Наши дети не такие, какими были мы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

Файлы: 1 файл

почему дети не =хотят учиться.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

 

2. Ребенок  плохо владеет навыками самостоятельной  работы.

 

Вполне возможны ситуации, при которых ребенок  не хочет учиться потому, что не знает как.  «Их же в школе  учат», - фыркнете вы. Речь идет о том, что ребенок очень плохо умеет  учиться сам, без постоянного  руководства со стороны взрослых. Пока учительница все объясняет, а в классе сидят еще 30 таких  же учеников, ваш ребенок следует  указаниями, вписываясь в рамки общих  требований. Но вот дома он остается наедине с заданиями и нередко  ощущает растерянность. Конечно, он знает, что ему задали, но.. Он не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы, он больше привык делать приятное, и не до конца понимает, что в жизни нередко надо делать просто необходимые вещи. Дело, которое непонятно, как выполнять, нередко кажется неимоверно трудным, непонятным, интерес к таким делам снижается. Наша задача – приучить его к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.

 

Здесь важен  и ваш собственный пример: «Сейчас  я до 20.00 приготовлю ужин, потом посмотрю фильм, а после него сразу лягу спать. Давай и ты свои дела будешь делать постепенно – до 20.00 сделаешь потихонечку то, что тебе задано, потом может поиграть, пока идет фильм». Объясняйте ребенку спокойно, что в жизни есть очень много  важных дел, которые мы должны выполнять. Приводите примеры людей, которые  учились, получили хорошее образование  и хорошо устроились в жизни. Современное  поколение нередко видит только внешнюю сторону – успех. Но единицы  достигли его без усилий. Рассказывайте  об этом, обсуждайте.

 

Настраивайте  его на рабочий лад. Договаривайтесь  о том, как он будет чередовать учебные дела и неучебные, домашние задания и перерывы для отдыха. Помогите ему приготовить все необходимое для выполнения задания, уберите отвлекающие моменты (игры, выключите музыку, компьютер), посидите какое-то время недалеко, если ему нужно ваше присутствие, попросите рассказать, что от него требуется (проговаривая вслух, ребенок лучше понимает, что будет делать и как, настраивается на выполнение).

 

3. Отсутствие  интереса к определенным предметам. 

 

 Бывает, что  учитель не смог привить по  какой-то причине интерес к  своему предмету. Что могут сделать  в такой ситуации родители? Это  – действительно довольно сложная  проблема. Может, педагог смог  увлечь предметом всех, но не  вашего ребенка. Возможно, отношения  с ребенком у учителя не  сложились, и это повлияло на  отношение школьника к предмету. Бывает, что форма занятий неинтересна.  Конечно, непрофессионалам чрезвычайно  трудно определить эффективность  методики учителя, но кое-что  и родители могут тут сделать. 

 

Постарайтесь  своими средствами показать ребенку  увлекательность предмета, который  ему неинтересен. Сейчас очень много  различных книг, которые в занимательной  форме рассказывают то, чего нет  в учебниках. Неинтересна история? Приобретите для ребенка исторические энциклопедии с красивыми картинками и увлекательным текстом, посидите вместе, посмотрите иллюстрации, почитайте  пояснения. Выберите интересный исторический фильм, который ваш ребенок сможет оценить по достоинству. Ему неинтересны физика, химия? Поищите книгу, где описываются различные простейшие опыты, которые можно выполнить в домашних условиях, удивив ребенка. Ему неинтересна биология? А вы давно были с ним в лесу? Любовались ли цветами, слушали ли пение птиц? Постарайтесь, чтобы он увидел то, что находится за страницами учебника, то, что скрыто, возможно, за скупыми фразами текста. Поддерживайте всегда его любознательность, рассказываете разные интересные факты. Любознательность будит фантазию, расширяет кругозор, нередко заставляя по новому посмотреть на "ненавистные" школьные предметы.

 

4. Напряженные отношения с одноклассниками.

 

Нам, взрослым не всегда видны все подводные  камни взаимоотношений ребенка  с одноклассниками. Нередко с  нами не делятся переживаниями по поводу конфликтов в школе. Ребенок боится, что мы сделаем еще хуже – например, возмутившись, пойдем разбираться с обидчиками, позвоним их родителям, пожалуемся педагогам и прочее.. И аукнутся ему наши благие намерения и дела. Вполне возможно, что ребенок приучен вами же самостоятельно разбираться со своими проблемами, и не хочет признаться, что решить их не в состоянии.

 

Психологические состояние ребенка, у которого сложились  напряженные отношения с одноклассниками,  очень сильно влияет на его учебную  деятельность, на ее мотивацию.  Школа  в такой ситуации не кажется привлекательным  местом, куда он стремится. Отношение  к школе распространяется нередко  и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание  учиться снижается. Учеба под  прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют  за неверный ответ, обзовут ботаником  в случае успехов.

 Попытайтесь  все же понять, какие отношения  у ребенка с одноклассниками,  помогите ему найти эффективные  способы налаживания общения,  решения конфликтов.

 

В этой статье мы постарались осветить лишь самые  распространенные причины нежелания  детей учиться. Думаю, мы смогли вас  убедить, что многое – в наших  руках. Родители, разобравшись с причинами, зная особенности своего ребенка,  всегда могут найти способ изменить ситуацию к лучшему.

 

Данная статья представляет собой фрагмент из книги  И.Ю. Млодик "Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться".

 

 Наши отношения  с детьми в точности копируют  отношения с нашим "внутренним  ребенком", которые, в свою очередь,  повторяют модель отношения взрослых  к нам, когда мы сами были  детьми. И если родители во  времена своего детства не  прожили адекватно какой-то возраст,  не решили какую-то важную возрастную  задачу, то и своим детям с  большой долей вероятности они  не позволят сделать это... Если, конечно, не займутся самоисследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Книга именно об этом.

 

 Психологическую  часть дополняет художественный  рассказ, который ведется от  лица ребенка и дает возможность  представить, что он мог бы  рассказать взрослым, если бы  умел выражать свои мысли. Издание  будет интересно и родителям,  и выросшим детям, пытающимся  разобраться в своей жизни.  Книга выпущена издательством  "ГЕНЕЗИС". Более подробную  информацию о книге и условиях  ее приобретения можно найти  по ссылке >>>>

 

 

"Точнее, он  вообще ничего не хочет", - часто  жалуются они. "Современные дети  как-то особенно не хотят учиться", - уверяют меня учителя, убеждают  родители. Мне не удивительно,  ведь во многих семьях теперь  есть возможность "помогать" ребенку учиться.

 

Большинство родителей, обращающихся ко мне с  этой проблемой, очень вовлечены  в процесс учебы ребенка. Они  практически учатся за него. Отслеживают  все его домашние задания, проверяют  или укладывают портфель. Проверяют  домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через  детское плечо.

 

 С одной  стороны, многим родителям кажется,  что насколько успешно учится  ребенок в школе, настолько  счастливым и обеспеченным потом  будет его будущее. В этом  есть доля правды, но не вся.  Ведь важно не только то, какие  оценки у него будут по предметам,  но и какие навыки, умения и  чувства у него останутся после  того, как он закончит школу.

 

 Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

 

 Учеба  в наших современных школах - непростое,  но посильное занятие, с которым  ваши дети способны справиться  самостоятельно. Конечно, если только  у вас нет непомерных родительских  амбиций, и вы не отдали ребенка  туда, где учебные требования  выше его возможностей. Если только  вы не ждете того, что ребенок  прыгнет выше своей головы, реализуя  ваши когда-то несбывшиеся мечты  или мечты ваших родителей.  А также если амбиции учителя  не превышают детских способностей, и учитель не возложил на  родителя почетную обязанность  привести оценки вашего конкретного  ребенка к его завышенным ожиданиям,  дабы "не портить картину успеваемости  в классе". Итак, если вы готовы  к тому, чтобы он сначала научился  учиться, а потом легко, самостоятельно  и настолько успешно, насколько  он может, постиг школьную программу.

 

 У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется "оторваться" и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

 

Сейчас, имеющие  возможность не работать мамы или  бабушки, принимают решение и  дальше не заниматься своей жизнью, а "помогать" ребенку учиться, чем создают, конечно, много проблем: и себе и ему. "Помогают" большинство из них исходя из такого рода соображений: "Он такой слабенький (отстающий, невнимательный, несобранный); его надо контролировать, а то вообще ничего делать не будет". Либо из таких: "Мне вот в детстве никто не помогал, и мне было трудно. Вот для своего ребенка я сделаю все, что в моих силах". Намерения, конечно, благие, но далеко не всегда обусловленные реальными потребностями вашего ребенка.

 

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошел в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.

 

 И как  на возникшие проблемы прореагировала  система? Она усилила свои прежние  воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. "Он же не справляется, это очевидно!" И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться (а это и так не просто в рамках нашей системы образования).

 

Родители  все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее остается у него самого. Все больше обучение и его  оценки становятся их делом, и тем  меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чье-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало ее). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).

 

 Родители  в таком случае возмущенно  тычут в ребенка пальцем, называя  его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то все делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

 

 Постепенно  у ребенка остается все меньше  сил и желания пытаться справиться  с тем, с чем ему невозможно  справиться. Потому что при внешнем  неусыпном контроле у него  формируется достаточно сложный  механизм. У него пропадает собственный  мотив делать что-то, а вместе  с мотивом - и энергия, которая  всем нам нужна для того, чтобы  делать что-то (особенно то, что  делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения "самые благие".

 

 Чем больше  давите, тем сильнее сопротивление  (если вы, конечно, уже не "сломали"  вашего ребенка и не подчинили  полностью вашей воле). Если ваш  ребенок сопротивляется вам, вы  должны радоваться, а не возмущаться.  Это значит, что у него есть  силы и здоровье, чтобы не дать  вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так  яростно сопротивляется и постараться  убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребенок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить еще больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Информация о работе Наши дети не такие, какими были мы