Нарушения познавательной деятельности при различных психических заболеваниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Оно есть творческое преобразование различных субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Оглавление

Введение
1. Нарушения мышления при различных видах психических заболеваний
1.1 Нарушения операциональной стороны мышления
1.2 Нарушения динамики мышления
1.3 Нарушения мотивационного компонента мышления
1.4 Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности
2. Нарушения речи, клинические формы и виды
3. Особенности мышления детей с нарушениями речи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

 Связь развития  речи с развитием памяти и  мышления, отставание в этой связи  в интеллектуальном развитии  от хорошо говорящих сверстников  не позволяют детям с тяжелым  дефектом речи понять и запомнить  правила, цель и последовательность игровых действий. Они не умеют играть или играют плохо, вследствие этого не принимаются в игру, отвергаются в общении.

 Кроме того, известная взаимосвязь развития  общей моторики и речедвигательной  способности, которая проявляется  в манипуляторной неловкости ребенка с дефектом речи, также осложняет общение, происходящее в игровой, учебной или трудовой совместной деятельности.

 Помимо интеллектуальных  факторов освоения языка невербального  и вербального общения его  эффективность в большой степени  зависит от индивидуальных свойств темперамента и характера.

 В.М. Русалов  различал в становлении свойств  темперамента его предметный  и социальный факторы. Такие  свойства темперамента, как активность (эргичность, работоспособность, инициативность), темп, пластичность, эмоциональность, формируемые в предметной деятельности или в общении, могут не совпадать в индивидууме. В этой связи активность в общении понимается как стремление к общению, способность длительное время его поддерживать, лидировать в нем. Темп — как скорость речедвигательного процесса. Пластичность подразумевает легкость вступления в контакт и переключения тем и объектов общения (социальная экстраверсия). Эмоциональность — чувствительность к оценкам со стороны окружающих, степень неуверенности в успехе общения.

В этой связи  социальный темперамент лиц с  общим недоразвитием речи отличает:

 — низкая  активность (безынициативность, быстрая  утомляемость, неустойчивость внимания  и потеря интереса к общению);

 — низкий  темп речи (затруднения в подборе  слов и в произношении звуков);

 — низкая  пластичность (стереотипы, плохая переключаемость);

 — повышенная  или пониженная эмоциональность  (обидчивость, раздражительность,  неустойчивость настроения или заторможенность).

 

Определенную  роль в этом играют регулятивные свойства личности. Слабо развиваются такие индивидуально-психические свойства самоуправления, как самоконтроль, самоанализ, саморегуляция, вследствие нарушений словесно-логического мышления, невозможности замечать и исправлять собственные ошибки, неразвитости в общении и деятельности самосознания.

 Отличительными  особенностями Я-концепции, самоотношения  детей с общим недоразвитием  речи являются завышенная самооценка  и низкий уровень притязаний. Это существенное рассогласование  между идеальным и реальным  образами себя компенсаторно устраняет мощная психологическая защита непротиворечивого целостного Я. Такое положение характерно для дефицитарного типа развития личности большинства детей-инвалидов.

 Поведение  таких детей может резко различаться  в зависимости от характера отношения к своему дефекту. Если ребенок переживает недостаток своей речи и падает мотивация общения, его поведение отличают робость, застенчивость, замкнутость. Может образоваться тревожно-мнительный, сенситивный или психастенический характер, а в случае поражения ЦНС, моторной алалии и органического инфантилизма — тормозимый тип.

 В случае  анозогностического (безразличного)  отношения к дефекту речи ребенок  ведет себя развязно, фамильярно, агрессивно, активно использует  невербальные средства общения. Такое поведение характерно для сенсорной алалии. Здесь на органической основе дефекта создаются условия формирования возбудимого типа личности.

 

Заключение

 

В настоящее  время научный анализ различных форм патологии мыслительной деятельности предоставляет богатейший материал, который показывает правомерность признания специфичности человеческого мышления. Необходимо также учитывать личностные и возрастные особенности при работе с людьми, страдающими какими-либо патологиями. Психические свойства формируются в процессе онтогенетического развития. И, следовательно, имеет большое значение, в каком возрасте возникает та или иная патология. От этого во многом зависит уровень развития мышления ребёнка.

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической  практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психически больных. Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений. Так, например, нарушение процесса обобщения в одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других — с различными подвидами нарушений его динамики.

Можно сказать, что мыслительная деятельность подобных детей несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

Мышление является сложной саморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для того чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

Связь нарушения  мышления с изменением мотивационной  сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Парадоксальность установок этих больных, смысловая смещенность приводили к глубокому изменению структуры любой деятельности, как практической, так и умственной. Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать и синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям являются устойчивым способом действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Репина Н. В., Воронцов Д. А.,  Юматова, «Основы клинической психологии» Учебник , 2003 г.
  2. Репина Н.В. Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – 2003.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. − СПб.: Питер, 2007. − 582 с.
  4. Основы клинической психологии. − М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2007.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002.

Информация о работе Нарушения познавательной деятельности при различных психических заболеваниях