Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной агрессии и тревожности у младшего школьника
2. Выяснить причины и последствия социально-педагогической запущенности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
1.Сущность и содержание понятия агрессии …………………………….3
1.2.Психологические особенности младшего школьника………..….7
1.3 Формы проявления агрессии у младших школьников………….10
2. Сущность и содержание понятия тревоги и тревожности у ребенка…13
3. Социально-педагогическая запущенность в детстве………………...…19
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

 

 

 Содержание 

Введение………………………………………………………………………..2

1.Сущность и содержание понятия агрессии …………………………….3

1.2.Психологические  особенности младшего школьника………..….7

1.3 Формы проявления  агрессии у младших школьников………….10

2. Сущность и содержание понятия тревоги и тревожности у ребенка…13

3. Социально-педагогическая запущенность в детстве………………...…19

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………29

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

Введение

   Актуальность проблемы  неблагоприятных вариантов развитий младшего школьника в настоящее время являются такие проблемы, как агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию агресии у ребенка. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни, ребенок замыкается в себе, появляется тревожность. Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Эта проблема была изучена многими исследователями и учеными: (А.Бандура, К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко, Э. Фромм, В. Стюдент, А. Басс.). Так же очень большую актуальность имеет проблема  социально-педагогической запущенности в данном возрасте ведь, для каждого ребенка встреча с учителем — это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом  уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того чтобы таких встреч было как можно больше, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми и утвердить новый опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах личностно- гуманного подхода. Чтобы осуществлять такой подход, учителю необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса. И если учителю не удается оправдать ожидания ученика в силу каких-то обстоятельств, или не компетенции, то появляются запущенные дети – это социально неадаптированные дети, т. к. требуют больше внимания., заботы, такта общения с ними.

 Разработанность. На эту тему было проведено множество исследований,

написано книг  и разработано  рекомендаций.  Например книга  Марии Кузьминой  «Детский невроз страха», а так же  Бреслав Г.Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности»,Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс».

 

 

 

 

 

 

 

Объект:  Младшие школьники  с неблагоприятными вариантами развития в поведении

Предмет: Особенности отклоняющихся форм поведения (агрессия, тревожность, социально-педагогическая запущенность)

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной агрессии и тревожности у младшего школьника
  2. Выяснить причины и последствия социально-педагогической запущенности

 

1.Сущность и содержание понятия агрессии

Проблема агрессивности  одна из самых значительных проблем  современной психологии. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи  в нашей стране и за рубежом  занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна  и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как  специфическую форму поведения  и агрессивность как психическое  свойство личности. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения «Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Несмотря на различия в  определении понятия агрессии у  разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Агрессивное поведение чаще всего  понимается как мотивированные внешние  действия, нарушающие нормы и правила  сосуществования, наносящие вред, причиняющие  боль и страдания людям. Эмоциональный  компонент агрессивного состояния  — это чувства, и прежде всего  гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к  агрессии. Эмоциональные переживания  недоброжелательности, злости, мстительности  также часто сопровождают агрессивные  действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно помнить и  о том, что агрессивность в  определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить  способом самозащиты, отстаивания своих  прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Чаще всего выделяют следующие  виды агрессии:

- физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);

- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:

- доброкачественную - способствующую  поддержанию жизни,

- злокачественную - реакция  на угрозу интересам индивида,

- инструментальную - представляет  собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности,,

- псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения,

- оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер,.

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых  других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании).

 

1.2.Психологические особенности младшего школьника

Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью. Их эмоционально-волевая  и познавательная сферы окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны, откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или  неудовольствия. Младшие школьники  отличаются большой эмоциональной  неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным  и бурным проявлениям чувств. И  только с годами развивается способность  их регулировать, сдерживать нежелательные  проявления. Наличие признаков импульсивного  поведения у младших школьников является возрастной особенностью. В  силу своего эгоцентризма ребенок заботится  только об удовлетворении своих потребностей. Разумеется, поведение ребенка может  в большей или меньшей степени  отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению.

Младшие школьники стремятся  к самоутверждению среди сверстников, им свойственна конформность. В то же время огромное значение для развития их личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Получение положительных эмоций – первейшая человеческая потребность. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию сверстников является одним из основных мотивов его поведения. В младшем школьном возрасте потребность в признании проявляется двояко: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше, чем все». Данная потребность выражается в готовности быстрее и лучше выполнить задание — правильно решить задачу, написать или выразительно прочитать текст. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это касается его успехов в школе), может стать причиной проблем в его поведении. Очень часто агрессивные проявления, необоснованные своевольные выходки с целью обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми, становятся, по существу, примитивными асоциальными формами поведения. В данную категорию, как правило, попадают дети, неуспешные в школе или чрезмерно избалованные родителями, либо те, на которых обращают мало внимания, или же ослабленные, безынициативные, отстающие от сверстников. Во всех случаях такие дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Подобные особенности могут обнаруживаться в поведении ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявиться в подростковом возрасте в асоциальном поведении.

Одной из игровых форм в  этом возрасте являются «игры–потасовки». И.А. Фурманов выделяет такую игровую  форму поведения младших школьников, как «игры-потасовки». Они особенно популярны у мальчиков и, как  правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что подчас сильно раздражает родителей и педагогов. Однако такое поведение едва ли можно  признать агрессивным. Во-первых, подобная «возня» детей – это всего  лишь форма игры, и, как всякая игровая  активность, она является добровольной и приносит удовольствие. Кроме того, если бы ребенку это было неприятно и причиняло страдания, он скорее всего стремился бы избежать общения с агрессором, а не затевал с ним очередную «кучу малу». Во-вторых, игры-потасовки способствуют развитию у детей определенных позитивных функций. В-третьих, хотя игры-потасовки и являются очень распространенной формой выражения детской агрессии, они обычно не мотивированны желанием умышленного нанесения ущерба партнеру. Психологической основой таких игр является желание повеселиться, разрядиться, реализовать те потребности, которые блокированы в реальной жизни.

В младшем школьном возрасте эмоциональное состояние ребенка  все в большей степени зависит  оттого, как складываются его отношения  с товарищами, а не только от успехов  в учебе и взаимодействия с  учителями. Существенные изменения  происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если у первоклассников эти отношения  регламентируются в основном «взрослыми»  нормами – успешностью в учебе, выполнением требований старших, то к 9–10 годам на первый план выступают  так называемые «стихийные детские  нормы», связанные с отношениями  со сверстниками. Суждения младшего школьника  о своем прошлом, настоящем и  будущем еще достаточно примитивны. Обычно реально ребенок этого  возраста живет сегодняшним днем и ближайшим будущим. В целом  грядущее для него абстрактно, хотя, когда взрослые рисуют радужную картину  его перспектив, он сияет от удовольствия. Намерения стать сильным, умным, мужественным дядей или доброй, приветливой, женственной тетей, безусловно, похвальны, но сегодняшний ребенок предпринимает  для этого лишь некие символические  усилия, полагаясь на благие порывы.

 

1.3 Формы проявления  агрессии у младших школьников

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание  ситуации, выделение объекта и  обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент  представляет собой легкое возникновение  отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень  выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все  они связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интраверсией и экстраверсией и пр. Особенности темперамента ребенка могут приводить к формированию способов поведения, которые воспринимаются как агрессивные. Например: дети с холерическим типом темперамента очень активны, разговорчивы, не всегда способны адекватно воспринимать окружающих, им свойственно перебивать, отвлекаться, сложно сидеть на одном месте, что порой создает впечатление неуважения к окружающим. Агрессия часто возникает, когда у ребенка нет «знания» того, как можно реагировать в трудных ситуациях, нет опыта успешного преодоления конфликтных ситуаций. Иногда агрессия оказывается защитной реакцией на происходящее. Если человек воспринимает ситуацию как опасную, то агрессия носит «защитный» характер.

Информация о работе Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность