Невербальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, доклад

Краткое описание

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

Оглавление

Введение 3
Роль невербальных сообщений в общении и их типы. 3
Кинесика 5
Описание жестов и расшифровка значений 7
Мимика 9
Окулистика 9
Кинетика 9
Интонация 11
Проксемика. 11
Список Литературы 16

Файлы: 1 файл

Neverbalnaya_kommunikatsiVoronin_IBDA.docx

— 68.56 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ


 

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА  И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Реферат

 

по курсу « Безопасность жизнедеятельности »

«Невербальная Коммуникация»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса ФМБДА ИБДА

 

Воронин Геннадий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2011

 

Оглавление

Введение 3

Роль невербальных сообщений в общении и их типы. 3

Кинесика 5

Описание жестов и расшифровка значений 7

Мимика 9

Окулистика 9

Кинетика 9

Интонация 11

Проксемика. 11

Список Литературы 16

 

 

Введение

Специалистами по общению подсчитано, что современный  человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.

Невербальная  коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства). 

Невербальные  сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее. 

 

Роль невербальных сообщений в общении и их типы.

 

В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:

1) Невербальное общение может дополнять  вербальное сообщение.

  Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти  два действия дополняют друг  друга. Дополнение означает, что  невербальные элементы делают  речь более выразительной, уточняют  и разъясняют ее. Ваша улыбка  при встрече с другом, когда  вы говорите ему, что очень  рады увидеться с ним, дополняет  речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец . 

  1. Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям.

  Если вы не смотрите в глаза  своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать»,  то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

  1. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в Шумной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.
  2. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения.

Регулирование представляет собой использование  невербальных знаков для координации  взаимодействия между людьми. Для  поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение  позы, прикосновение к кому-то и  др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.

  1. Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам.

Люди  используют невербальное общение для  того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных  культурах придаётся разное значение. Следовательно, для общения с  представителями других культур  необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре .

Невербальная  коммуникация является самой древней  формой общения людей. В основе невербальной коммуникации лежат два источника  — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в  ходе  социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые  жесты, телодвижения являются врожденными  и служат сигналами для получения  ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у  которых не было возможности у  кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим  доказательством биологической  природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение  лица,  расширение зрачков, искривление  губ, частота моргания и др.

Социальная  обусловленность коммуникации, как  считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры

На  основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) Поведенческие знаки.

Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а  также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.

2) Ненамеренные знаки.

Употребление  таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой  без причины, покусывание губ  и др.

3) Собственно коммуникативные знаки.

Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии  или состоянии. 

Таким образом, использование  в коммуникации невербальных средств  происходит в основном спонтанно. Это  обусловлено как низшими  уровнями центральной нервной системы, так  и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании  может произойти утечка информации.

Рассмотрение  элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с  помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом . 

Кинесика

 

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т.д.

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Это так называемые жесты-адапторы - движения рук, ориентированные на себя или на использование физических объектов (потирание рук, верчение карандаша в руках). Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:

1.  Иллюстраторы - описательно-изобразительные  и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание, Например, иллюстраторы имеют свойство усиливаться, когда увеличивается энтузиазм говорящего или когда кажется, что слушающий не понимает говорящего.

2. Конвенциональные жесты, или эмблемы  используются при приветствии  или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т. п. Они могут быть прямо переведены в слова, употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто их используют вместо слов, которые неловко высказать вслух. Поэтому все неприличные жесты попадают в эту категорию.

3.  Модальные жесты - жесты одобрения,  неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.

4.  Жесты, используемые в различных  ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.) .

Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Это зачастую создает большие проблемы в межкультурной коммуникации. Например, для нас привычно при приветствии на расстоянии помахать рукой из стороны в сторону. Но в Северной Америке такой жест означает прощание, в Центральной Америке или Африке таким движением останавливают машину или подзывают к себе кого-то.

При контактах с представителями  других культур во многих ситуациях  возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно. Если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то это кажется японцам странным жестом, так как в таких случаях они прикасаются к носу. Только в XX столетии рукопожатие стало приемлемым во всем мире. В прошлом такой прямой физический контакт считался во многих культурах неприличным. Китайцы и в настоящее время по возможности избегают телесных контактов с незнакомцами. Для них крепкое рукопожатие также неприятно, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу, что означает «будь здоров».

Телодвижения  могут также использоваться для  выражения желания закончить  или начать разговор. В американской культуре применяется несколько  жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу:

Информация о работе Невербальная коммуникация