стимулы, мотивацию обучению устной речи на иностранном языке.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- выявить особенности обучения устной речи,
- выявить основные существующие стимулы устной речи на иностранном языке.

Оглавление

Введение ………………………………..…………………………………………….….3
1. Определение устной речи……….….………………………………………………...5
2. Психологические основы обучения устной речи………………………………...…6
3. Мотивация ………………………………………………………...………...….…... ..9
4. Стимулы………………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………..........17

Файлы: 1 файл

Osnovnye_stimuly_ustnoy_rechi_na_inostrannom_ya.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

В отечественной психологии после  революции 1917 г. также предпринимались  попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся  десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных  за эти годы, более или менее  продуманных и доведенных до определенного  уровня завершенных концепций мотивации  можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как  и другие его психологические  особенности, имеет, свои источники  в практической деятельности. В самой  деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам  мотивационной сферы, функционально  и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют  потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих  деятельность, - упорядоченный набор  целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной  сферы человека существуют отношения  изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

В области обучения устной речи на иностранном языке психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И, А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

По словам И.А. Зимней, мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.

В зарубежной литературе так же уделяется  большое внимание роли мотивации  в обучении устной речи на иностранном языке, называемой зарубежными авторами «Motor», «Кеу-word».

Вслед за вышеуказанными авторами, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, в частности на овладение устной речи на нем, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним  мотивом, а целой системой разнообразных  мотивов, которые переплетаются, дополняют  друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все  мотивы имеют одинаковое влияние  на учебную деятельность. Одни из них  – ведущие, другие – второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены  на две большие группы:

  1. одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний;

      2) другие мотивы лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Самая большая  проблема, с которой сталкиваются те, кто начинает изучать английский язык – это отсутствие стимула  или мотивации.

 

Стимулы.

Наверное, всем знакома  такая ситуация: каждый день обещаете себе, что наконец-то займётесь иностранным  языком, и будете изучать новые  слова, переводить тексты, выберете себе учебники или запишитесь на курсы. Но каждый день откладываете занятия в  своих мыслях под любым предлогом. Например, был трудный день на работе или в институте, и нужно отдохнуть. Или появляются всё новые и  новые обязанности  по дому, или сегодня решили посмотреть вашу любимую передачу по телевизору, а вот завтра с новыми силами, или в следующем месяце с новой зарплатой, или в следующем году, когда ваш ребёнок пойдёт в школу вы наконец-то займётесь английским языком.

Желание отложить что-то на завтра вполне нормально, и, конечно же, присуще каждому. Однако, для того, чтобы достичь конкретного  результата в познании иностранного языка, необходимо приложить усилия, для того чтобы прилагать усилия необходимо — желание, а для того чтобы было желание необходимы —  стимулы и мотивация.

Стимул  – это внешний фактор, который побуждает вас открыть учебник и прочитать новые грамматические правила. Однако человек может сам помочь себе приобрести стимул в изучении иностранного языка. Желательно, чтобы и стимул был положительным, чтобы он радовал человека при изучении. А теперь хотелось бы отметить наиболее эффективные стимулы устной речи на иностранном языке.

Так как  целью моей работы является определить основные стимулы именно устной речи на иностранном языке, то хотелось бы начать с того, что стимулов существует достаточно много. Каждый человек сам  выбирает себе какой-либо стимул, чтобы  желание не пропало, и было к чему стремиться.

Хотелось  бы начать с общих стимулов.

Если  с человеком стремящимся говорить на иностранном языке будет работать репетитор, то у изучаемого будет стимул делать домашние задания хотя бы только потому, что он платите за своего преподавателя определённую сумму, и ему бы просто не хотелось бы выбрасывать её на ветер. Вот и первый стимул.

Интересный пример как-то привёл ректор в Американском Международном Университете города Ричмонда в Англии. Он попросил аудиторию разделить оплату за один предмет в семестр (на то время приблизительно £1.300 фунтов стерлингов) на количество уроков в семестре – 15 (один раз в неделю), получается около £87 фунтов за урок. «Вот видите», — сказал профессор, — «В то утро, когда вы проснётесь и захотите прогулять урок, представьте, что вы достаёте £87 из своего кошелька и выбрасываете их в открытое окно.» Не смотря на его простоту, этот пример очень впечатлил, и иногда были моменты, когда хотелось прогулять пару, как и у всех студентов совмещающих работу с учёбой в университете. Сразу вспоминались слова мудрого профессора, и было жалко, заработанных с таким трудом денег, и приходилось вставать рано утром, и идти в университет.

Из данного  стимула вытекает следующий: Если заниматься с преподавателем, то человек будет над его постоянным надзором, и будет выполнять домашние задания, чтобы не ударить перед своим репетитором в грязь.

Следующий стимул является на самом деле очень  эффективным и полезным при изучении устной речи. Если человек действительно  хочет говорить на иностранном, то было бы неплохо записаться на курсы иностранного языка. Работая в группе, со своим преподавателем у среднестатистического нормального развивающегося человека будет стимул, заключающийся в том, чтобы показать себя лучше всех. То есть возникнет потребность самовыражения, самосовершенствования, потому что человек знакомится со сверстниками, у которых будут такие же цели и стремления, как и у него самого. Кроме того, что у него появятся друзья с таким же интересом, и они будут друг друга поддерживать в своем стремлении, давать советы, и даже соревноваться. 

Так же будет  стимул получить хорошую оценку и  лучше всех сдать экзамен. Как бы учащиеся ни любили экзамены, они являются очень хорошим стимулом для студентов. Ведь хочется же получить сертификат по иностранному языку, которым бы могли гордиться. Тогда вам придётся постараться, и приложить максимум усилий для того, чтобы успешно сдать все экзамены, получить сертификат и гордиться своим успехом.

В том  случае, если человек серьёзно решил заниматься иностранным языком, понадобится поддержка и опора окружающих. Ему желательно окружить себя людьми, у которых такие же стремления. Например, он может поделиться своими идеями со своими близкими и друзьями, рассказать им о том, какая у него цель и насколько для него это важно. В худшем случае они его выслушают и похвалят, а в лучшем, он вдохновит их своими стремлениями, и они присоединятся к нему, и они даже смогут вместе заниматься, планировать уроки, задавать друг другу домашние задания, и проверять их.

Теперь  хотелось бы перейти к более значимым и важным стимулам.

Человек, решивший для себя изучать иностранный  язык, в частности владеть устной речью на иностранном языке, имеет  на это множество причин, стимулов.

              Во-первых, свободно общаться с иностранцами за границей.

Данный стимул является очень популярным и, прочитав огромное количество статистик, тестов, обзоров и анкетирований, могу сделать вывод, что это самый ведущий стимул. В современном мире у людей открылось много возможностей, зависящих только от них самих. В данном случае это возможность учить иностранный язык с целью общения, заводить новые знакомства.

             Во-вторых, владеть устной речью  на иностранном языке – это  возможность не только путешествовать, но и само развиваться.

             В-третьих, для кого-то владение  устной речи на определенном  языке это стимул уехать жить  за границу, но для этого  недостаточно базовых знаний. Умение  свободно говорить и выражать  свои мысли гораздо облегчит  адаптацию в чужой стране и  возможно, поиск работы.

            В-четвертых, стимулом как раз  таки может являться желание  получить работу, о которой давно  мечтал или владение устной  речью на иностранном языке  стало просто обязательным на  предприятии, где человек на  данный момент работает. Отсюда  стимул – сохранить своё рабочее  место или же найти новое  более высокооплачиваемое. В современной жизни этот стимул встречается очень часто. Сотрудник, знающий иностранный язык, может рассчитывать на многие льготы – не только на доплату, но и на зарубежные командировки, бонусы и т.д. Кроме того, при рассмотрении кандидатур на руководящие должности, работники, знающие иностранный язык, в частности владеют и устной речью, имеют несомненное преимущество. Владение устной речью на иностранном языке необходимо и для того, чтобы получить работу в международной компании, где, как известно, все и заработная плата значительно превышает среднестатистическую. 

           В-пятых, обучение за рубежом. Для школьников же и студентов знание иностранного языка открывает реальную возможность получить специальность в одном из иностранных колледжей или вузов. Для молодого человека это значит очень много – ведь он не только овладеет профессиональными навыками, но и подружится со сверстниками из разных стран мира, которые впоследствии могут стать его деловыми партнерами. Однако для посещения лекций и участия в семинар необходимо иметь хорошее знание языка и владение устной речью на иностранном языке, чтобы не думать, где заказать дипломную работу на языке, а самому успешно ее написать и защитить, выразить своё мнение по какому-либо вопросу.

         В-шестых, отдых за границей. Каждый, кто проводил отпуск за границей, сталкивался с тем, насколько полезно уметь говорить на иностранном языке. Если человек ездит за рубеж регулярно, а тем более, в самостоятельные путешествия, ему, несомненно, стоит походить на лингвистические курсы, это очень пригодится ему в будущих поездках.

 

Заключение

 

Таким образом, важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является его постижение путем обучения умению общения на языке.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Итак, выделяют несколько видов учебной мотивации: коммуникативно-мотивационная (определяющаяся на основе потребностей в общении); лингво-познавательная (основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений); страноведческая (зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося).

Языковой  материал не может не влиять на мотивацию изучения иностранного языка. Оптимальное соотнесение цели и определенного хорошо подобранного языкового материала с потребностями и интересами учащихся способствует повышению эффективности обучения предмету в целом. Лингвострановедческий аспект, безусловно, способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, повышению мотивации изучения иностранного языка, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности средствами иностранного языка, более осознанному усвоению языка как средства межкультурного общения.

Хотелось  бы подчеркнуть, большую роль в формировании интереса к обучению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, учащиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

Ведущим видом речевой деятельности является устная речь, изучение иностранного языка приобретает выраженный страноведческий характер. Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и, естественно, усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.

Эмоциональные переживания учащихся при обучении иностранным языкам объясняются больше всего теми познавательными интересами, которые вызываются особенностями учебного материала. Мотивация может вытекать из общего положительного отношения к культуре страны изучаемого языка, из специальной психической установки к культуре и реалиям страны. Этот момент связан с привитием объективно-критического отношения к культуре и быту страны изучаемого языка. Содержание учебного материала должно несколько опережать реальный уровень знаний и интеллектуальной деятельности учащихся, как бы поднимая их на более высокую ступень развития. Обогащение устной речи содержательным материалом действительности страны изучаемого языка невозможно в отрыве от введения и усвоения значительного, специфического для страны изучаемого языка языкового материала. Элемент новизны с его притягательной силой выступает мотивацией улучшенного запоминания. Следовательно, действительность страны изучаемого языка является предметно логическим содержанием, организующим всю лексику. Познавательная мотивация изучения лексики особенно действенна, когда она носит страноведческо-познавательный характер.

Информация о работе Определение устной речи