Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 17:46, реферат

Краткое описание

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалистов, изучающих поведение животных.

Оглавление

1.Введение 3 - 4
2.Мимика 4 - 5
3.Взгляд 5 - 6
4.Позы 6 - 7
5.Жесты 7 - 12
- ритмические жесты 9

- эмоциональные жесты 9

- указательные жесты 9 – 10

- изобразительные 10

- символические жесты 11

6. Кинесические средства 12

7 . Просодические и экстралингвистические средства 12 - 13

8. Такесические средства 13 – 14

9. Проксемические средства 15 – 16

10. Паралингвистические средства 16

11. Заключение 16 - 18

12. Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Реферат по русскому делал самммм!!!!.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

                 Федеральное агентство по образованию                                            Государственное образовательное учреждение высшего образования

«Ярославский  государственный  технический университет» 
 
 

Кафедра иностранных языков 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Специальность «Экономика и управление в химической промышленности»

         Курс 2

                    Группа З-28а

                                   Студент: Борков М.С.

                                                     Преподаватель: Тараканова Т.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль 2009 г. 

План  

   

  1. Введение                                                                                    3 - 4
  2. Мимика                                                                                      4 - 5
  3. Взгляд                                                                                        5 - 6
  4. Позы                                                                                           6 - 7
  5. Жесты                                                                                        7 - 12

    - ритмические  жесты                                                                   9

    - эмоциональные  жесты                                                              9    

    - указательные жесты                                                               9 – 10

    - изобразительные                                                                       10

    - символические жесты                                                              11                

     6.  Кинесические средства                                                               12

    7 . Просодические и экстралингвистические средства             12 - 13

     8. Такесические средства                                                              13 – 14

     9.  Проксемические средства                                                       15 – 16

    10. Паралингвистические  средства                                                  16

    11. Заключение                                                                                16 -  18

    12. Список  используемой литературы                                              19 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. В качестве доказательства прибегают к исследованиям этологов (от греч. ethos — характер, нрав), специалистов, изучающих поведение животных. Бытует мнение о первостепенности в человеческом общении языковых средств и второстепенности невербальных. Исследования психологов опровергают это ошибочное представление. По данным А. Мей-ерабиана, 7% объёма передаваемой информации составляют слова (вербальные средства), 38% — интонация голоса и его тембр, 55% — невербальные средства. Менее категоричен профессор Бердвиссл, считающий, что словесное общение в беседе передает менее 35% информации, невербальное — более   65%.

       Цифровые  данные могут быть более или менее  убедительными, однако суть в том, что невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях. Природный характер невербальных средств общения делает невозможной значительную коррекцию невербального поведения — в речи ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства человек научился скрывать, невербальный язык менее пластичен и не позволяет нам достаточно эффективно маскировать свое истинное состояние.

               Невербальные средства общения подразделяются на группы. Наиболее обширная группа — кинесические (от греч. kinetis — движение) — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жесты, мимика, взгляд, походка, направление движения. 

       Мимика

       Мимика (от греч. mimikos — подражающий) — движение лицевых мышц. Основной элемент мимики — мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положение рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые передают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков перехода от одного к другому. К основным относятся гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх. Обращает на себя внимание тот факт, что только два из них выражают позитивное эмоциональное состояние — радость и удивление. Остальные передают отрицательные состояния человека. И это вовсе не случайное явление. Мимика не изобретена людьми, она носит биологический характер и присуща животным в дикой природе, отлично передавая разнообразные их состояния. Очевидно, что выживание в природе чаще связано с преодолением отрицательных для живого существа обстоятельств.

       Мимика  человека целостна и динамична. Первое проявляется в том, что основные мимические коды интернациональны: русские и эскимосы, испанцы и австралийцы, англичане и бразильцы выражают удивление, например, одним и тем же мимическим кодом. Динамичность мимики состоит в том, что мимические коды могут чрезвычайно быстро меняться. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта — именно они несут основную смысловую нагрузку при смене мимического кода.

       Тысячелетия совместного существования научили  людей контролировать мимику, и, если человек хочет скрыть какую-либо информацию или свое состояние, лицо может стать малоинформативным. На значимость мимики указывает тот факт, что при неподвижном или невидимом лице теряется 10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь, люди стремятся «читать» лицо партнёра и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует или сведена к минимуму. Изобретение видеотелефона — результат потребности в мимическом контакте. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. 

       Взгляд

       Исключительно большое значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. Психологи показали, что взгляд общающегося человека тесно связан с процессом формирования мысли (Р. Экслайн, Л. Винтере). Рождение мысли — процесс трудный и очень интимный, поэтому человек смотрит в сторону, когда мысль только формируется, а когда она готова, то и взгляд направлен на собеседника. Говорящий меньше смотрит на партнёра — только чтобы проверить его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее: он посылает говорящему сигналы обратной связи. Если между партнёрами есть визуальный контакт, налицо расположенность к общению, если нет, стоит задуматься, есть ли смысл его продолжать. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. В деловом общении не стоит пользоваться тёмными очками, так как у вашего партнёра обязательно возникнет ощущение, что вы разглядываете его в упор. Это вызовет неловкость и раздражение, и позитивная атмосфера общения будет нарушена.

       С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются. Успехи знаменитых игроков в покер основаны на наблюдении за зрачками соперника: расширенные зрачки сигнализируют о получении отменной карты, суженные — о блефовании.

       В общении имеет значение и направленность взгляда, то есть тот участок лица или тела, на который он направлен. В этом смысле можно говорить о деловом, социальном и интимном взглядах. Деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу. Социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными. Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять. 

       Позы

       Источником  информации о состоянии и намерениях партнера по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр. pose — положение тела) — вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают несколько тысяч таких положений, приемлемость или неприемлемость которых зависит от национальности, пола, возраста, культурных и религиозных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения — выражение открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему (В. Шюбц). Принимая «закрытые» позы, человек прикрывает наиболее уязвимые места тела (грудная клетка, брюшина, гениталии) и старается занять как можно меньше места в пространстве. Если ваш партнер скрестил руки, ноги, положил ногу на ногу, сидит к вам вполоборота, откинулся назад, руками подпирает подбородок и т.п., общение будет малоэффективным. О настроенности на контакт свидетельствуют «открытые» позы — руки раскрыты ладонями вверх, ноги вытянуты, человек стоит лицом к вам, сидит, чуть наклонившись вперед, и т.п. Практически все коммуниканты «читают» позы партнёров, но происходит это совершенно бессознательно, и далеко не каждый понимает, как он это делает. 

       Жесты 

       Важным  кинесическим средством общение  является жестикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень выразительны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

       Жестикуляция  как кинесическое средство общения  обладает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жесты 180 раз, француз — 120, итальянец — 80, а финн — всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо пальцем, считается невоспитанным. Содержание жеста у разных народов различно. Приветствие и прощание, согласие и отказ, удовольствие или неудовольствие по-разному выразят люди разных национальностей. Русские в знак согласия покачивают головой «вверх-вниз», а, отказывая, поводят головой «вправо-влево». В Болгарии эти жесты противоположны: «вправо-влево» означает «да», «вниз-вверх» означает «нет». У И.С. Тургенева в романе «Новь» находим описание жеста прощания: «Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним на французский манер, несколько раз к ряду быстро поднес руку к собственным губам и носу. И пошел далее....». В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведённых пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, жест приобретает оскорбительный характер («А иди ты подальше!»). Жители Европы не различают нюанса повернутой к себе или от себя ладони и воспринимают эти жесты только как знак победы или указание на количество предметов. И это вполне может привести к недоразумениям и даже конфликтам.

       Характерной особенностью жестикуляции является ее устойчивость — жесты меняются очень медленно. Позаимствованный россиянами у западных народов жест прощания движением «вправо-влево» ладони, обращенной к уходящим, не используется, когда мы учим малышей прощаться. Мы машем кистью руки «вверх-вниз»: именно так принято было прощаться с давних пор на Руси.

             В связи с тем, что до 80% информации о мире человек получает через зрение, основная функция жеста — зрительно способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные — уточнение и оживление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочетании со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные. 

Информация о работе Невербальные средства общения. Общая характеристика невербальных средств общения