Общая характеристика методов педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 08:18, лекция

Краткое описание

Педагогическая психология используется все те методы, которые есть в арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.
Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка.

Файлы: 1 файл

семинар2.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

Общая характеристика методов педагогической психологии

Достижением любой науки в значительной степени определяется развитием  ее методического аппарата, позволяющего добывать новые научные факты  и на их основе строить научную  картину мира. Принято выделять в  психологии три уровня методологическогоанализа:

  • Общая методология - философский подход к анализу явлений действительности (у нас такими общими принципами являются исторический и диалектический материализм).
  • Частная (специальная) методология обеспечивает конкретную реализацию общефилософских подходов в виде методологических принципов применительно к объектам психологического исследования.
  • Совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Педагогическая психология используется все те методы, которые есть в  арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.

Кроме общих методов в педагогической психологии есть еще специальные  методы. К ним относятся, например, психолого-педагогический эксперимент  и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для  определения степени обученности и воспитанности ребенка. Особое место среди прочих методов занимает психолого-педагогический эксперимент - исследование, которое задумано и проведено со специальной развивающей целью – для установления эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка.

Все методы, используемые в педагогической психологии делятся на:

  • организационные (они касаются целей, содержания, структуры, организации проводимых исследований, их состава и подготовки).
  • процедурные (касаются форм реализации проводимого исследования в целом и его отдельных частей).
  • оценочные (включают в себя способы психолого-педагогического оценивания результатов исследования).
  • методы сбора данных и обработки (методы, с помощью которых собираются необходимая информация о испытуемом; методы, служащие для преобразования первичных качественных и количественных результатов исследования в теоретические и практические психолого-педагогические выводы и рекомендации).

Кроме того, выделяют еще две группы методов, имеющие целью оказание прямого практического психологического воздействия на ребенка. Это психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование - оказание устной помощи ребенку в виде советов и рекомендаций на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с какими он столкнулся в процессе своего развития. Форма проведения консультации - беседа с ребенком, родителями или людьми, участвующими в его обучении и воспитании (носит рекомендательный характер).

Коррекция предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога  на заинтересованное лицо (методы психотерапевтического  воздействия, социально-психологический  тренинг, аутогенная тренировка2).

 

Принципы использования методов  исследования в психологии

 

При использовании различных методов  психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой  проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод  может быть так эффективен, как  экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности "экспериментировать" над человеком.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками  нашей психологии специфические  черты должна носить и ее методика[12,27].

1. Психика, сознание изучается  нами в единстве внутренних  и внешних проявлений. Взаимосвязь  психики и поведения, сознания  и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от  момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе  акта деятельности сказывается и  во внешнем его протекании. Поэтому  всегда существует некоторое соотношение  между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается  в том, чтобы адекватно выявить  это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую  природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает  обычно различное психологическое  истолкование. Внутреннее психологическое  содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы  деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой-нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в  которых она совершается, можно  адекватно раскрыть то внутреннее психологическое  содержание действий и поступков, которое  может быть высказано и может  быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

2. Поскольку решение психофизической  проблемы, из которого исходит  наша психология, утверждает единство, но не тожество психического  и физического, психологическое  исследование, никак не растворяясь  в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов. Вряд ли, например, возможно научное изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование никак не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманентном — феноменологическом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.

Неправильно было бы недооценивать  значение физиологических методик  в психологическом исследовании. В частности, павловская методика условных рефлексов является мощным средством анализа чувствительности.

Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную  роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место.

Решающим вопросом при этом является, однако, не столько разграничение  и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они  образовали подлинное единство. Под  этим углом зрения должна быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии  ощущения и движения и развернута целая система психофизических  исследований, конкретно реализующих  общий принцип психофизического единства.

3. Поскольку материальные основы  психики не сводятся к ее  органическим основам, поскольку  образ мыслей людей определяется  образом их жизни, их сознание  — общественной практикой, методика  психологического исследования, идущего  к психологическому познанию  человека, отправляясь от его  деятельности и ее продуктов,  должна опираться на социально-исторический  анализ деятельности человека. Лишь  правильно определив подлинное  общественное содержание и значение  тех или иных поступков человека  и объективных результатов его  деятельности, можно прийти к  правильному их психологическому  истолкованию. Психическое не должно  при этом социологизироваться, т. е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно поэтому сохранять свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где это требуется — опираясь на предварительный социологический анализ человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития.

4. Целью психологического исследования  должно быть раскрытие специфических  психологических закономерностей.  Для этого необходимо не оперирование  одними лишь статистическими  средними, а анализ конкретных  индивидуальных случаев, потому  что действительность конкретна  и лишь ее конкретным анализом  можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла — в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

5. Психологические закономерности  раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является  не только специальной областью, но и специфическим методом  психологического исследования. Генетический  принцип является существенным  принципом нашей методики. При  этом суть дела заключается  не в том, чтобы проводить  статистические срезы на различных  этапах развития и фиксировать  различные уровни, а в том, чтобы  сделать именно переход с одного  уровня на другой предметом  исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. В частности, при изучении психического развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстрактные, уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы разнеся их по различным этажам и полкам, а в том, чтобы в ходе самого исследования продвинуть детей с одного "уровня" на следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности.

6. Поскольку продвижение детей  с одного уровня или ступени  психического развития на другой  совершается в процессе обучения, генетический принцип в вышераскрытом его понимании требует в качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще "педагогизации" психологического исследования. Надо изучать ребенка, обучая его. Но принцип педагогизации психологического изучения ребенка означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

То положение, что надо изучать  детей, обучая их, является частным  случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления  действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и  конкретное познание людей достигается  в процессе их переделки). Это одно из основных положений общей методологии  и теории познания. Оно может и  должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их.

Таким образом, в самой методике, в "практике" исследования закладывается  единство, связь между теорией  и практикой, между научным познанием  психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках общей концепции  новый смысл и характер может  приобрести использование в методике  психологического исследования  продуктов деятельности, поскольку  в них материализуется сознательная  деятельность человека (изучение  продуктов умственной деятельности  и творчества в исследовании  мышления, воображения). Психологическое  исследование никак не должно  при этом основываться на механической  регистрации голой результативности  деятельности и пытаться устанавливать  в ней и навсегда фиксировать  стандартные показатели психического  состояния.

Один и тот же внешний результат  может иметь самое различное  психологическое содержание в зависимости  от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие  психологического содержания результатов  каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его  расшифровка и правильная интерпретация  требуют обязательного учета, а  значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение  должно стать одним из основных в  методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, —  в противоположность обезличению, по большей части господствующему  в методике зарубежной психологической  науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят  за пределы только психологических  явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и  специфичности своего объекта, требует  тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.


Информация о работе Общая характеристика методов педагогической психологии