Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель работы: изучить некоторые общие сведения о памяти, рассмотреть виды нарушений памяти, методы коррекции памяти.
Задачи: 
1.Выявить общие сведения о памяти.
2. Определить виды нарушения памяти и их причины.
3. Уточнить методы коррекции памяти
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА…….……………6
1.1 Общие сведения о памяти...……………………………………………………..........6
1.2 Виды нарушений памяти и их причины......................................................................8
1.3 Методы улучшения и коррекции памяти…………………………………………..11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………….16
2.1 Цель и задачи исследования…………………………………………………..…….16
2.2 Результаты исследования……………………………………………………..……..21
2.3 Обсуждение результатов исследования…………………………………..………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................27
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................
стол - обед путь - дорога
мост - река час - время
звук - ухо снег - зима
Процедура исследования: экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.
Обработка и интерпретация результатов.
Данные всех трёх методик обрабатываются по одному и тому же принципу (формуле): С = (а/в)*100%, где С - исследуемая особенность памяти (тип, смысловая и др.), а - количество предлагаемых слов ученику, в - количество слов, которые ученик запомнил и воспроизвёл. Т.е. выводится соотношение количества слов, запомнившихся учеником, к полному перечню предлагаемых слов, которое затем умножается на 100 процентов.
Шкала нормативов (выводы об уровне развития)
100%
очень высокий уровень
80 - 90%
высокий уровень
60 - 70%
средний уровень
40 - 50%
низкий уровень
20 - 30%
очень низкий уровень
Тестовая методика № 3
Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти учащихся младшего школьного возраста
Оборудование: карточка, на которой написаны десять пар слов для запоминания.
I ряд II ряд
лошадь-сани мухомор-диван
книга-учитель спичка-овца
бабочка-муха рыба-пожар
щётка-зубы море-мяч
масло-хлеб шапка-станок
Процедура исследования: испытуемому предъявляют два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи; во втором - отсутствуют. Экспериментатор читает испытуемому слова первого ряда (интервал между парой - пять секунд), по окончании ребёнок записывает запомнившиеся. После десяти минут перерыва читаются слова второго ряда (с интервалом десять секунд), затем испытуемый записывает запомнившиеся слова.
Обработка и интерпретация результатов.
Данные всех трёх методик обрабатываются по одному и тому же принципу (формуле): С = (а/в)*100%, где С - исследуемая особенность памяти (тип, смысловая и др.), а - количество предлагаемых слов ученику, в - количество слов, которые ученик запомнил и воспроизвёл. Т.е. выводится соотношение количества слов, запомнившихся учеником, к полному перечню предлагаемых слов, которое затем умножается на 100 процентов.
Шкала нормативов (выводы об уровне развития)
100%
очень высокий уровень
80 - 90%
высокий уровень
60 - 70%
средний уровень
40 - 50%
низкий уровень
20 - 30%
очень низкий уровень
2.2 Результаты исследования.
Для установления зависимости между уровнем развития памяти и успеваемостью приведём таблицу, в которой отражена успеваемость испытуемых по результатам полугодия.
Успеваемость испытуемых по результатам полугодия
Таблица № 1
Испытуемые  | 
  Возраст  | 
  Успеваемость  | 
Онищенко Сережа  | 
  8  | 
  Троечник  | 
Письменный Андрей  | 
  9  | 
  Хорошист  | 
Попов Илья  | 
  8  | 
  Одна половина оценок - “4”, другая - “5”  | 
Сезенева Жанна  | 
  9  | 
  Круглый отличник  | 
Храмова Юлия  | 
  9  | 
  Круглый отличник  | 
Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента в таблицах.
Методика № 1
Цель: выявление преобладающего типа памяти
Результаты исследования слуховой памяти
Таблица № 2
Испытуемые  | 
  а  | 
  в  | 
  с  | 
Онищенко С.  | 
  3  | 
  10  | 
  30%  | 
Письменный А.  | 
  5  | 
  10  | 
  50%  | 
Попов И.  | 
  5  | 
  10  | 
  50%  | 
Сезенева Ж.  | 
  6  | 
  10  | 
  60%  | 
Храмова Ю.  | 
  7  | 
  10  | 
  70%  | 
Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда
Результаты исследования зрительной памяти
Таблица № 3
Испытуемые  | 
  а  | 
  в  | 
  с  | 
Онищенко С.  | 
  5  | 
  10  | 
  50%  | 
Письменный А.  | 
  2  | 
  10  | 
  20%  | 
Попов И.  | 
  6  | 
  10  | 
  60%  | 
Сезенева Ж.  | 
  6  | 
  10  | 
  60%  | 
Храмова Ю.  | 
  4  | 
  10  | 
  40%  | 
Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда
Результаты исследования моторно-слуховой памяти
Таблица № 4
Испытуемые  | 
  а  | 
  в  | 
  с  | 
Онищенко С.  | 
  2  | 
  10  | 
  20%  | 
Письменный А.  | 
  6  | 
  10  | 
  60%  | 
Попов И.  | 
  4  | 
  10  | 
  40%  | 
Сезенева Ж.  | 
  5  | 
  10  | 
  50%  | 
Храмова Ю.  | 
  5  | 
  10  | 
  50%  | 
Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда
Результаты исследования комбинированной памяти
Таблица № 5
Испытуемые  | 
  а  | 
  в  | 
  с  | 
Онищенко С.  | 
  2  | 
  10  | 
  20%  | 
Письменный А.  | 
  8  | 
  10  | 
  80%  | 
Попов И.  | 
  2  | 
  10  | 
  20%  | 
Сезенева Ж.  | 
  8  | 
  10  | 
  80%  | 
Храмова Ю.  | 
  8  | 
  10  | 
  80%  | 
Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда
Итоговая сводная таблица (объём памяти в %)
Таблица № 6
Испытуемые  | 
  Слуховая %  | 
  Зрительная %  | 
  Моторно-слуховая %  | 
  Комбинированная %  | 
Онищенко С.  | 
  30  | 
  30  | 
  20  | 
  20  | 
Письменный А.  | 
  50  | 
  50  | 
  60  | 
  80  | 
Попов И.  | 
  50  | 
  20  | 
  40  | 
  20  | 
Сезенева Ж.  | 
  60  | 
  60  | 
  50  | 
  80  | 
Храмова Ю.  | 
  70  | 
  60  | 
  50  | 
  80  | 
Вывод: из представленных таблиц мы видим, что у трёх испытуемых преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 80%, однако и другие типы памяти приближаются к среднему уровню. В то же время, у двух испытуемых комбинированный тип памяти развит слабо, другие типы памяти тоже не достигают высокого уровня развития.
Методика № 2
Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей (для младшего школьного возраста)
Результаты исследования (методика № 2)
Таблица № 7
Испытуемые  | 
  а  | 
  б  | 
  с  | 
Онищенко С.  | 
  4  | 
  10  | 
  40%  | 
Письменный А.  | 
  6  | 
  10  | 
  60%  | 
Попов И.  | 
  4  | 
  10  | 
  40%  | 
Сезенева Ж.  | 
  8  | 
  10  | 
  80%  | 
Храмова Ю.  | 
  8  | 
  10  | 
  80%  | 
Коэффициент смысловой памяти: С =(а/в)*100% в - количество слов ряда (постоянное количество = 10 слов),а - количество запомнившихся слов, с - объём памяти.
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что логические связи положительно влияют на запоминание и воспроизведение словесного материала. Следовательно, у этих детей довольно хорошо развита логическая память, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятен.
Методика № 3
Цель: выявление соотношения смысловой и механической памяти у учащихся.
Результаты исследования смысловой и механической памяти
Таблица № 8
Ипытуемые  | 
  Объём смысловой памяти кол-во слов в I ст.(а)  | 
  Объём механической памяти Запомнившиеся слов)  | 
  Коэф.С=b/a)**100%  | 
  Кол-во слов во II ст.(x) 
  | 
  Запомни шиеся слова (y)  | 
  Коэф.С=(y/x)*100%  | 
Онищенко С.  | 
  5  | 
  2  | 
  40%  | 
  5  | 
  1  | 
  20%  | 
ПисьменныйА.  | 
  5  | 
  4  | 
  80%  | 
  5  | 
  3  | 
  60%  | 
Попов И.  | 
  5  | 
  3  | 
  60%  | 
  5  | 
  2  | 
  40%  | 
Сезенева Ж.  | 
  5  | 
  4  | 
  80%  | 
  5  | 
  4  | 
  80%  | 
Храмова Ю.  | 
  5  | 
  4  | 
  80%  | 
  5  | 
  4  | 
  80%  | 
Вывод: из таблицы видно, что у испытуемых доминирует, хотя и незначительно, смысловая память.
2.3 Обсуждение результатов исследования.
Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации
По данным трёх методик (проведенных на пятерых учащихся с различной успеваемостью) можно сделать следующие выводы:
1. У младших школьников на втором году обучения уже преобладает логическая память (можно судить по результатам методики №3: больше запомнили слов логически связанных);
2. Дети быстрее и надолго запоминают то, что им понятно (можно судить по результатам методики №2);
3. Дети легче запоминают информацию, воспринимаемую зрительно и одновременно на слух (можно судить по результатам методики № 3).
4. Существует прямая зависимость между уровнем развития памяти (особенно, логической) и успеваемостью младших школьников (можно судить по результатам всех методик).
Исходя из полученных данных, 
отметим, что не следует добиваться 
от ребенка точного заучивания материала, 
т.к. это приведет к механическому 
запоминанию информации, к большим 
затратам времени и волевых усилий, 
причём ребёнок быстро забудет информацию. 
Необходимо стремиться к тому, чтобы 
ребенок воспринял материал с 
опорой на разные органы чувств, чтобы 
он понял материал, осмыслил его, в 
результате он с легкостью сможет 
воспроизвести информацию и надолго 
её запомнит. Конечно, механическую память 
тоже следует развивать (она обогащает 
словарный запас, помогает овладеть 
научными понятиями), но приоритет следует 
отдать словесно-логической памяти, т.к. 
это будет способствовать лучшей 
успеваемости, повышению эффективности 
и качества обучения.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наше исследование было предпринято с целью теоретического и экспериментального изучения особенностей памяти младшего школьника и доказательства факта влияния памяти на успеваемость детей в школе. Проведенное теоретическое и практическое исследование позволило прийти к следующим выводам: память имеет решающее значение в учебном процессе и оказывает существенное влияние на успеваемость младших школьников; у учащихся с хорошей памятью (с преобладанием логической памяти, с развитой произвольной памятью) успеваемость высокая и наоборот.
Проблема изучения и развития памяти младших школьников до сих пор актуальна. Её необходимо изучать глубже, несмотря на то, что вышло огромное количество научных трудов по данной проблеме. Содержание и характер учебного процесса со временем изменяется, меняются методы и средства обучения, к тому же современные дети, их память значительно отличаются от памяти детей предыдущего поколения. У современных детей объём и структура памяти существенно изменились по сравнению с детьми того же возраста середины XX века. Это связано с изменением образовательных программ, с появлением целого комплекса развивающих программ, с активным развитием СМИ, появлением компьютеров, Интернета. Детям доступно гораздо больше разнообразной информации, которую они запоминают из-за её интересности, увлекательности. Активнее идёт развитие непроизвольного и после произвольного внимания, что играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника и делает более эффективными его познавательные процессы, в том числе, память.