Нарушение памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить некоторые общие сведения о памяти, рассмотреть виды нарушений памяти, методы коррекции памяти.
Задачи:
1.Выявить общие сведения о памяти.
2. Определить виды нарушения памяти и их причины.
3. Уточнить методы коррекции памяти

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА…….……………6
1.1 Общие сведения о памяти...……………………………………………………..........6
1.2 Виды нарушений памяти и их причины......................................................................8
1.3 Методы улучшения и коррекции памяти…………………………………………..11
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………….16
2.1 Цель и задачи исследования…………………………………………………..…….16
2.2 Результаты исследования……………………………………………………..……..21
2.3 Обсуждение результатов исследования…………………………………..………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................27
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая Сорокина Ю.docx

— 73.81 Кб (Скачать)

 

     1.3 Методы улучшения и коррекции памяти.

Запоминание представляет собой  очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разнообразные молекулы передатчиков. Когда необходимо что-то вспомнить, происходит вызов «записанного» в разных точках нейронных сетей материала и «переписывание» его в один осмысленный сюжет. Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает межклеточные взаимодействия на разных уровнях. Поэтому процессы, связанные с запоминанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. Известно также, то лучше запоминаются эмоционально окрашенные события и факты, причем положительные эмоции вспоминаются легче. Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память.

Дело в том, что человеческая память — весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют различные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы  коррекции памяти. Наиболее простой и доступный — полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания. Включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), способствует улучшению памяти.

А к чаю и  кофе обычно прибегают во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, — и поступают совершенно правильно. Опыты доказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, которые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии — циклического аденозинмонофосфата. При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормонов гипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций. Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.

Не меньший интерес  вызывает и обратное явление — есть же вещества, которые могут ослаблять память. Изучение этих веществ тоже имеет большое практическое, главным образом профилактическое значение.

Небезынтересна проблема, касающаяся памяти и курения. Первые сведения о курении табака содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота, который сообщает, что скифы вдыхали дым специально сжигаемых для этого растений.

Для нас, в частности, особый интерес представляет влияние курения на умственную деятельность. Взгляды самих курильщиков очень противоречивы и, естественно, весьма субъективны. Однако лабораторные исследования предлагают нам объективные данные. Например, был проведен эксперимент с курящими и некурящими студентами. Сравнение результатов эксперимента с данными контрольных опытов показывает, что у студентов, которые курили всего один день, показатели различных видов умственной деятельности снизились: в обучении— на 4,42 процента, в точности зачеркивания букв, включенных в эксперимент, — на 7,09, в скорости зачеркивания тех же букв — на 1,02», в точности оперирования цифрами— на 5,55, в запоминании —на 5,07 процента. Большинство курильщиков утверждают, что курение благоприятно сказывается на их умственной работе. Эта субъективная оценка обязана механизму действия никотина. Первоначально в малых дозах он расширяет кровеносные сосуды и действует возбуждающе. Курильщик ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, но все это длится недолго. В больших дозах и при продолжительном употреблении никотин сужает сосуды. Под влиянием никотина и других составных частей табачного дыма умственная деятельность постепенно ослабевает. У большинства курильщиков наступает ослабление памяти. Результаты исследований с помощью так называемого реоэнцефалографического метода показали, что под влиянием курения табака ухудшается кровообращение мозга. Но не только никотин мешает нам подчас вспомнить что-нибудь, даже элементарно простое.

Замечено, что  алкоголики часто жалуются на забывчивость. Они прекрасно осознают, что память у них слабеет, она уже не та, какой была прежде. Приступы забывчивости учащаются, вместе с другими одновременно происходящими в организме изменениями формируется облик алкоголика. Учеными установлено, что под удар алкоголя попадает главным образом кратковременная память. Люди с легкостью вспоминают давно произошедшие события, но столь же легко забывают то, что случилось вчера.

Обобщив сведения о памяти и принципах ее функционирования, можно сформулировать основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь  ими в повседневной жизни, можно улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.

1. Пауза. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценить обстановку и подумать. Память определяется в основном стратегией мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом заставляя нас сосредоточить внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения.

2. Расслабление позволяет  подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Это полезное, оздоровительное упражнение для мозга позволит вам снять напряжение. Тогда вы запишете информацию более точно и извлечете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить что-то важное, успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и дайте себе время подумать. Попытайтесь прибегнуть к наблюдению: осмотритесь по сторонам; определите для себя то, что необходимо сделать.

3. Осознание — это ключ  к избирательному вниманию и наблюдению. Первое и самое главное — сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс записи информации, постараться воспринимать окружающую действительность, как это делают дети, и тогда поймете, сколько нужных вещей не замечали раньше. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, не только будете лучше запоминать людей, места, маршруты и важные дела, но и лучше оценивать свое окружение. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрировать и анализировать.

4. Ассоциация образов — это существенный принцип, используемый всеми, кто не помнит местонахождения различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке. Прибегая к образной ассоциации во многих местах контекста, человек значительно увеличивает количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Личные комментарии способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.

  1. Организация материала с помощью категории имеет отношение к способу хранения информации. Во время записи и извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства может классифицироваться по нескольким основным (материал, цвет, размер) и второстепенным (декоративность, цена) признакам. Если заносить подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти.

7. Просмотр и использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, мы принимаем активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Чем чаще пользоваться информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 2.1 Цель и задачи исследования.

Для изучения особенностей памяти младших школьников я спланировала и осуществила экспериментальное исследование. В рамках констатирующего эксперимента я провела диагностическое обследование, направленное на выявление преобладающих видов и типов памяти и уровня их развития у младших школьников.

Цель экспериментального исследования: изучение уровня развития некоторых видов и типов памяти у группы детей младшего школьного возраста; установление зависимости между уровнем развития памяти и успеваемостью у данной группы испытуемых.

Задачи экспериментального исследования:

1. Определение методики  исследования некоторых параметров  памяти у детей младшего школьного  возраста.

2. Проведение экспериментального  исследования некоторых видов  и типов памяти детей с помощью  батареи тестовых методик.

3. Проведение количественной  и качественной обработки и  интерпретации результатов исследования.

4. Установление зависимости  между уровнем развития памяти  и успеваемостью в группе испытуемых.

Методика исследования

Характеристика испытуемых

В экспериментальном  исследовании приняли участие пять учеников: Онищенко Сережа, Письменный Андрей, Попов Илья, Сезенева Жанна, Храмова Юлия.

Онищенко Сергей - ученик 2 «а» класса. Ему 8 лет. Троечник. Он очень активный, общительные, но немного  неуверенный в себе.

Письменный Андрей - ученик 2 «а» класса. Ему 9 лет. Он хорошист. Андрей любит спорт, активно ведет  себя на уроках, постоянно отвечает на поставленные вопросы учителя.

Попов Илья - ученик 2 «а»  класса. Ему 8 лет. Хорошист. В свободное  от учебы время он посещает футбольную секцию. Добросовестно относится  к тем видам деятельности, которые  ему действительно нравятся.

Сезенёва Жанна - ученица 2 «а» класса. Ей 9 лет. Это очень умная девочка. У нее привлекательная внешность, она рассудительна и, кажется взрослее, чем ее одноклассники, очень активна, как на уроках, так и во внеклассное время.

Храмова Юлия - ученица 2 «а» класса. Ей 9 лет. Она отличница. Любит учиться, в школу приходит с удовольствием, любимый предмет математика. Легко общается со всеми одноклассниками.

Используемые  методики.

Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мною был подобран комплекс методик, позволяющий исследовать интересующую нас проблему с разных сторон. Основными были три тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти у испытуемых:

- преобладающий тип памяти;

- влияние смысловых связей  на процессы запоминания и  воспроизведения;

- соотношение смысловой  и механической памяти.

Тестовая методика № 1

Цель: выявление преобладающего типа памяти у детей младшего школьного возраста

 Оборудование:

карточки со словами для запоминания на слух 

При зрительном восприятии 

При моторно-слуховом  

При комбинированном 

 

Лист

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес

Мяч

Шкаф

Свеча

Ночь

Бревно

Вода

Глаз

Год

Река

Заря

Гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед

Заяц

Луна

Капля

Белка

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт

Спица


 

Процедура исследования: эксперимент  начинают с прочтения всех слов первого  ряда (интервал три секунды), затем  испытуемые записывают запомнившиеся  слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами  второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом повторяют  их и затем записывают. Через десять минут показывают карточки четвёртого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и  «пишут» их в воздухе. Потом записывают на бумаге.

Обработка и интерпретация  результатов.

Данные всех трёх методик  обрабатываются по одному и тому же принципу (формуле): С = (а/в)*100%, где С - исследуемая особенность памяти (тип, смысловая и др.), а - количество предлагаемых слов ученику, в - количество слов, которые ученик запомнил и воспроизвёл. Т.е. выводится соотношение количества слов, запомнившихся учеником, к полному перечню предлагаемых слов, которое затем умножается на 100 процентов.

Шкала нормативов (выводы об уровне развития)

0100% 

очень высокий уровень 

80 - 90% 

высокий уровень 

60 - 70% 

средний уровень 

40 - 50% 

низкий уровень 

20 - 30% 

очень низкий уровень 

(Например, ребёнок воспроизвёл  90% прочитанных ему слов, следовательно,  у него высокий уровень развития  слуховой памяти)

Тестовая методика № 2

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей (для младшего школьного возраста)

Оборудование: карточка, на которой написаны десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи:

год - месяц дождь - вода

нож - вилка сад - цветы

Информация о работе Нарушение памяти