Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной агрессии и тревожности у младшего школьника
2. Выяснить причины и последствия социально-педагогической запущенности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1.Сущность и содержание понятия агрессии …………………………….3
1.2.Психологические особенности младшего школьника………..….7
1.3 Формы проявления агрессии у младших школьников………….10
2. Сущность и содержание понятия тревоги и тревожности у ребенка…13
3. Социально-педагогическая запущенность в детстве………………...…19
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

По форме агрессивные  действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости и игры, споры, драки и конфликты; Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различныхпричин (травмы, болезни и пр.).

Формы проявления агрессии:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к  раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы.

Из форм враждебных реакций  отмечаются:

Обида – зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие  и осторожность по отношению к  людям, основанные на убеждении, что  окружающие намерены причинить вред.

Дети черпают знания о  моделях поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может  одновременно демонстрировать агрессивное  поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются  при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах  агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время  игр. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

А.Вилкинз считает, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.

Дети особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе - другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие. Такое "волчье" мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, и это порождает все большее противостояние и некую изолированность от остального мира.

  1. Сущность и содержание понятия тревоги и тревожности у ребенка

 

Тревога - одно из  самых  тягостных  переживаний.  Каждому  знакомо  чувство неизвестно  откуда  надвигающей  опасности,  когда  потеют  ладони,   сердце замирает, а неотвязное ощущение: "Надо  что-то  делать   и  срочно!"  не  дает усидеть на месте. Но что  именно делать , чего опасаться, от  чего  бежать  -мы не знаем.

Тревога - страх неизвестно чего. Немецкий философ  Пауль  Тилих  писал,  что тревога -  реакция  на  угрозу  небытия.  Боязнь  чего-то,  не  имеющего  ни названия, ни четкого облика, но грозящего  человеку  потерей  себя,  утратой своего "я".

Тревогу   определяют    как    "ощущение    неконкретной,    неопределенной,       ненаправленной  угрозы,  неясное  чувство  опасности.  Ожидание  надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не  осознает,  откуда она  может  грозить.  В  отличии  от  эмоций страха,   тревога   не   имеет определенного источника . Можно  сказать,  что  тревога  -"страх  неизвестно чего".

  Объединяющим началом для страха и тревоги будет чувства беспокойства.

При остро возникающем  чувстве  беспокойства  человек  теряется,  не  находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным,  дрожащим  от  волнения голосом и часто  замолкает  совсем.  Взгляд  отсутствующий,  выражение  лица испуганное. Внутри все  "опускается",  холодеет,  тело  становится  тяжелым, ноги  ватными,  во  рту  пересыхает,  дыхание  перехватывает,   "сосет   под ложечкой",  щемит  в  области  сердца,  ладони  становятся  влажными,   лицо бледнеет, и весь  человек  "обливается  потом".  Одновременно  он  совершает много лишних движений, переминается с ногу на  ногу,  поправляет  без конца одежду  или  становится  неподвижным  и  скованным.  Перечисленные  симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении  психофизиологических  функций организма.

В   состоянии   беспокойства   с   преобладанием   тревожности    отмечается

двигательное  возбуждение,   непоследовательность   в   поступках,   нередко

чрезмерное  любопытство  и  стремление  занять  себя  любой,  даже  ненужной деятельностью. Характерна непереносимость  ожиданий,  которая  выражается  в виде трудно управляемого  потока  слов  (логория).  Типична многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные  звонки,  что  создает видимость занятости, ощущение нежности, устраняющая  в  ряде  случаев  страх одиночества.  Стремление  все  согласовать,  предусмотреть   направлено   на предупреждение самой возможности появления какой-либо  неприятной  ситуации. Новое отрицается, риск  исключается,  поведение  приобретает  консервативный характер, поскольку  все  новое  воспринимается  как  неизвестное.  Подобное отношение способно вызвать при соответствующих условиях  еще  больше  прилив тревоги.

Для состояния беспокойства с преобладанием  боязни  типична медлительность, скованность  и  топтание  на  одном  месте.  Речь  невыразительна,  мышление инертное, на сердце "тяжесть", настроение времени мрачное и  подавленное.  В отличие от депрессии  нет  тоски,  апатии,  идеи  самоуничтожения,  мысли  о самоубийстве, сохраняется достаточная активность  в  других,  не  затронутых страхом  сфер  жизнедеятельности.  Состояние боязни,   т.о.   имеет   более избирательный и динамичный характер. Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявление  холерического,  абоязнь - флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующий аффект тревоги  и  страха  действительно  способны  заострить  крайние  типы темперамента.

При состояниях  хронического  беспокойства  и  страха  человек находится в напряженном ожидании, часто пугается, редко  улыбается,  всегда  серьезен  и озабочен. Он не  может  полностью  расслабить  мышцы,  излишне  устает,  ему свойственны приходящие головные боли и спазмы  с  различных  участках  тела. Несмотря на усталость, не удается сразу  заснуть,  так  как  мешают  всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывает сноговорение, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные  сновидения,  в которых человек воюет сам с собой, со своим неосознаваемым  "Я".  Характерны внезапные пробуждения, связанные с ясным сознанием, обдумывание  беспокоящих вопросов и нередко их решение. Отсутствует чувство сна,  имеется  стремление как можно раньше проснуться, при этом проявляется спешка, страх  не  успеть, и все начинается снова.

Общение становится избирательным,  эмоционально  неровным  и,  как  правило, ограничивается  старым  кругом  привязанностей.  Затрудняются   контакты   с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко  возникает  замешательство и торможение при внезапных вопросах.

Тревога в большей  мере  присуща  людям  с  развитым  чувством  собственного достоинства, ответственности, долга  и  повышенно  чувствительным  к своему положению и признанию среди окружающих. В связи с этим тревога  выступает  и как  пропитанное  беспокойством   чувство   ответственности   за   жизнь   и благополучие как свое, так и близких.

Следовательно,  если  страх   -   аффективное   (эмоционально   заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни  и  благополучия  человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно  воспринимаемое  чувство, т.к. она  возможна  и  в  виде  радостного  волнения,  волнующего  ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической  структуры  человека,  его жизненного опыта, взаимоотношений с окружающими  может  приобрести  значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся  в  состоянии  безотчетного, неопределенного  беспокойства,  ощущает   тревогу,   а   человек,   боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Термин "тревога" используется для  описания  неприятного  по  своей  окраске эмоционального состояния или внутреннего  условия,  которое  характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных  предчувствий,  а с  физиологической  стороны  -  активитизации  автономной  нервной системы. Состояние  тревоги  возникает,  когда  индивид   воспринимает   определенный раздражитель или ситуацию как несущие  в  себе  актуально  или  потенциально элементы опасности, угрозы или вреда. Состояние  тревоги  может  варьировать по интенсивности  и  изменяться  во  времени как функция уровня  стресса, которому индивид.

Термин  "тревога"  или,  точнее,  "тревожность"   используется   также   для обозначения относительно устойчивых  индивидуальных  различий  в  склонности испытывать  это  состояние. В этом  случае  тревожность означает   черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не  проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из  того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мировой статистике, обычная "норма тревожности" - 15% , в  России  -  60-75%. Из обширной литературы по тревоге ясно, что, по крайней мере, при  измерении тревогу не следует считать однозначной по структуре. Мак-Рейнолдо дал обзор 88 процедур измерения тревоги и заключил, что большинство из  них отражают одну или более трех попарно различаемых групп переменных тревоги:  состояние тревоги  и  тревожность  как  черта;  склонность  к  тревожности;  общая   и специфическая тревожность.

Тревога как состояние  относится к аспекту "здесь и  сейчас",  а  тревожность как черта - к  абстракции,  характерному,  привычному  или  обычному  уровню тревоги личности. Под склонностью к тревоге понимается качество  уязвимости, потенциальная готовность реагировать  или  отвечать  тревожным  образом,  по контрасту с "существующей" тревогой как таковой.

В отличие от тревоги как  состояния тревожность как  черта  личности  присуща далеко не каждому. "Тревожный человек" - человек постоянно  не  уверенный  в себе  и  своих  решениях,  все  время   ждет   неприятностей,   эмоционально неустойчив, мнителен,  недоверчив.  Тревожность  как  черта  личности  может стать предвестником развития невроза. Но, чтобы она сформировалась,  человек должен  накопить  багаж   неудачных,   неадекватных   способов   преодоления состояния тревоги.  Именно  для  профилактики  невротически-тревожного  типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы,  с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью,  другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Можно выделить две большие  группы признаков тревоги.  Первая  - внутренние, соматические признаки (от греческого "сома" - тело), возникающие у человека под влиянием волнения, вторая - внешние поведенческие  реакции  в  ответ  на тревожащую ситуацию. Сложность описания этих проявлений заключается  в  том, что все они могут сопровождать не только тревогу, но и  другие  состояния  и переживания, например отчаяние, гнев или даже радостное возбуждение. Внутренние признаки тревоги известны каждому из  личного опыта.  Учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в  горле,  ощущение тяжести или боль в голове, чувство жара, слабость  в  ногах,  дрожание  рук, холод в области солнечного сплетения, боль  в  животе,  холодные  и влажные ладони,  неожиданное  и  не  к  месту  желание  сходить  в  туалет,  чувство собственной  неловкости,  неаккуратности,  неуклюжести,  зуд,   покалывание, щекотание то там, то здесь и многое  другое. Эти ощущения  объясняют нам, почему ученик идя к доске,   тщательно трет  нос,  одергивает  костюм,  почему мел дрожит в его руке и падает на пол, почему во  время контрольной кто-то запускает всю пятерню в волосы,  кто-то  не  может  прокашляться,  а  кто-то настойчиво просится выйти. Нередко это раздражает взрослых, которые  даже  в таких естественных и невинных проявлениях подчас усматривают злой умысел.

Вряд  ли  нужно  говорить,  что  перечисленные  признаки  почти  никогда  не встречаются в "полном наборе". Так, даже понятно, что каждый из них может  в данном случае свидетельствовать не о тревоге,  а о чем-то  совсем  другом, например о простуде, повышенной температуре. Если  состояние  тревоги  повторяется,  если  ребенок  не  находит   способа справится с собой, эти внутренние  проявления  могут перерасти в симптомы серьезных нарушений. Как образно заметил  А.Моруа,  "  перспектива трудного экзамена  иной   раз   действует   на   школяра   сильнее   самого   мощного слабительного. Тревога и страх  -  сами  по  себе  болезни;  наслаиваясь  на другой недуг, они утяжеляют его течение".

Информация о работе Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность