Нарушения восприятия. Галлюцинации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Познание внешнего мира и самого себя у душевнобольного расстроено. Так как основным источником познания являются ощущения, то понятно, что при изучении душевной болезни прежде всего приходится считаться с патологическими изменениями в этой области. Это факт настолько существенный, что на него было обращено внимание уже на заре создания психиатрии как науки.
По Ж. Эскиролю, галлюцинациями называют обманы чувств, не имеющие источника раздражения, при которых больной не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, тогда как на самом деле на его внешние чувства не действует ни один предмет, способный возбудить такого рода ощущения.

Оглавление

Галлюцинация. Определение понятия
Виды галлюцинаций
Распространённость галлюцинаций
Причины возникновения галлюцинаций
Теории возникновения галлюцинаций
Профилактика и лечение галлюцинаций
Список литературы

Файлы: 1 файл

Галлюцинации.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Московский гуманитарно - экономический институт

Кировский  филиал

Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа

Клиническая психология.

Нарушения восприятия. Галлюцинации.

 

 

 

 

 

Студента заочного отделения                                                                                       Сокращённого срока обучения     

Набор 2011 года

Специальность ПЗС 31

Гвоздева Анжелика Игоревна

Проверил:  Соловьева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров 2013

Содержание.

  1. Галлюцинация. Определение понятия 
  2. Виды галлюцинаций 
  3. Распространённость галлюцинаций 
  4. Причины возникновения галлюцинаций 
  5. Теории возникновения галлюцинаций 
  6. Профилактика и лечение галлюцинаций 

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Галлюцинация. Определение понятия.

      Наиболее  существенным в душевном расстройстве  нужно считать нарушение понимания  окружающего, изменённое отношение  к нему вместе с соответствующим  изменением поведения.

 Познание внешнего  мира и самого себя у душевнобольного  расстроено. Так как основным  источником познания являются  ощущения, то понятно, что при  изучении душевной болезни прежде  всего приходится считаться с  патологическими изменениями в  этой области. Это факт настолько  существенный, что на него было  обращено внимание уже на заре  создания психиатрии как науки.

       По Ж.  Эскиролю, галлюцинациями называют  обманы чувств, не имеющие источника  раздражения, при которых больной  не в силах отрешиться от  внутреннего убеждения, что он  в данную минуту имеет чувственные  ощущения, тогда как на самом  деле на его внешние чувства  не действует ни один предмет,  способный возбудить такого рода  ощущения.

      В этом определении подчёркиваются  два основных признака галлюцинаций:

        •  отсутствие объективного раздражителя

        •  убеждённость больного в действительности  чувственного ощущения – в  том, что ощущаемое существует  действительно, реально.

При первой оценке речь идёт о расстройстве восприятия, а при  второй о расстройстве суждения, близком  к бреду. Это соображение много  позже позволило Е. А. Попову говорить о том, что больной, испытывающий галлюцинации, вместо бредового утверждения  о наличии у него кучи золота убеждён  в наличии образа или той же кучи золота, которые ему видятся, но в действительности отсутствуют.

В. Х. Кандинский приводит ряд  определений понятия "галлюцинации", которые представляются ему наиболее существенными:

        •  по Гагену (1868) – "галлюцинациями  должны быть называемы только  те случаи, когда субъективно  возникшие чувственные образы, явившись  в сознание с характером объективности,  существуют в последнем вместе  и одновременно с объективными  чувственными восприятиями и  представляют для сознания значение  с ним одинаковое"

        •  по Горвицу (1872) – "галлюцинация  есть не что иное, как воспроизведённое  представление, которое вследствие  увеличения интенсивности, сравнялось  по живости и отчётливости  с объективным восприятием"

        •  по Вундту (1880) – "объективные  восприятия характеризуются тем,  что причина их всегда заключается  в переферическом раздражении  наших органов чувств, тогда как все фантазмы, т.е. галлюцинации, сновидения и обыкновенные образы воспоминания, зависят от процессов раздражения в центральных чувственных областях"; галлюцинации по Вундту суть "воспроизведённые представления и отличаются от нормальных образов воспоминания только большей интенсивностью".

      Возобновившаяся  в последней четверти XIX века дискуссия  между представителями "центральной"  и "периферической" теорий возникновения  галлюцинаций отразилась на определениях  этого термина. Сторонники "периферической" теории говорили об обманах  органов чувств, а их противники  вспоминали Ф. Пинеля  и Ж.  Эскироля, видевших в основе галлюцинаций "заблуждения ума".

Примером последнего подхода  к определению галлюцинаций может  служить формулировка Р. Крафт-Эбинга (1881), оценивающего галлюцинации как  следствие "центробежного возбуждения  центрального аппарата соответственным  психическим раздражением, действующим  в такой степени, что отнесённое наружу возбуждение приобретает  силу чувственного воззрения", или "галлюцинирующему не только так кажется, но он в самом  деле видит, слышит, вкушает, осязает  с такой же ясностью, как будто  бы это было действительным объектом чувственного впечатления".

В этом определении галлюцинации понимаются как производное психики  больного, обладающее экстрапроекцией, ставшее воззрением больного, т.е. сопровождающееся его верой в действительное существование  кажущегося образа.

Формулировка Р. Крафт-Эбинга основывается на теории, согласно которой  возникновение галлюцинаций подчинено  закону эксцентрической проекции. По этому закону ощущения, вызванные  внутренним раздражением, локализуются в экстрапроекции таким образом, как те, которые вызываются адекватным раздражителем извне, причём отмечается, что при корковых и субкортикальных  раздражениях эффект эксцентрической  проекции не одинаков.

Наиболее чётко клиническую  сущность галлюцинаторных переживаний, их связь с мышлением, процессом  познания выразил В.Х. Кандинский, подчеркнувший  связь галлюцинаций с восприятиями или чувственными представлениями, возникающими субъективно, вне зависимости  от внешних впечатлений, но локализующимися  в экстрапроекции.

Указанные представления  появляются в результате возбуждения "центральных чувствующих областей".  Он так формулирует понятие "галлюцинация": "Настоящей галлюцинацией субъективное чувственное восприятие может быть названо только в тех случаях, если чувственный образ представляется в восприемлющем сознании с тем  же самым характером объективности, действительности, который при обыкновенных условиях принадлежит лишь чувственным  образам, получающимся при непосредственном восприятии реальных внешних впечатлений…

Различий в степени  объективности между действительными  и галлюцинаторными чувственными образами не существует, наполовину галлюцинировать  нельзя – в данную минуту больной  либо имеет действительную галлюцинацию, либо не имеет её". Он подчёркивает, что "быть убеждённым в том, что  имеешь ощущение, и действительно  иметь ощущение не всегда одно и  то же; …галлюцинации суть не просто субъективные ощущения, но субъективные восприятия".

      Необходимо  отличать галлюцинации от иллюзий.  Возникновение иллюзий связано  с фиксируемыми в данный момент  органами чувств и искажёнными  в сознании действительными ощущениями  или восприятиями объективных  предметов, явлений, действий, а  галлюцинации возникают вне указанной  связи. В сентенции Ш. Ласега (1881) это различие формулируется  примерно так: иллюзия относится  к галлюцинации, как злословие  к клевете; иллюзия опирается  на факт, но его извращает; галлюцинация  сочиняет всё до мелочей, в  ней нет ни одного слова  правды.

 

    1. Виды галлюцинаций.

      По области  возникновения в одном или  нескольких анализаторах различают  следующие галлюцинации:

         • зрительные, или оптические;

         • слуховые, или акустические;

         • обонятельные;

         • вкусовые;

         • тактильные;

         • галлюцинации общего чувства  – энтероцептивные, вестибулярные,  моторные;

      Нередко  галлюцинации сочетаются: зрительные  и слуховые, зрительные и тактильные, слуховые и обонятельные, висцеральные  и зрительные и т.д. Одним  из вариантов такого сочетания  являются синестетические галлюцинации  Майер-Гросса – больные видят  перемещающиеся фигуры людей  и одновременно слышат их речь; видят цветы и чувствуют их  запах.

 

  • Зрительные галлюцинации по своим особенностям довольно разнообразны. Они могут быть бесформенными, элементарными – так называемые фотопсии (световые вспышки, пятна, полосы, искры, пламя, дым) и сложными. В последнем случае больной может видеть различные предметы, людей, животных, насекомых, фантастические существа( чертей, чудовищ), целые сцены (свадьбу, похороны, бал, стихийные бедствия), плоды творчества человека.

Видения могут быть неподвижными и подвижными, однообразными и  изменчивыми по содержанию. Галлюцинаторные  образы могут быть бесцветными, как  чёрно-белые фотографии, цветными или  одноцветными (например, при эпилепсии  всё может быть окрашено в синий  или красный цвет). Больной может видеть несколько или одну фигуру полностью (например, фигуру человека) или только её часть (лицо, одно ухо, нос, один глаз); в последнем случае больной воспринимает эти фрагменты как часть, принадлежащую реально существующему объекту.

      В зависимости  от субъективной оценки пациентом  размеров объектов зрительных  галлюцинаторных образов различают  галлюцинации нормопсические –  образы объектов соответствуют  сложившимся общим представлениям  о размерах их; микропсические ("лилипутские") и макропсические (гигантские).

      Зрительные галлюцинации, идентифицируемые с конкретными объектами, лицами, животными, называют рельефными. Галлюцинации, образы которых развёртываются в подвижных, последовательно сменяющихся картинах, переживаемых сценах развивающихся событий с характером нападения, насилия и т.д., обозначают термином "сценоподобные галлюцинации". Если в галлюцинируемых образах преобладают развёрнутые пейзажи, видения ландшафта, часто неподвижные, то такие галлюцинации называют панорамическими.

Зрительные галлюцинации чаще возникают в вечернее или  ночное время, часто в состоянии  помрачённого сознания, при этом имеют  место изменения самосознания, отношения  субъекта к объекту.

 

  • Слуховые галлюцинации также разнообразны. Различают акоазмы, фонемы и вербальные галлюцинации.

Акоазмы – элементарные, неречевые галлюцинации – больному слышатся отдельные звуки, шумы, треск, грохот, шипение. При фонемах и сложных вербальных (словесных) галлюцинациях больной слышит отдельные части слов, слова, речь, разговор, которые могут быть обращены к нему.

Особенно опасны императивные слуховые галлюцинации, т.к. больные  могут оказаться не в силах  противиться “угрозе”, “приказу”, “повелению” и совершить опасные  для себя или окружающих действия.

  • Обонятельные галлюцинации выражаются различными, не всегда чётко разграничиваеми, мнимыми запахами, чаще неприятными, вызывающими чувство отвращения (гниль, палёное, пропахшее дымом).

 

  • Вкусовые галлюцинации характеризуются появлением неприятных вкусовых ощущений во рту без приёма пищи, жидкости или ощущением необычного, несвойственного данной пище вкуса (горького, солёного, жгучего и т.д.).

 

 

 

  • Тактильные (осязательные) галлюцинации обусловлены тем, что у больного обычно появляются неприятные ощущения ползания по телу, щекотания, давления в коже, мышцах; иногда эти ощущения локализуются в коже или под кожей.

      К галлюцинациям общего чувства  относят:

    1. Энтероцептивные.
    2. Моторные.
    3. Вестибулярные.

 

  • При энтероцептивных галлюцинациях больной ощущает наличие инородных предметов, живых существ и даже “человечков”, которые перемещаются внутри сосудов, сердца, желудочно-кишечного тракта, вызывая те или иные изменения во внутренних органах.

      Ощущение внутри тела живого существа (червей, змей и т.п.) обычно сочетается с бредом одержимости.

  • Среди моторных галлюцинаций различают: кнестезические – ощущения сокращения мускулов при объективной их неподвижности; кинестезические вербальные – ощущение движения языка и кинестезические графические – чувство движения письма, причём оба этих ощущения в ряде случаев имеют характер насильственности (больного “заставляют” двигать языком, писать).

Информация о работе Нарушения восприятия. Галлюцинации