Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:44, курсовая работа
Цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
1)изучение основных источников и причин возникновения конфликтов и стрессов в социальных группах.
2)обоснование состава и содержания критериев оценки функциональной направленности конфликтов и стрессов в асоциальных группах;
3) обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов с социальных группах;
4) выявление и анализ нежелательных конфликтов в конкретной социальной группе;
5)обоснование совокупности показателей, которые могут использовать в качестве ранних симптомов нежелательных
Введение………………………………………………………………………..5
1. Конфликты и стресс в организации………………………………………..6
1.1. Конфликты и их классификация………………………………………….6
1.2.Стресс и его особенности………………………………………………...12
2. Описание конфликта в организации (Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района»)…………………………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..16
2.2.Конфликт в организации…………………………………………………19
3. Предложения и рекомендации……………………………………….....22
3.1 Профилактика конфликтов………………………………………………22
3.2 Способы разрешения конфликтов……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конфликты и стресс в организации………………………………………..6
1.1. Конфликты и их классификация………………………………………….
1.2.Стресс и его особенности……………………………………………….
2. Описание конфликта в организации (Муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского, материально-технического и информационного обеспечения Чистоозерного района»)…………………………………………16
2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..16
2.2.Конфликт в организации…………………………………………………
3. Предложения и рекомендации………………………………………...
3.1 Профилактика конфликтов………………………………………………22
3.2 Способы разрешения конфликтов……………………………………….28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы заключается в том, что конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни, т.к. человеческие противоречия, приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей.
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и грамотно управлять им на практике.
Цель курсового проектирования – разработка рекомендаций, обеспечивающих своевременную диагностику и предупреждение нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах.
Достижение цели проектирования предполагает решение следующих задач:
1)изучение основных источников и причин возникновения конфликтов и стрессов в социальных группах.
2)обоснование состава и содержания критериев оценки функциональной направленности конфликтов и стрессов в асоциальных группах;
3) обобщение возможных мер предупреждения нежелательных конфликтов и стрессов с социальных группах;
4) выявление и анализ нежелательных конфликтов в конкретной социальной группе;
5)обоснование совокупности показателей, которые могут использовать в качестве ранних симптомов нежелательных
1. Конфликты и стресс в организации
1.1. Конфликты и их классификация
Широко известное определение гласит: конфликт (от лат. conflictus) - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. И, естественно, к противодействию.
Другими словами, если говорить о персонале, то конфликт - это предельный случай обострения противоречий в трудовом коллективе. Это - с одной стороны. И здесь возникает вопрос, а что же стоит за конфликтом: разрушение или созидание? Конфликт - это отрицательное для компании явление? Или ресурс для ее развития? Исходя из уже данного определения - скорее первое, а именно: негативное явление. И поэтому в рамках такого подхода "управление конфликтом" обычно трактуется скорее как манипулирование сотрудниками в целях получения для себя максимальной выгоды. Однако, с другой стороны, в последнее время интенсивно развивается совершенно противоположный подход. Подход, в котором конфликт рассматривается как процесс развития взаимодействия, связанный с различием интересов, ценностей, видов деятельности людей. В этом случае смысл "управления конфликтом" заключается в возможности перехода от конфронтационной фазы развития конфликта через компромиссную к коммуникативной. При этом конфликт в компании становится естественным условием существования сотрудников и превращается в инструмент ее развития.
Типичные конфликты в компании связаны:
1) с физическими условиями работы (организация рабочего места, шум, оборудование, подача материалов, температура, освещенность);
2) личными привычками сотрудников (внешний вид, прием пищи, склонность к употреблению спиртных напитков, особенности ведения беседы);
3) количеством времени, затрачиваемым на работу (опоздания, ранние уходы с работы, нарушение времени назначенных встреч, слишком длительные и частые перерывы на курение, чаепитие);
4) продвижением по службе или признанием на работе;
5) заработной платой (противоречия в оплате труда и неудовлетворенность ею);
6) ошибками, неправильной интерпретацией и неясностями указаний руководства;
7) особенностями руководства и контроля (жесткость, степень самостоятельности, участие в принятии решений);
8) особенностями оценки выполнения рабочих заданий и достижения поставленных целей со стороны руководства;
9) организационной политикой и стилем руководства;
10) планированием производственной деятельности (что и как следует делать, кто исполнитель, сроки выполнения);
11) вопросами, непосредственно не связанными с работой (текущие события, семейные отношения);
12) расписанием отпусков, выходных, отгулов;
13) различиями основных жизненных ценностей;
14) личностными различиями;
15) особенностями межличностного общения, вызывающими взаимное непонимание;
16) различиями в знаниях, компетенциях;
17) возможной враждебностью со стороны другого участника;
18) различиями в оценке ситуации;
19) взаимной конкуренцией, страхом потерять занимаемое положение, стремлением к власти и со многим-многим другим. Это, по сути, бесконечный список. Количество и разнообразие конфликтов в реальной жизни чрезвычайно велико.
Подробная классификация конфликтов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация конфликтов
В зависимости от результата действия конфликты можно подразделить на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт может способствовать, например, улучшению взаимоотношений сотрудников в компании, улучшению, скажем, взаимопонимания, доверия. Диструктивный же, наоборот, ведет к разрушению, расколу.
В зависимости от способа разрешения - на антагонистические и компромиссные. Антагонистические конфликты - это такие конфликты, когда "война" идет до полной победы одной из сторон, когда уже не остается "камня на камне". Такой конфликт развивается по принципу "все или ничего". Результатом же компромиссного конфликта является, например, взаимное изменение целей участников, изменение сроков, условий взаимодействия.
В зависимости от природы возникновения - на социальные, организационные и эмоциональные. К социальным конфликтам можно отнести межнациональные, этнические конфликты. К организационным - конфликты, связанные с иерархической структурой компании, распределением функций между подразделениями, скажем, между производственным отделом и отделом маркетинга, конфликты между штабным и линейным персоналом, между формальной и неформальной организацией. Если же говорить об эмоциональных конфликтах, то типичным примером таких конфликтов можно считать не всегда мотивированные столкновения, скажем, в очередях за продуктами, что особенно характерно для стран с плановой экономикой.
В зависимости от направленности воздействия (классификация по уровням) - на горизонтальные и вертикальные. К горизонтальным конфликтам в компаниях, в первую очередь, относят следующие проблемы:
1) распределение задач и ответственности (характерно стремление подразделений переложить ответственность на других, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил);
2) различие целей и интересов подразделений с различными функциями (например, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки);
3) зависимость от общих служб и ресурсов (возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы. Например, иметь свою бухгалтерию, самостоятельно осуществлять подбор персонала);
4) различия в престижности работы (например, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж в торговой компании, которые для всех зарабатывают деньги) и т.п. Итак, типичные горизонтальные конфликты - это конфликты между функционально связанными подразделениями, например сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между несколькими учредителями, между рядовыми сотрудниками. К вертикальным конфликтам можно отнести конфликты между руководителем и подчиненным, когда руководитель стремится усилить свою власть и контроль, а подчиненный все больше сопротивляется, стремясь защитить свою автономию. При этом подчиненные подчас используют следующие способы воздействия на руководителя: утаивают информацию, оказывают пассивное сопротивление, используют круговую поруку, создают видимость бурной работы, подчеркивают свою незаменимость.
В зависимости от степени выраженности - на открытые и скрытые.
В зависимости от степени институциональности - на абсолютные и институциализированные. При этом под абсолютными понимаются конфликты, завершающиеся полным устранением оппонента (например: война, дуэль), а под институционализированными - конфликты, полностью принимаемые и одобряемые обществом (например, спортивные состязания).
И, наконец, в зависимости от количества участников (или, другими словами, по критерию масштаба) конфликты можно подразделить на внутриличностные, межличностные и межгрупповые.
Внутриличностный конфликт вызывается, во-первых, фрустрацией. В реальной жизни возможна ситуация, когда возникает некая преграда на пути к достижению человеком цели, вознаграждения. И именно это обстоятельство ведет к фрустрации, т.е. к психологическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности, отчаяния и т.п. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для нее цели, реализации той или иной ее потребности. Если говорить о реакции на состояние фрустрации, то надо упомянуть следующие действия: агрессию (проявляемую в виде раздражения, гнева, физической или вербальной атаки), уход (от реальной ситуации в мир мечтаний, апатия, нежелание принимать решения, регресс), закрепление (непрекращающиеся бесполезные попытки преодолеть преграду, причем подчас с упорством, достойным лучшего применения) и компромисс (постановка новой цели, выбор нового направления, решения).
К причинам фрустрации можно отнести, например, мелочный контроль за методами и темпами выполняемой сотрудником работы, непонимание ее содержания, отказ руководства заниматься жалобами и проблемами сотрудников, непонимание сотрудниками причин принимаемых решений, да и подчас элементарное нежелание руководства объяснять их и многое другое.
Во-вторых, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом целей. При этом обычно рассматривают три случая:
1) сотрудник нацелен на достижение нескольких взаимоисключающих целей (например, выбор из нескольких заманчивых предложений о работе);
2) сотрудник нацелен на избежание двух отрицательных целей (выбор "из двух зол меньшего");
3) сотрудник нацелен как на достижение, так и на избежание некоторой цели в том случае, когда эта цель обладает как положительными, так и отрицательными чертами.
И, в-третьих, внутриличностный конфликт вызывается конфликтом ролей, причем существует три типа конфликта ролей:
1) конфликт между человеком и конкретной ролью (например, человек, исповедующий демократические взгляды, получает назначение на руководящую должность в жесткой иерархической системе);
2) внутриролевой конфликт (противоречивые представления о том, как следует играть роль);
3) межролевой конфликт (один и тот же человек играет разные роли).
Межличностные конфликты связаны с индивидуальными различиями людей, их разными ценностными ориентациями, недостатком или недостоверностью информации, которой обладают участники конфликта, несовместимостью целей (например, цели менеджера по производству и менеджера по продажам противоположны) и пр.
И, наконец, межгрупповые конфликты - это конфликты между различными службами и подразделениями компании, в частности между линейными подразделениями и штабными, между общественными организациями, например профсоюзом, и администрацией и т.п. Основными причинами таких конфликтов являются, например, борьба за ресурсы, статус, взаимозависимость задач, неопределенность в сфере полномочий.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс.
Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.