Невербальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения.

Оглавление

Введение 3
1. Общение и его функции 4
2. Стороны и сущность общения 5
3. Виды общения 7
4. Коммуникация 9
5. Невербальная коммуникация и невербальные средства общения 10
6. Виды невербальных средств общения 12
7. Просодические и экстралингвистические средства 21
8. Такесические средства общения 21
9. Проксемические средства 22
Заключение

Файлы: 1 файл

Основной- основы неверб[1]. коммуникации.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      Скорость  речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

      Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. 

8. Такесические средства общения 

      К такесическим средствам общения  относятся  динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

      Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

      Такесические  средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции  индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. 

9. Проксемические средства 

      Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

      Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

    • интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
    • персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
    • социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
    • публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

      Нарушение оптимальной дистанции общения  воспринимается негативно.

      Ориентация  и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

      Если  общение носит сопернический  или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной  дружеской беседе – занимают угловую  позицию; при кооперативном поведении  – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

      Следует отметить, что невербальное поведение  личности полифункционально, оно:

  • создаёт образ партнёра по общению;
  • выражает взаимоотношения партнёров по общению, формирует эти отношения;
  • является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
 

      Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

      Жест  –  это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

      Мимика  – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

      Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

      Слияние словесного и оптико-кинетического  действий образует процесс воздействия  одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Как только не именовали человека: и  homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

      Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

      Сам процесс коммуникации понимается как  процесс обмена информации, т. е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

      Научные исследования в области лингвистики  показали, что существует прямая зависимость  между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

      Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

      Особенностью  языка телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.  

Список используемой литературы: 

  1. Андреева  Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. – М., 1998. – 165 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998. – 311 с.
  3. Белинская Е. П., Тихомарицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. - М., 2000. – 461 с.
  4. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М., 1999. – 324 с.
  5. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.
  6. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999. – 168 с.
  7. Немов Р. С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994. – 225 с.
  8. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. М.  Яноушека, - М.: МГУ, 1987. – 193 с.
  9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1990. – 115 с.
  10. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М. : Ай – Кью, 1995. – 112 с.
  11. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М. : Ай – Кью, 1995. – 257 с.
  12. Психология и этика делового общения. / Под редакцией Лавриненко В. Н. - М., 2000. – 240 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1998. – 313 с.
  14. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск, 1997. – 215 с.
  15. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277 с.

Информация о работе Невербальная коммуникация