Нейропсихология и ее направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:55, реферат

Краткое описание

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии. Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Оглавление

Нейропсихология……….......................2
Направления современной нейропсихологии…3
Литература…………………….............................10

Файлы: 1 файл

Основы нейропсихологии. Нейропсихология и ее направления.(готов)10.doc

— 23.00 Кб (Скачать)

 

Ìîñêîâñêèé ãóìàíèòàðíûé èíñòèòóò èì. Å.Ð. Äàøêîâîé

 

 

 

 

 

 

 

 

Ðåôåðàò

 

Ïî ïðåäìåòó: Îñíîâû íåéðîïñèõîëîãèè.

Íà òåìó: «Íåéðîïñèõîëîãèÿ è åå íàïðàâëåíèÿ.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà 2 êóðñà

Ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè (ÃÂÄ)

                 Ïàäàëêî Å.Ã.

                                                     Ïðîâåðèë È.È. Õàíäîæêî

 

 

 

 

 

Ìîñêâà, 2014

Ñîäåðæàíèå

 

Íåéðîïñèõîëîãèÿ……….......................2

Íàïðàâëåíèÿ ñîâðåìåííîé íåéðîïñèõîëîãèè…3

Ëèòåðàòóðà…………………….............................10

 

Íåéðîïñèõîëîãèÿ.

 

Íåéðîïñèõîëîãèÿ — ýòî íàóêà, èçó÷àþùàÿ ìîçãîâûå ìåõàíèçìû ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé íà ìàòåðèàëå ëîêàëüíûõ ïîðàæåíèé ìîçãà. Êàê è âñÿ êëèíè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ, îíà — ïîãðàíè÷íàÿ íàóêà, âîçíèêøàÿ íà áàçå ïñèõîëîãèè, ìåäèöèíû (íåâðîëîãèè è íåéðîõèðóðãèè), àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ïñèõîôàðìàêîëîãèè. Îíà òåñíî âçàèìîäåéñòâóåò ñ ïðàêòèêîé äèàãíîñòèêè íàðóøåíèé âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è èõ âîññòàíîâëåíèÿ ïðè ëîêàëüíûõ ïîðàæåíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

 

Íàïðàâëåíèÿ ñîâðåìåííîé íåéðîïñèõîëîãèè.

 

Ê íàñòîÿùåìó âðåìåíè ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå íàïðàâëåíèÿ íåéðîïñèõîëîãèè.

Êëèíè÷åñêàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ (ñèíäðîìîëîãèÿ). Èçó÷àåò íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, â êîíòåêñòå ïðîáëåìû ìåæïîëóøàðíîé àñèììåòðèè è ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, ïîðàæåíèÿ ãëóáîêèõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð è êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà. Èçó÷àåò íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû òðàâìàòè÷åñêîãî è ñîñóäèñòîãî ãåíåçà, âûÿñíÿåò èõ îòëè÷èå îò îïóõîëåâûõ ñèíäðîìîâ. Èñïîëüçóåò ìåòîäû íåàïïàðàòóðíîãî êëèíè÷åñêîãî íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ðàçðàáîòàííûå â îñíîâíîì À.Ð. Ëóðèÿ (êîòîðûå ñåé÷àñ ó íàñ è çà ãðàíèöåé íàçûâàþò «ëóðèåâñêèìè ìåòîäàìè»).  ýòîì íàïðàâëåíèè ðàáîòàëè: À.Ð. Ëóðèÿ, Å.Ä. Õîìñêàÿ, Í.Ê. Êèÿùåíêî, Ý.Ã. Ñèìåðíèöêàÿ, Í.Â. Ãðåáåííèêîâà è äðóãèå.

Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. Çàíèìàåòñÿ ýêñïåðèìåíòàëüíûì àïïàðàòóðíûì èçó÷åíèåì ïñèõîëîãè÷åñêèõ è ìîçãîâûõ ìåõàíèçìîâ íàðóøåíèé ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (ó âçðîñëûõ è äåòåé). Èçó÷àåò êîãíèòèâíûå, äâèãàòåëüíûå ôóíêöèè, ýìîöèîíàëüíî-ëè÷íîñòíàÿ ñôåðà. Èñïîëüçóåò ýêñïåðèìåíòàëüíûå ìåòîäû îáùåé ïñèõîëîãèè, àäàïòèðîâàííûå ê óñëîâèÿì êëèíèêè. Ñëóæèò öåëÿì ïîëó÷åíèÿ ôóíäàìåíòàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, êîòîðûå âíîñÿò âêëàä â ðàçâèòèå òåîðèè îáùåé ïñèõîëîãèè è íåéðîïñèõîëîãèè î ìîçãîâûõ ìåõàíèçìàõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ. Ýòî íàïðàâëåíèå ðàçâèâàåò Å. Ä. Õîìñêàÿ ñî ñâîèìè ó÷åíèêàìè.

Ðåàáèëèòàöèîííàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. Çàíèìàåòñÿ èçó÷åíèåì äèíàìèêè ñïîíòàííîãî âîññòàíîâëåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ó íåéðîõèðóðãè÷åñêèõ áîëüíûõ, ñòðóêòóðû è äèíàìèêè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ ïðè ñåíèëüíîé äåìåíöèè, ñîöèîïñèõîëîãè÷åñêèõ àñïåêòîâ ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ ñ ëîêàëüíûìè ïîðàæåíèÿìè ìîçãà, à òàêæå ñîçäàíèåì ìåòîäîâ âîññòàíîâëåíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.  ýòîì íàïðàâëåíèè ðàáîòàëè è ðàáîòàþò Ë.Ñ. Öâåòêîâà, à òàêæå åå ó÷åíèêè è ñîòðóäíèêè Ò.Â. Àõóòèíà, Í.Í. Ïîëîíñêàÿ, Í.Ã. Êàëèòà, Í.Ì. Ïûëàåâà è äðóãèå. Äåòñêàÿ ðåàáèëèòàöèîííàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ ïîçâîëèëà ïî-íîâîìó ïîíÿòü ðàçëè÷íûå ôîðìû àíîìàëèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé è íàìåòèòü íîâûå ïóòè êîìïåíñàöèè äåôåêòîâ.

Ïñèõîôèçèîëîãèÿ ëîêàëüíûõ ïîðàæåíèé ìîçãà. Èçó÷àåò ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû íàðóøåíèÿ êîãíèòèâíûõ, äâèãàòåëüíûõ è ýìîöèîíàëüíûõ ïðîöåññîâ ó áîëüíûõ ñ ëîêàëüíûìè ïîðàæåíèÿìè ìîçãà, îñíîâûâàÿñü íà âàæíåéøåì ïîëîæåíèè íåéðîïñèõîëîãèè, ñîãëàñíî êîòîðîìó ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè íàäî ñîïîñòàâëÿòü íå ñ ìîðôîëîãè÷åñêèì ñóáñòðàòîì, à ñ ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè. Àêòèâíî ïðèìåíÿþòñÿ ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ìåòîäû: ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììà, âûçâàííûå ïîòåíöèàëû, ñâÿçàííûå ñ ñîáûòèÿìè ïîòåíöèàëû ìîçãà è ò.ä. Ýòî íàïðàâëåíèå ðàçâèâàëè Å.Ä. Õîìñêàÿ, Á.À. Ìàðøèíèí, Ñ.Â. Êâàñîâåö, Â.Â. Ëàçàðåâ è äðóãèå.

Íåéðîïñèõîëîãèÿ íîðìû è èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé èçó÷àåò ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû è ñîñòîÿíèÿ ó çäîðîâûõ ëèö ñ ïîçèöèè íåéðîïñèõîëîãèè íà îñíîâå òåîðåòè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ âîçìîæíîñòè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ïîäõîäà ê òèïîëîãèè ÷åðåç èñïîëüçîâàíèå òèïà ìåæïîëóøàðíîé îðãàíèçàöèè ìîçãà (ò.å. èíòåãðàëüíîãî ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî ôàêòîðà, îòðàæàþùåãî ìîçãîâóþ îðãàíèçàöèþ àíàëèçàòîðíûõ ñèñòåì) â êà÷åñòâå îñíîâû íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé òèïîëîãèè íîðìû. Èñõîäèò èç òîãî, ÷òî â íîðìå ó çäîðîâûõ ëþäåé â ïîâåäåíèè è ïñèõèêå ïðîÿâëÿþòñÿ èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ, ñâÿçàííûå ñ ëàòåðàëüíîé ìåæïîëóøàðíîé àñèììåòðèåé ìîçãà. Òàêóþ àñèììåòðèþ ìîæíî âûÿâèòü íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèìè ìåòîäàìè, îïðåäåëèâ ïðîôèëü ëàòåðàëüíîé îðãàíèçàöèè (ÏËÎ) ìîçãà. ÏËÎ ìîçãà êàæäîãî ÷åëîâåêà èíäèâèäóàëåí è îïðåäåëÿåòñÿ ïî ñõåìå «ðóêà — óõî — ãëàç», ò.å. ìîòîðíàÿ, ñëóõîâàÿ è çðèòåëüíàÿ àñèììåòðèÿ. Ïî ýòèì ïîêàçàòåëÿì ìîæíî îïðåäåëÿòü íåêîòîðûå ñïîñîáíîñòè è ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ÷åëîâåêà ê òåì èëè èíûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè. Ýòî íàïðàâëåíèå Å.Ä. Õîìñêàÿ ðàçâèâàåò ñî ñâîèìè ó÷åíèêàìè.

Äåòñêàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. Èçó÷àåò íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ñîñòîÿíèé ó äåòåé ñ ëîêàëüíûìè ïîðàæåíèÿìè ìîçãà.  äåòñêîì âîçðàñòå íåðâíàÿ ñèñòåìà åùå íå ñôîðìèðîâàíà îêîí÷àòåëüíî, ëàòåðàëüíàÿ àñèììåòðèÿ ÷åòêî íå âûðàæåíà, ìåõàíèçìû ëåâîãî è ïðàâîãî ïîëóøàðèé ôóíêöèîíèðóþò èíà÷å, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, à îòñþäà è ñîâåðøåííî äðóãàÿ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêàÿ êàðòèíà, ÷òî äàëî îñíîâàíèå äëÿ âûäåëåíèÿ ýòîãî íàïðàâëåíèÿ â íåéðîïñèõîëîãèè. Èññëåäóþòñÿ òàêæå ïðè÷èíû øêîëüíîé íåóñïåâàåìîñòè ñ ïîçèöèè íåéðîïñèõîëîãèè. Ñîçäàþòñÿ ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî êîððåêöèè øêîëüíîé íåóñïåâàåìîñòè.

Íåéðîïñèõîëîãèÿ ïîçäíåãî âîçðàñòà (ãåðîíòî-íåéðîïñèõîëîãèÿ). Èçó÷àåò íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ñîñòîÿíèé ïðåñòàðåëûõ. Ìîçãîâûå íàðóøåíèÿ â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå ïðîòåêàþò ñîâåðøåííî ñïåöèôè÷åñêèì îáðàçîì, è òàì âûÿâëåíû ôàêòîðû, êîòîðûå ïîääàþòñÿ èçó÷åíèþ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèìè ìåòîäàìè. Íàïðèìåð, èçó÷àþòñÿ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, âîçíèêàþùèå ïðè ðàçëè÷íûõ ïîðàæåíèÿõ ìîçãà: áîëåçíÿõ Ïàðêèíñîíà, Àëüöãåéìåðà, äèñöèðêóëÿòîðíîé ýíöåôàëîïàòèè è äð., ñîïîñòàâëÿþòñÿ ñèìïòîìû íàðóøåíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, õàðàêòåðíûå äëÿ íîðìàëüíîãî è ïàòîëîãè÷åñêîãî ñòàðåíèÿ.

Ýòî ïîçâîëÿåò îïðåäåëÿòü è ïðåäñêàçûâàòü íàïðàâëåíèå ðàçâèòèÿ òîãî èëè èíîãî ïðîöåññà äåìåíöèè â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå è äåëàòü ïðàêòè÷åñêèå âûâîäû îá èõ ïðîôèëàêòèêå, ò.å. ïðèíèìàòü ìåðû ê íåäîïóùåíèþ ðàçâèòèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.

Ýêîëîãè÷åñêàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. Ïåðñïåêòèâíîå íàïðàâëåíèå, ñâÿçàííîå ñ èçâåñòíûìè ýêîëîãè÷åñêèìè êàòàñòðîôàìè è âûÿâëåííûìè ïðè ýòîì ðàçëè÷íûìè ïñèõè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè. Ïðåäïîëàãàåò îáúÿñíåíèå ñîñòîÿíèÿ ìîçãà è ïîâåäåíèÿ â ðåàëüíûõ æèçíåííûõ óñëîâèÿõ. Æåðòâû ýêîëîãè÷åñêèõ êàòàñòðîô ìîãóò áûòü èññëåäîâàíû íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèìè ìåòîäàìè, è ìîæíî áóäåò ïðèìåíÿòü ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðû äëÿ ïðîòèâîäåéñòâèÿ ïîâðåæäàþùåìó âëèÿíèþ ýòèõ êàòàñòðîô è ïðîáëåì íà ïñèõèêó ëþäåé. Ôîðìèðîâàíèå ýòîé îòðàñëè íåéðîïñèõîëîãèè íà÷àëîñü ñ èçó÷åíèÿ âëèÿíèÿ ìàëûõ äîç ðàäèàöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ íà ôóíêöèè ãîëîâíîãî ìîçãà íà ìàòåðèàëå ÷åðíîáûëüñêîé àâàðèè è ñ îïèñàíèÿ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, òèïè÷íûõ äëÿ «÷åðíîáûëüñêîé áîëåçíè».

Ëèòåðàòóðà

 

    1. Êîðñàêîâà Í. Ê., Ìîñêîâè÷þòå Ë.È. Êëèíè÷åñêàÿ íåéðîïñèõîëîãèÿ. Ì: ÌÃÓ, 1988.
    2. Ëóðèÿ À. Ð. Îñíîâû íåéðîïñèõîëîãèè. Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2003.
    3. Ëóðèÿ À.Ð. Ýòàïû ïðîéäåííîãî ïóòè: Íàó÷íàÿ àâòîáèîãðàôèÿ. Ì.: Èçä-âî Ìîñê. óí-òà, 1982.
    4. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. Ïîä ðåä. Â.Ï.Çèí÷åíêî, Á.à Ìåùåðÿêîâà. Ì.: Ïåäàãîãèêà-Ïðåññ, 1999.
    5. Õðåñòîìàòèÿ ïî íåéðîïñèõîëîãèè. Ïîä ðåä.Å.Ä.Õîìñêîé. Ì: ÌÏÑÈ, 2004.
    6. www.ihtik.lib.ru
    7. www.psy.1september.ru

Информация о работе Нейропсихология и ее направления