Нарушения познавательной деятельности при различных психических заболеваниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Оно есть творческое преобразование различных субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Оглавление

Введение
1. Нарушения мышления при различных видах психических заболеваний
1.1 Нарушения операциональной стороны мышления
1.2 Нарушения динамики мышления
1.3 Нарушения мотивационного компонента мышления
1.4 Нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности
2. Нарушения речи, клинические формы и виды
3. Особенности мышления детей с нарушениями речи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

1. Нарушения мышления при различных видах психических заболеваний

1.1 Нарушения  операциональной стороны мышления

1.2 Нарушения  динамики мышления

1.3 Нарушения мотивационного компонента мышления

1.4 Нарушения  процесса саморегуляции познавательной деятельности

2. Нарушения речи, клинические формы и виды

3. Особенности мышления детей  с нарушениями речи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

В современной  науке именно мышление является процессом опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку он способствует порождению новых знаний, творчеству. С другой стороны, разнообразные нарушения мышления лежат в основе многочисленных психических расстройств.

Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Оно есть творческое преобразование различных субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление –  это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли.

Для того, чтобы  быть правильным и способствовать получению  верных знаний об объективной реальности, мышление должно отвечать таким параметрам как: стройность, продуктивность, целенаправленность, темп (скорость). Параметр стройности мышления (ассоциативного процесса) выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, а также грамматически корректно формулировать мысли. Под продуктивностью понимается требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Целенаправленность мышления диктует необходимость мыслить ради какой-либо реальной цели. Темпом мышления обозначается скорость протекания ассоциативного процесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в единицу времени.

Выделяется  несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное и образное. Более простым и элементарным является наглядно-действенное мышление, наиболее ярко представленное у детей. При наглядно-действенном мышление познание реальности происходит в процессе взаимодействия человека с объектами и преобразования ситуации, т.е. в процессе действий. Извлекая опыт их данного взаимодействия человек формирует представление о предмете или явлении и может далее опосредованно и обобщенно познавать иные. Другим является наглядно-образный вид мышления. При нем познание объективной реальности происходит посредством преобразования образов восприятия в образы-представления. Более сложными являются понятийное и образное мышления, которые относят к теоретическим видам мышления. При понятийном виде мышления человек выполняет действия в уме (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления, нуждающихся в реальных объектах), используя ранее приобретенные понятия, суждения и умозаключения о реальном мире. Образное мышление отличается лишь тем, что человек манипулирует в уме не понятиями, суждениям и умозаключениями, а образами.

Немаловажными характеристиками мыслительного процесса являются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Каждая из перечисленных операций способствует более глубокому проникновению  в суть вещей, понимания внутренних связей, а значит более точному познанию реальности. Анализом называется мыслительная операция по расчленению предмета на составные элементы. Синтез – построение целого из аналитически заданных частей. При операции обобщения происходит мысленное выделение и фиксация устойчивых свойств предметов и явлений (абстрагирование) с дальнейшим их соединением в определенный класс.

Абстрагированием  в отличие от обобщения обозначают только операцию выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и  явлений, которые в действительно не существуют. Под конкретизацией понимается мыслительная операция обратная обобщению, т.е. из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Наряду с  перечисленными выше видами и операциями мышления, выделяют мыслительные процессы: понятие, суждение и умозаключение. Понятием называют процесс выявления существенных признаков предметов или явлений, суждением – процесс сравнения двух или более понятий и формулирование на этом основании какой-либо мысли, умозаключением – вывод, базирующийся на серии логических действий. Умозаключение, как заключительный процесс, приводящий к новому знанию, может формироваться либо при помощи индукции, либо дедукции. При первом способе умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному, при втором – от частного к общему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нарушения мышления при различных психических заболеваниях

Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся  симптомов при психических заболеваниях.

Нарушения мышления – нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Нарушения мышления включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.

Для некоторых психических  заболеваний характерны преимущественные нарушения регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности (особенно мотивационных процессов) при большой  сохранности ее операционального состава. В других случаях (главным образом при шизофрении) наблюдаются операциональные нарушения, выражающиеся в расстройстве вероятностных механизмов актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, и нарушения операции опосредования интеллектуальных актов.

Клинические варианты расстройств  мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые из них считаются типичными  для той или другой формы болезни. При установлении диагноза заболевания  психиатр часто руководствуется  наличием того или иного вида нарушений мышления. Поэтому во всех учебниках и монографиях по психиатрии, посвященных самым различным клиническим проблемам, имеется немало высказываний относительно расстройства мышления; имеется множество работ, описывающих расстройства мыслительной деятельности, и в психологической литературе. Однако единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет. Происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления, на различных философско-методологических положениях. 

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической  практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психически больных.

Можно выделить три вида патологии мышления: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления и нарушение личностного компонента мышления, нарушения процесса саморегуляции, которые могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях.

1.1 Нарушения операциональной стороны мышления

Мышление как  обобщенное и опосредованное отражение  действительности выступает практически как усвоение и использование знаний. Это усвоение происходит не в виде простого накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения и отвлечения, в виде применения новых интеллектуальных операций. Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах. Обобщение – следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Оно означает иное отношение к объекту, возможность установления иных связей между объектами. С другой стороны, оно предоставляет возможность установления связи между самими понятиями.

При некоторых  формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы, которые могут быть сведены к двум крайним вариантам:

1. Снижение уровня обобщения.

При данном нарушении  в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным  вообще недоступна задача на классификацию: для испытуемых предметы оказываются по своим конкретным свойствам настолько различными, что не могут быть объединены. В некоторых случаях больные сознают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка. Иногда испытуемые объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, но классификация не производится. Такого рода ошибочные решения обозначаются как конкретно-ситуационные сочетания.

Можно сказать, что мыслительная деятельность подобных больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.

Для выявления  этого вида нарушения мышления применяют следующие методики:

1. Классификация  предметов. При ярко выраженном  снижении уровня обобщения больным  вообще недоступна задача на  классификацию: для испытуемых  предметы оказываются по своим  конкретным свойствам настолько  различными, что не могут быть объединены. В некоторых случаях больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними, например ключ и замок, перо и ручка, нитка и иголка, тетрадь и карандаш.

Иногда испытуемые объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета (например, больной может придумать рассказ), но классификация не производится. Такого рода ошибочные решения мы обозначаем как конкретно-ситуационные сочетания. В основном они встречаются у олигофренов.

У подобных больных, как правило, не отмечается психотической  симптоматики, они могут правильно  выполнять какую-нибудь несложную  работу, если её условия ограничены и жестко предопределены. Изменение  условий вызывает затруднения и  неправильные действия больных.

2. Исключение  предметов. При выполнении этого  задания больные оперируют такими  свойствами вещей и устанавливают  такие взаимосвязи, которые являются  несущественными для выполнения  задания.

Больные нередко  подходят к изображенным предметам  с точки зрения их жизненной пригодности и не понимают теоретического действия, той условности, которые скрыты в задаче.

3. Понимание  пословиц и метафор. Необходимо  отметить, что истинный смысл  пословицы только тогда становится  понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения.

3.1 Объяснение  пословиц и метафор. Эксперимент  протекает в форме беседы. Наиболее  грубым нарушением мышления в  данном случае является полное непонимание переносного смысла, буквальное толкование пословицы или метафоры.

Важно отметить, что не всегда правильное или ложное толкование пословиц свидетельствует  об определенном уровне обобщения испытуемого. Некоторые пословицы могут оказаться настолько привычными для испытуемого, что правильное объяснение означает лишь наличие знания смысла этих пословиц и не свидетельствует о том, что в данном случае происходит процесс обобщения нового материала. Поэтому более показательной является вторая методика:

3.2 Отнесение  фраз к пословицам. Понимание  переносного смысла пословицы  здесь облегчается тем, что  даже если испытуемый только  смутно понимает смысл, то фраза,  которая ему предъявляется, должна  действовать как подсказка. Зато  здесь имеется трудность другого рода: создается либо широкая возможность актуализации приблизительного смысла, либо некоторые одинаковые слова в фразах и пословицах легко «провоцируют» некритическое сближение неадекватных объяснений. Таким образом, появляется необходимость оттормозить то, что не соответствует смыслу пословицы. Следовательно, с помощью этой методики выявляется не только уровень абстрагирования, но и устойчивость этой операции.

4. Метод пиктограмм. Эта методика была предложена  А.Р. Лурия для исследования опосредованного запоминания.

Г.В. Биренбаум было установлено, что рисунки больных шизофренией отличаются большой схематичностью, пустой символикой, в то время как образы, созданные больными эпилепсией, носят ситуационно-конкретный характер.

Итак, сопоставление данных, полученных с помощью различных методов, обнаружило у ряда больных снижение процесса обобщения: конкретно-ситуационный характер их суждений, непонимание переносного смысла, условностей. Больные не смогли выделить существенные свойства предметов, не смогли раскрыть смысловые связи между ними.

2. Искажение  процесса обобщения.

В этом случае больные отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами.

Подобные больные  живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с «теоретических позиций». В беседе они способны затронуть вопросы общего характера, но часто не в состоянии ответить просто на конкретный вопрос. Речь больных носит вычурный характер.

Информация о работе Нарушения познавательной деятельности при различных психических заболеваниях