Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
1)изучение основных источников и причин возникновения конфликтов и стрессов в социальных группах.
2)обоснование состава и содержания критериев оценки функциональной направленности конфликтов и стрессов в асоциальных группах;
3) обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов с социальных группах;
4) выявление и анализ нежелательных конфликтов в конкретной социальной группе;
5)обоснование совокупности показателей, которые могут использовать в качестве ранних симптомов нежелательных
Введение………………………………………………………………………..5
1. Конфликты и стресс в организации………………………………………..6
1.1. Конфликты и их классификация………………………………………….6
1.2.Стресс и его особенности………………………………………………...12
2. Описание конфликта в организации (Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района»)…………………………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..16
2.2.Конфликт в организации…………………………………………………19
3. Предложения и рекомендации……………………………………….....22
3.1 Профилактика конфликтов………………………………………………22
3.2 Способы разрешения конфликтов……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………..36
Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт - улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации .
Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Основные черты психического стресса:
1) стресс - состояние организма; его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс - более напряженное состояние, чем обычное моти-вационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Так как стресс возникает главным образом от восприятия угрозы, то в основе его в определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями данной личности.
Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.
Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.
Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса как следствия изменения степени ответственности человека.
Селье разрабатывая теорию стресса, выделил в нем три фазы. Первая - реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.
Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма - стабилизация.
Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия - истощение.
Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает "вкус к жизни". Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.
Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы.
Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз - такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды.
2. Описание конфликта в организации (Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района»)
2.1. Краткая характеристика организации
Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района», в дальнейшем именуемое "Учреждение", создано в соответствии с постановлением главы администрации Чистоозерного района от 12.12.2004 № 10.
Учреждение является некоммерческой организацией, учредитель которой является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Учреждение создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности путем осуществления функций некоммерческого характера: функции централизованной бухгалтерии, хозяйственно-эксплутационной группы, а также функции по методическому обеспечению учреждений культуры района.
Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Чистоозерного района составление отчетности бюджетных учреждений Чистоозерного района методическое обеспечение учреждений культуры материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений района другие функции в соответствии с заключаемыми соглашениями.
Организация осуществляет следующие виды предпринимательской деятельности: ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности коммерческим организациям по соглашению с ними; прочие виды предпринимательской деятельности, не противоречащие целям создания учреждения.
Списочная численность работников составляет 42 человека, из них 13 мужчин (31%), и 29 женщин (69%), из них 25 женщин с высшим образованием и возрастом от 40 до 50 лет, а также основная должность, занимаемая работниками учреждения это бухгалтера.
В Муниципальном учреждении «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района» действует линейно-функциональная структура управления, она обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления осуществляют общее руководство и координацию, а функциональные консультируют, разрабатывают конкретные вопросы (рис.2).
МУ «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района» возглавляет директор Прожога Александр Владимирович. Он несет ответственность за выполнение задач, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним контрактом.
Начальнику дистанции непосредственно подчинены юрисконсульт 1 категории с обязанностями специалиста по кадрам Шониезов Алексей Шодмонович, главный бухгалтер, начальник хозяйственно-эксплуатационного отдела и другие работники, состоящие в штате учреждения.
Основными задачами МУ «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района» являются:
1. ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Чистоозерного района
2. составление отчетности бюджетных учреждений Чистоозерного района
3. методическое обеспечение учреждений культуры
4. материально-техническое обеспечение бюджетных учреждений района
5. другие функции в соответствии с заключаемыми соглашениями.
Рисунок 2 - Организационная структура управления МУ «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района»
2.2.Кофликт в организации
Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций в организации является неадекватное восприятие информации.
Около 50% всей передаваемой информации воспринимается неправильно.
При этом возможны три различные ситуации:
- информация, отправленная А, никогда не достигает Б;
- информация искажается отправителем или лицом, передающим ее;
- получатель неправильно воспринимает то, что ему передано.
Плохая передача информации является и следствием конфликта. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению конфликта. Если у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы.
Конфликт в МУ «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района» произошел в июне 2010 года.
Объект конфликта — материальная ценность.
Основные стороны противостояния – руководство организации и сотрудники.
Ранги противоборствующих сторон:
-администрация организации в количестве 4 человек: директор, главный бухгалтер, начальник хозяйственно-эксплутационного отдела и юрисконсульт
- бухгалтера, секретарь, технолог, водители, сторожа и др.
Источник противоречий:
со стороны руководства – составление нового коллективного договора, уменьшение заработной платы и социальных гарантий, т.к администрацией района был урезан бюджет финансирования центра.
Со стороны сотрудников - несогласие с новым коллективным договором, нежелание лишаться социальных гарантий и уменьшения заработной платы.
На рис. 3.представлена схема, которая наиболее полно отражает различные аспекты конфликта
Рис. 3. Элементы конфликта
Цель руководства - экономия денежных средств организации.
Цель сотрудников – сохранение заработной платы и социальных гарантий.
Инцидент – изменение трудового коллектива, получение неполной информации.
Формы конфликтного взаимодействия сторон – конфронтация. Стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Возможности и условия прекращения конфликта - очевидный перевес одной из сторон позволит навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликт или конфликт должен быть остановлен под влиянием третьей силы.
Шаги к преодолению: сотрудники МУ планировали написать заявление в прокуратуру Чистоозерного района, но получили новые сведения и передумали.
Руководство предприятия принимало непосредственное участие в конфликтной ситуации, Способы завершения конфликта были направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, путем воздействия на участников, было проведено собрание всего коллектива бухгалтерского центра. Руководство разъяснило причины составления нового коллективного договора: уменьшение бюджета финансирования администрацией района. На собрании выслушали мнения и предложения всех сотрудников и решили незначительно снизить заработную плату, а социальные гарантии сохранить в полном объеме.
Конфликт завершился компромиссом. Завершить конфликт частичными уступками. Руководство отказалось отчасти ранее выдвигавшихся требований. В связи с происшедшим конфликтом социально – психологический климат в коллективе незначительно снизился.