Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 17:46, реферат
В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалистов, изучающих поведение животных.
1.Введение 3 - 4
2.Мимика 4 - 5
3.Взгляд 5 - 6
4.Позы 6 - 7
5.Жесты 7 - 12
- ритмические жесты 9
- эмоциональные жесты 9
- указательные жесты 9 – 10
- изобразительные 10
- символические жесты 11
6. Кинесические средства 12
7 . Просодические и экстралингвистические средства 12 - 13
8. Такесические средства 13 – 14
9. Проксемические средства 15 – 16
10. Паралингвистические средства 16
11. Заключение 16 - 18
12. Список используемой литературы 19
Федеральное агентство
по образованию
«Ярославский
государственный
технический университет»
Кафедра
иностранных языков
Реферат
на тему: «Невербальные
средства общения. Общая
характеристика невербальных
средств общения.
Курс 2
Группа З-28а
Ярославль
2009 г.
План
- ритмические
жесты
- эмоциональные
жесты
- указательные
жесты
- изобразительные
- символические
жесты
6.
Кинесические средства
7 . Просодические и экстралингвистические средства 12 - 13
8.
Такесические средства
9.
Проксемические средства
10. Паралингвистические
средства
11. Заключение
12. Список
используемой литературы
Введение
В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалистов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов опровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — более 65%.
Цифровые данные могут быть более или менее убедительными, однако суть в том, что невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный характер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое истинное состояние.
Невербальные средства общения подразделяются
на группы. Наиболее обширная группа —
кинесические (от греч. kinetis — движение)
— зрительно воспринимаемые движения
другого человека, выполняющие выразительно
регулятивную функцию в общении. К ним
относятся поза, жесты, мимика, взгляд,
походка, направление движения.
Мимика
Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитивное эмоциональное состояние — радость и удивление. Остальные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодолением отрицательных для живого существа обстоятельств.
Мимика человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.
Тысячелетия
совместного существования
Взгляд
Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнёра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, налицо расположенность к общению, если нет, стоит задуматься, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В деловом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздражение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи знаменитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачками соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получении отменной карты, суженные — о блефовании.
В
общении имеет значение и направленность
взгляда, то есть тот участок лица или
тела, на который он направлен. В этом смысле
можно говорить о деловом, социальном
и интимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется
в воображаемом треугольнике на лбу партнёра
по общению и создает деловую атмосферу.
Социальный взгляд направлен на треугольник
на уровне глаз и подбородка, его не следует
использовать при решении деловых вопросов,
особенно в работе с подчинёнными. Интимный
взгляд направлен прямо в глаза собеседнику
и в среде деловых партнеров тоже не может
быть использован, так как вас могут неправильно
понять.
Позы
Источником
информации о состоянии и намерениях
партнера по общению является и тело человека,
его статическое или динамическое состояние.
Поза (фр. pose — положение тела) — вид более
или менее устойчивого пространственного
положения человека. Насчитывают несколько
тысяч таких положений, приемлемость или
неприемлемость которых зависит от национальности,
пола, возраста, культурных и религиозных
особенностей людей. Главное смысловое
содержание позы как средства общения
— выражение открытости, готовности к
общению или закрытости, неготовности
к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы,
человек прикрывает наиболее уязвимые
места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии)
и старается занять как можно меньше места
в пространстве. Если ваш партнер скрестил
руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит
к вам вполоборота, откинулся назад, руками
подпирает подбородок и т.п., общение будет
малоэффективным. О настроенности на контакт
свидетельствуют «открытые» позы — руки
раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты,
человек стоит лицом к вам, сидит, чуть
наклонившись вперед, и т.п. Практически
все коммуниканты «читают» позы партнёров,
но происходит это совершенно бессознательно,
и далеко не каждый понимает, как он это
делает.
Жесты
Важным кинесическим средством общение является жестикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень выразительны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»
Жестикуляция как кинесическое средство общения обладает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жесты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо пальцем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей. Русские в знак согласия покачивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят головой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». У И.С. Тургенева в романе «Новь» находим описание жеста прощания: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз к ряду быстро поднес руку к собственным губам и носу. И пошел далее....». В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведённых пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, жест приобретает оскорбительный характер («А иди ты подальше!»). Жители Европы не различают нюанса повернутой к себе или от себя ладони и воспринимают эти жесты только как знак победы или указание на количество предметов. И это вполне может привести к недоразумениям и даже конфликтам.
Характерной особенностью жестикуляции является ее устойчивость — жесты меняются очень медленно. Позаимствованный россиянами у западных народов жест прощания движением «вправо-влево» ладони, обращенной к уходящим, не используется, когда мы учим малышей прощаться. Мы машем кистью руки «вверх-вниз»: именно так принято было прощаться с давних пор на Руси.
В связи с тем, что до 80% информации о мире
человек получает через зрение, основная
функция жеста — зрительно способствовать
лучшему восприятию речи. Дополнительные
— уточнение и оживление мысли, усиление
ее эмоционального звучания в сочетании
со словами. В зависимости от выполняемой
функции жесты подразделяются на ритмические,
эмоциональные, символические, указательные,
изобразительные.
Информация о работе Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения