Невербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.).Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1 Невербальная коммуникация. Специфика невербальной коммуникации..5
2 Невербальные элементы коммуникации........................................................9
3 Межнациональные различия невербального общения...............................13
Заключение.........................................................................................................17
Список нормативных актов и литературы......................................................18

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ- КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 38.74 Кб (Скачать)

Введение...............................................................................................................3

1 Невербальная коммуникация. Специфика невербальной коммуникации..5

2 Невербальные элементы коммуникации........................................................9

3 Межнациональные различия невербального общения...............................13

Заключение.........................................................................................................17

Список нормативных актов  и литературы......................................................18

 

Введение

 

 

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для  каждого важно наладить контакт  с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности  в общении, побуждение собеседника  к действию и т.д.). Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения [4, C. 34].

Актуальность темы работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.

Невербальные аспекты  речи чрезвычайно важны, так как  с их помощью передается смысл  высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение  людей. Владение такими средствами человеку помогает снимать напряженность в общении с другими людьми, а так же позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать людям ту информацию, которой он располагает. Многие психологи обоснованно считают, что через невербальные средства общения от человека к человеку передается больше информации, чем через вербальные и недостаточно хорошее владение невербальной коммуникацией значительно обедняет общение людей друг с другом.

Цель работы рассмотреть и изучить понятие и  проблемы невербального общения между людьми.

Исходя из цели контрольной работы, можно выделить следующие задачи:

1 ознакомиться с понятием  и спецификой невербального общения;

2 дать характеристику основным элементам невербальной коммуникации;

3 рассмотреть межнациональные различия невербального общения.

Объект изучения - процесс невербального общения между людьми.

Предмет работы - невербальные коммуникации.

Методы исследования проблемы контрольной работы - теоретический анализ литературы, анализ опыта ученых.

В работе рассмотрены труды следующих ученых: Биркенбил В., Горелова И.Н., Лабунской В.А., Холла Э.

 

1 Невербальная коммуникация

 

 

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения  людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем  язык. Они оказались устойчивыми  и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого  человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они  воспринимаются непосредственно и  поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки  отношения, эмоций, оценки, с их помощью  можно передавать информацию, которую  трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами [3, С. 204].

В основе невербальной коммуникации лежат два источника - биологический  и социальный, врожденный и приобретенный  в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами  для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми  и глухими детьми, у которых  не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при  выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством  биологической природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному  контролю: побледнение или покраснение  лица, расширение зрачков, искривление  губ, частота моргания и др.

Социальная обусловленность  коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и  животным. Они зафиксировали довольно много правил невербального общения  у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются  этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации.

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки  - они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.;

2) ненамеренные знаки  - употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

3) собственно коммуникативные  знаки - эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии [5, С. 223].

Коммуникация - в широком смысле, обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации [2, С. 86].

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными  сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

В процессе коммуникации невербальное общение является её составной частью и взаимосвязаны с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:

1. Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение. Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга.

2. Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям. Если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека.

3. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального.

4. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.

5. Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам [3, С. 159].

Характер и формы выражения  различных средств общения позволяют  нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативные, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные сообщения  обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия.

Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают  сами в естественных условиях через  наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами [5, С. 159].

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

 

2 Невербальные элементы коммуникации

 

 

Рассмотрение элементов  невербальной коммуникации помогает лучше  понять способы, с помощью которых выражается смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, на основе зрения складывается оптический канал, на основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом [3, С. 123].

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение  человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными.

Мимика представляет собой  все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать  в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции. Поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу же бросается в глаза даже неопытному человеку [1, С. 135].

Окулистика - использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз также можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, длительный взгляд (особенно на представителя противоположного пола) может быть признаком влюбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспокойство, страх и раздражение. Исследования проблем окулистики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд

Существенным аспектом кинезиса является поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить, напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти [1, С. 153].

С позой тесно связана  походка человека. Ее характер указывает  как на физическое самочувствие и  возраст человека, так и на его  эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук и др. Эти параметры формируют разные типы походки - ровной, плавной, уверенной, твердой, виноватой и др.

Информация о работе Невербальные коммуникации