Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель работы: изучить некоторые общие сведения о памяти, рассмотреть виды нарушений памяти, методы коррекции памяти.
Задачи:
1.Выявить общие сведения о памяти.
2. Определить виды нарушения памяти и их причины.
3. Уточнить методы коррекции памяти
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА…….……………6
1.1 Общие сведения о памяти...……………………………………………………..........6
1.2 Виды нарушений памяти и их причины......................................................................8
1.3 Методы улучшения и коррекции памяти…………………………………………..11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………….16
2.1 Цель и задачи исследования…………………………………………………..…….16
2.2 Результаты исследования……………………………………………………..……..21
2.3 Обсуждение результатов исследования…………………………………..………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................27
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................
1.3 Методы улучшения и коррекции памяти.
Запоминание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, происходит вызов «записанного» в разных точках нейронных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет. Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. Известно также, то лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче. Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память.
Дело в том, что человеческая память — весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют различные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.
Существуют и другие способы коррекции памяти. Наиболее простой и доступный — полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти.
А к чаю и кофе обычно прибегают во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, — и поступают совершенно правильно. Опыты доказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, которые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфата. При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормонов гипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций. Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.
Не меньший интерес вызывает и обратное явление — есть же вещества, которые могут ослаблять память. Изучение этих веществ тоже имеет большое практическое, главным образом профилактическое значение.
Небезынтересна проблема, касающаяся памяти и курения. Первые сведения о курении табака содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота, который сообщает, что скифы вдыхали дым специально сжигаемых для этого растений.
Для нас, в частности, особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Взгляды самих курильщиков очень противоречивы и, естественно, весьма субъективны. Однако лабораторные исследования предлагают нам объективные данные. Например, был проведен эксперимент с курящими и некурящими студентами. Сравнение результатов эксперимента с данными контрольных опытов показывает, что у студентов, которые курили всего один день, показатели различных видов умственной деятельности снизились: в обучении— на 4,42 процента, в точности зачеркивания букв, включенных в эксперимент, — на 7,09, в скорости зачеркивания тех же букв — на 1,02», в точности оперирования цифрами— на 5,55, в запоминании —на 5,07 процента. Большинство курильщиков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оценка обязана механизму действия никотина. Первоначально в малых дозах он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, но все это длится недолго. В больших дозах и при продолжительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований с помощью так называемого реоэнцефалографического метода показали, что под влиянием курения табака ухудшается кровообращение мозга. Но не только никотин мешает нам подчас вспомнить что-нибудь, даже элементарно простое.
Замечено, что алкоголики часто жалуются на забывчивость. Они прекрасно осознают, что память у них слабеет, она уже не та, какой была прежде. Приступы забывчивости учащаются, вместе с другими одновременно происходящими в организме изменениями формируется облик алкоголика. Учеными установлено, что под удар алкоголя попадает главным образом кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно произошедшие события, но столь же легко забывают то, что случилось вчера.
Обобщив сведения о памяти и принципах ее функционирования, можно сформулировать основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь ими в повседневной жизни, можно улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.
1. Пауза. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановку и подумать. Память определяется в основном стратегией мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения.
2. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это полезное, оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Тогда вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.
3. Осознание — это ключ к избирательному вниманию и наблюдению. Первое и самое главное — сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс записи информации, постараться воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и тогда поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и лучше оценивать свое окружение. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрировать и анализировать.
4. Ассоциация образов — это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке. Прибегая к образной ассоциации во многих местах контекста, человек значительно увеличивает количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.
7. Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, мы принимаем активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще пользоваться информацией, тем легче извлекать ее из памяти.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Цель и задачи исследования.
Для изучения особенностей памяти младших школьников я спланировала и осуществила экспериментальное исследование. В рамках констатирующего эксперимента я провела диагностическое обследование, направленное на выявление преобладающих видов и типов памяти и уровня их развития у младших школьников.
Цель экспериментального исследования: изучение уровня развития некоторых видов и типов памяти у группы детей младшего школьного возраста; установление зависимости между уровнем развития памяти и успеваемостью у данной группы испытуемых.
Задачи экспериментального исследования:
1. Определение методики
исследования некоторых
2. Проведение экспериментального
исследования некоторых видов
и типов памяти детей с
3. Проведение количественной
и качественной обработки и
интерпретации результатов
4. Установление зависимости
между уровнем развития памяти
и успеваемостью в группе
Методика исследования
Характеристика испытуемых
В экспериментальном исследовании приняли участие пять учеников: Онищенко Сережа, Письменный Андрей, Попов Илья, Сезенева Жанна, Храмова Юлия.
Онищенко Сергей - ученик 2 «а» класса. Ему 8 лет. Троечник. Он очень активный, общительные, но немного неуверенный в себе.
Письменный Андрей - ученик 2 «а» класса. Ему 9 лет. Он хорошист. Андрей любит спорт, активно ведет себя на уроках, постоянно отвечает на поставленные вопросы учителя.
Попов Илья - ученик 2 «а» класса. Ему 8 лет. Хорошист. В свободное от учебы время он посещает футбольную секцию. Добросовестно относится к тем видам деятельности, которые ему действительно нравятся.
Сезенёва Жанна - ученица 2 «а» класса. Ей 9 лет. Это очень умная девочка. У нее привлекательная внешность, она рассудительна и, кажется взрослее, чем ее одноклассники, очень активна, как на уроках, так и во внеклассное время.
Храмова Юлия - ученица 2 «а» класса. Ей 9 лет. Она отличница. Любит учиться, в школу приходит с удовольствием, любимый предмет математика. Легко общается со всеми одноклассниками.
Используемые методики.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мною был подобран комплекс методик, позволяющий исследовать интересующую нас проблему с разных сторон. Основными были три тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти у испытуемых:
- преобладающий тип памяти;
- влияние смысловых связей на процессы запоминания и воспроизведения;
- соотношение смысловой и механической памяти.
Тестовая методика № 1
Цель: выявление преобладающего типа памяти у детей младшего школьного возраста
Оборудование:
карточки со словами для запоминания на слух
При зрительном восприятии
При моторно-слуховом
При комбинированном
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес Мяч Шкаф |
Свеча Ночь Бревно Вода Глаз Год Река Заря Гриб Чашка |
Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц |
Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Процедура исследования: эксперимент начинают с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом повторяют их и затем записывают. Через десять минут показывают карточки четвёртого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и «пишут» их в воздухе. Потом записывают на бумаге.
Обработка и интерпретация результатов.
Данные всех трёх методик обрабатываются по одному и тому же принципу (формуле): С = (а/в)*100%, где С - исследуемая особенность памяти (тип, смысловая и др.), а - количество предлагаемых слов ученику, в - количество слов, которые ученик запомнил и воспроизвёл. Т.е. выводится соотношение количества слов, запомнившихся учеником, к полному перечню предлагаемых слов, которое затем умножается на 100 процентов.
Шкала нормативов (выводы об уровне развития)
0100%
очень высокий уровень
80 - 90%
высокий уровень
60 - 70%
средний уровень
40 - 50%
низкий уровень
20 - 30%
очень низкий уровень
(Например, ребёнок воспроизвёл
90% прочитанных ему слов, следовательно,
у него высокий уровень
Тестовая методика № 2
Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей (для младшего школьного возраста)
Оборудование: карточка, на которой написаны десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи:
год - месяц дождь - вода
нож - вилка сад - цветы