Наши дети не такие, какими были мы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

Файлы: 1 файл

почему дети не =хотят учиться.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

 

Как надо бороться с ленью 

 

Совершенно  точно не надо бороться с ленью  с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе  его нежелание делать уроки может  перерасти в отвращение к школе  и труду вообще, а также к  вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни. Для некоторых детей нет лучшей награды, чем "сделал - и свободен". Тоже вариант. Мы с вами ежедневно к нему прибегаем, когда делаем скучные или неприятные дела. Стоит сказать о самом распространенном методе работы с ленивыми учениками, а именно о совместном приготовлении домашних заданий. Иные родители сидят с детьми за уроками чуть ли не до десятого класса. Мало того, сложилось мнение, что хорошие родители именно так и должны поступать. А те, кто с детьми не сидит, - люди беспечные и безответственные. Это крайне вредная идея. Готовить с детьми уроки можно лишь в самое первое время, чтобы научить их приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник еще не созрел, неорганизован, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму. К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно.

 

Почему дети не хотят учиться?

 

Вашему ребенку  неинтересно ходить в школу, уроки  он делает только из-под палки, да еще  и норовит прогуливать занятия? К сожалению, большинству родителей  такая ситуация знакома, и порой  она кажется совершенно безвыходной. Проблема в том, что у таких  детей отсутствует мотив к  хорошей учебе.

 

 В профессиональной  психологии существует термин  «мотивация», который используется  для описания и объяснения  причин поведения людей. 

 

 Мотивация  бывает внутренней и внешней.  О внутренней мотивации можно  говорить тогда, когда человек  что-то делает просто ради удовольствия  — например, если ребенок увлечен  игрой. 

 

 При внешней  мотивации деятельность направлена  на достижение каких-то целей.  При этом они могут быть  не связаны напрямую с характером  этой деятельности — так, подросток  может ходить в школу не  потому, что хочет учиться, а  чтобы не ругали родители, или  для общения с друзьями.

 

 Что касается  детей, то внешней мотивацией  для них часто является принуждение  со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только  потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили  интерес к познанию нового.

 

 Дети, которых  отдают в школу, часто не  понимают, зачем это нужно. Учиться  трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные, а еще в школе, как правило, заставляют заниматься общественной работой. Ребенку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли лет до 14 он способен до конца понять смысл мудрой поговорки: «Корни учения горьки, зато плоды его сладки». Взрослая жизнь кажется такой далекой, а школа — сплошной принудиловкой.

 

 

 Обычно  родители стараются мотивировать  ребенка к учебе, повторяя: «Вот  будешь плохо учиться, не поступишь  в институт!» Это неверный ход.  Скорее всего, в вашем окружении  есть люди, которые и без высшего  образования добились если не  карьерных успехов, то, по крайней  мере, приличных доходов. Если  ваш Петя видит, что сварщик  дядя Вася зарабатывает больше  его собственных родителей–инженеров,  то он будет искренне недоумевать,  зачем ему поступать в институт.

 

 Итак, прежде  всего, поймите, что именно  интересно вашему ребенку. Если  он, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть  фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать военным  историком. 

 

 Предположим,  он ответит утвердительно. Теперь  ваша задача — заинтересовать  его профессией. Выясните, в каких  вузах обучают этой специальности,  какие предметы надо сдавать  для поступления. Если у ребенка  будет цель, он станет получать  необходимые знания самостоятельно, без какого-либо контроля с  вашей стороны. 

 

 Если ребенку  не даются технические предметы и он проявляет склонность к гуманитарным наукам, или наоборот, вам стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или в школу с соответствующим уклоном.

 

 Если ребенок  вообще не проявляет никакого  интереса к школьной учебе,  попробуйте отдать его на кружки. Не исключено, что внешкольные  занятия, которые, как правило,  проходят в непринужденной или  игровой форме, пробудят в нем  интерес к какому-либо предмету.

 

Чаще общайтесь  с педагогами, обучающими ребенка. Они  могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует  развивать.

 

 Не следует  пугаться, если ребенок не слишком  успевает по математике или  русскому, зато обожает уроки  труда. Не исключено, что его  призвание – ручная работа. Поймите,  что не всем дано заниматься  высокоинтеллектуальным трудом. Стоит  объяснить ребенку, что, даже  чтобы «работать руками», нужно  получить необходимый минимум  знаний.

 

 Если ребенок  жалуется на школу, учителей, расспрашивайте  его, что именно не нравится. Может, стоит сменить педагога  или перевести ваше чадо в  другую школу, где занятия проходят  по нетрадиционной методике?

 

Помните: чем  больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет  и ему, и вам.

 

Почему подросткам трудно учиться

 

Если ваш  сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно.

 

Наука объясняет...

На фоне гормонального  взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного  мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот  остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: «Проехали!»

 

Конечно, в  таком состоянии трудно сосредоточиться  на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда  интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается  в голове!

 

Кости и мышцы  в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость  костей в этом возрасте выше. Они  чаще ломают руки и ноги. И потребность  растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А  мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!»

 

Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и  быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода  может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они  же чаще страдают повышением артериального  давления. Пик такой юношеской  гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло  не даем им в полной мере двигаться  и дышать. В школе подростки  слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь  в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще  не сделаны!»

 

Гормональные  бури заставляют эмоции у подростка  сменяться так часто, как стеклышки  в калейдоскопе. То все ему интересно  и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или  просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с  установлением менструального цикла.

 

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в  мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как  она выглядит, не слишком мала или  не слишком велика у нее грудь  и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план.

 

Мальчики  менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» - рост. Кто из них  выше? Что можно сделать, чтобы  еще подрасти?

 

Пищеварительная система в это время очень  болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

 

...и советует 

 

 Как же  помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким  ранимым детям? Психологи и  педагоги советуют:

 

 Не надо  возбуждать лишний раз и раздражать  подростков приказным тоном, старайтесь  общаться на равных. Они уже  не смотрят на нас снизу  вверх, они воспринимают нас  сейчас критически и хотят  стоять рядом с нами на одной  доске. 

 

 Дайте  подросткам возможность больше  двигаться - в движении они  должны проводить не менее  3-х часов в день. Им сейчас  просто необходимы занятия физкультурой  и спортом. Именно сейчас оттачиваются  гибкость, ловкость, хорошая координация,  пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными  или корявость в движении останется  у них на всю жизнь. Поймите,  что подросткам их тело сейчас  неудобно, не смейтесь над их  неуклюжестью, не ругайте, когда  они крутятся во время занятий  и все время норовят прилечь  на диван.

 Сейчас  они кальция с пищей должны  потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки,  нужен фосфор, витамин D...

 

 Физиологическая  нагрузка на организм у подростка  выше, чем у младшего школьника!  А спит он гораздо меньше, считая  себя уже взрослым. Спать подросток  должен минимум 9 часов! И хорошо  бы еще час прихватывать днем.

 

 Гулять  надо каждый день обязательно.  Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном  помещении. 

 

 Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

 

 Мы все  хотим, чтобы наши дети усвоили  в юности как можно больше  знаний. Мы хотим, чтобы они  ответственно и хорошо учились.  Но нагрузка у них в школе  такова, что выучить все, что  задают, невозможно. Московский педагогический  государственный университет провел  исследование и выяснил, чтобы  в 7-м классе ученик ежедневно  выполнял все, что задают ему  по всем предметам, ему надо  каждый день в среднем усваивать  информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

 

 Эксперимент  с добровольцами-отличниками, детьми  интеллектуально хорошо развитыми,  показал, что выполнить такой  объем заданий можно, только  если, придя из школы, сразу  сесть за уроки и делать  их до часу ночи. Неразумная  школьная нагрузка вынуждает  ребенка относиться к урокам  избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

 

 Все науки  не изучишь. А нам ведь надо  своих детей вырастить не только  умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

 

Почему ребенок  не хочет учиться? Причины могут  быть разными.

 

1. Несоответствие  способностей и возможностей  ребенка требованиям учебных  программ.

 

Каждому человеку нужна ситуация успеха. Причины нежелания  учиться могут быть, как раз, связаны  с тем, что ребенок все реже и реже достигает хороших результатов. Ему просто трудно учиться.

 

Вспомните, как  вы выбирали школу для своего ребенка? Не соблазнила ли вас вывеска «лицей», многообразие учебных программ, авторы которых обещали выдающиеся результаты, насыщенное расписание занятий, иностранный  язык с первого класса, экспериментальные  методики и прочее, и прочее…  «А что тут плохого?» - спросите вы. А кто сказал, что это все  – плохо? Плохо, если возможности  и способности вашего ребенка  не позволяют ему выполнить учебные  требования педагогов. Ребенок  может  стараться, тянуться, но наступает момент, когда он все равно видит, что  не справляется. Он все чаще и чаще получает плохие оценки, все реже –  похвалы от педагога и родителей. Сколько ребенок будет заниматься тем, что не приносит ему успеха?

 

«Что же делать?» - спросите вы. Что? Адекватно оценить способности и возможности ребенка и признать, что он не обязан выполнять все ожидания родителей. Не собственные ли амбиции руководили вами, когда вы отдали ребенка в это учебное заведение?  Вы в свое время достигли высот в изучении определенных дисциплин и выбрали  ту школу, тот класс, где этим дисциплинам уделяется усиленное внимание? Но, может, у вашего ребенка способности к совсем иным предметам?

 

Вполне возможно, что стоит сменить учебное  заведение,  перевести ребенка  в другой класс, где будут иные требования к уровню его подготовки, где будут сделаны акценты  на иных предметах.

 

«Не хочу я  его никуда переводить, у него тут  друзья, и школа очень хорошая!», -  возмущенно ответите вы. Это –  ваш выбор. Но если действительно  в случае с вашим ребенком данная причина нежелания учиться именно эта, то вы будете постоянно сталкиваться с проблемами.  Есть полумеры –  наймите репетитора, сидите сами с  ребенком вечерами и ночами, пытаясь  объяснить ему то, что он не понял  на уроках, выполняйте с ним задания, с которыми он не сможет сам справиться. И спокойнее относитесь к его  низким оценкам, убеждая, что вы все  равно его любите, вне зависимости  от того, что стоит у него в  дневнике. Успокаивайте тем, что терпение и усердие помогут ему достичь  необходимых результатов, помогайте  ему во всем. И очень хорошо, если за пределами школы учебные неудачи  вашего ребенка компенсируются иными  ситуациями успеха – увлечениями, которые  приносят ему удовольствие, радость  и уверенность в своих силах (спорт, танцы, забота о животных и  прочее).

Информация о работе Наши дети не такие, какими были мы