Общение как взаимодействие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Оглавление

1. Общение как взаимодействие 3
2. Виды мотивов взаимодействия 7
3. Типы взаимодействия 9
4. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса; символический интеракзионизм Дж. Мида; управление впечатлениями Э. Гофмана; психоаналитическая теория З. Фрейда 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

психология. общение как взаимодействие.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Принципы Хоманса применимы  к действиям одного человека и  к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется  в отношениях с другим одними и  теми же соображениями.

Символический интеракзионизм Дж. Мида

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все  формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.  
Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. Социальный интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. Крупнейшим представителем социального интеракционизма был американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931).

Концепция «межиндивидуального взаимодействия»  Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей социальной действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов. Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог различает 2 аспекта формирования самости:

  1. я (соотв. английскому «i») - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя
  2. я (соотв. английскому «me») - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости: 

    1. стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор);
    2. стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников.

Любое организованное сообщество, которое  обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим.

Управление впечатлениями Э. Гофмана

Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим  спектаклям, в которых актеры стремятся  создавать и поддерживать благоприятные  впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе и других.

С точки зрения Э.Гофмана человек  предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения  человека. Теория считает поведение  человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических  конфликтов.

Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости.

Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства.

С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого  человека неглубинные и не затрагивают  изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

Теория личности Фрейда послужила  основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в  настоящее время.

Заключение

 

Интерактивная сторона общения - это  условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые  связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействи­м и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения.

Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Список литературы

 

    1. Андреева Г.М. Социальная психология.  М.: Аспект Пресс, 1998.
    2. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. №2.
    3. Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983.
    4. Видяпина В.И. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
    5. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
    6. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.
    7. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом.  Государственный университет управления. 2000.
    8. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. М.: Смысл, 1999.
    9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
    10. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Психология, 1981.
    11. Романс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1994.
    12. Фрейд З. Лекции по психоанализу. Лекция 31.М.: Экзамен, 2002.
    13. Хрестоматия по истории психологии. М.: Издательство МГУ, 1980.
    14. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 1998.

Информация о работе Общение как взаимодействие