Образование как многоаспектный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – дать полную характеристику системы образования как многоаспектного феномена.
Задачи исследования:
Рассмотреть общеметодологический смысл понятия «образование».
Выявить основные тенденции и психологические принципы современного образования.
Проанализировать основные направления обучения в современном образовании.
Рассмотреть личностно-деятельностный подход как основу организации образовательного процесса.
Мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: современная система образования является многоаспектным феноменом и имеет свои особенности, направления обучения и подходы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 3 параграфа, заключения, списка литературы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретический анализ системы образования как многоаспектного феномена……………………………………………………………6
Общеметодологический смысл понятия «образование»………………...6
Основные тенденции и психологические принципы современного образования……………………………………………………………………..12
Основные направления обучения в современном образовании……….15

Глава 2 Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 235.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ» НА ТЕМУ:

«ОБРАЗОВАНИЕ  КАК МНОГОАСПЕКТНЫЙ ФЕНОМЕН» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретический анализ системы образования как многоаспектного феномена…………………………………………………………6

    1. Общеметодологический смысл понятия «образование»………………...6
    2. Основные тенденции и психологические принципы современного образования……………………………………………………………………..12
    3. Основные направления обучения в современном образовании……….15
 

Глава 2 Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса…………………………………………………29 

Заключение…………………………………………………………………..36

Список  литературы…………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  проблемы исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения и т.д. Параллельно идет интенсивный поиск новых форм подготовки педагогических кадров.

     Содержание  образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием  способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

     Традиционные  способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

     Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному  воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

     В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

     - от учения как функции запоминания  к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

     - от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

     - от ориентации на усредненного  ученика к дифференцированным  и индивидуализированным программам  обучения;

     - от внешней мотивации учения  к внутренней нравственно-волевой  регуляции [12].

     Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур  общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время – это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

     Проблема  образования как многоаспектного феномена рассматривалась многими учеными такими, как Б.Б.Айсмонтас, И.А.Зимняя, Г.К.Селевко, И.С.Якиманская, В.Д.Шадриков и др.

     Следовательно, выбор темы курсовой работы «Образование как многоаспектный феномен», обусловлен необходимостью анализа особенностей образовательного процесса с одной стороны, а с другой – поиском наиболее эффективного подхода к организации образовательного процесса.

     Объект  исследования – система образования как многоаспектный феномен.

     Предмет исследования – выявление особенностей современной системы образования как многоаспектного феномена.

       Цель исследования – дать полную характеристику системы образования как многоаспектного феномена.

     Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть общеметодологический смысл понятия «образование».
  2. Выявить основные тенденции и психологические принципы современного образования.
  3. Проанализировать основные направления обучения в современном образовании.
  4. Рассмотреть личностно-деятельностный подход как основу организации образовательного процесса.

     Мы  выдвигаем следующую гипотезу исследования: современная система образования является многоаспектным феноменом и имеет свои особенности, направления обучения и подходы.

     Методы  исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 3 параграфа, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретический анализ системы образования  как многоаспектного феномена

1.1 Общеметодологический смысл понятия «образование»

     Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, следование этому образу и трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д.Ушинский полагал, что основным методом должен быть «сократический» – метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения.

     Распространенный  в Европе, Великобритании, США термин education (обозначающий образование) не имеет корневой морфемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е. построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность [2].

Образование как система

     Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы.

     В первую очередь подчеркнем, что образование  как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

     Образование как система включает в себя понятие  педагогической системы, по Н.В.Кузьминой. Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами (цель, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) [16, с. 16].

     Образование как система может рассматриваться в трех измерениях [16, с. 19], в качестве которых выступают:

     – социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;

     – ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

     – профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

     С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:

     – образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

     – образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения – урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля – опрос, зачет, экзамен и т.д.;

     – образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

     – образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;

     – образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности, в терминах А.И.Субетто, Н.А.Селезневой [3].

     Все эти показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, при внимательном рассмотрении выявляют и собственно психолого-педагогические аспекты. Они заключаются в ответах на вопросы: как сам человек (ребенок) или его родители, представив всю иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор; как внутри каждой образовательной структуры (младшая, средняя, старшая ступени школьного, гимназического, лицейского образования) отражается специфика ее ступеней по отношению к субъекту обучения – обучающемуся; как предыдущий уровень подготовки в одной структуре может обеспечить комфортное продолжение образования в другой; каковы критерии эффективности действия каждой из них; каковы механизмы управления системами, определение специфики этого управления при помощи тестовых батарей достижений и т.д. При этом сам процесс определения качества образования посредством изучения образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.

     В современных системах образования  видна тенденция оценивать результат по выходу (out-come education), который представлен определенными унифицированными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.

Информация о работе Образование как многоаспектный феномен