Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:57, реферат
Цель работы – изучить профилактику при борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие наркомании и алкоголизма;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие наркомании и алкоголизма 4
2. Профилактика - лучшая методика борьбы с алкоголизмом и наркотической зависимостью 6
3. Педагогические меры профилактики 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и алкоголем и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
Цель работы в данном направлении
- коррекция социально-
- Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.
Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
- Возможность привития навыков
здорового образа жизни в
- Влияние на уровень притязаний и самооценку.
- Свободный доступ к семье
подростка для анализа и
- Возможность привлечения
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы6.
Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Информация должна быть уместной и
предоставлять знания о последствиях
злоупотребления наркотиками
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.
Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Алкоголизм - хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни - тело, психику, душу и социальную жизнь человека.
Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет. Насколько бы не был долог срок воздержания от алкоголя. Соответственно лечение алкоголизма заключается в том, чтобы человек научился жить вообще не употребляя через изменения в био-психо-социо-духовных аспектов личности человека.
Чтобы найти выход, очень важно
понять: наркомания - это болезнь. Специалистам,
работающим в наркологии, это известно
давно, и признается безоговорочно.
Болезнь под названием
Понимание наркомании как болезни существует, по меньшей мере, с прошлого века, хотя в обыденном сознании все еще засел стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому - его «непутевость», безответственность или вообще порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение за может быть проявлением болезни, нередко забывается.
Специалисты считают наркоманию заболеванием, относящимся к группе так называемых аддиктивных заболеваний, болезней зависимости. Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ - наркотиков, наркоманию (с некоторыми другими видами зависимости - например, алкоголизмом) ещё называют «химической зависимостью». Этот термин не надо путать с формами зависимости, выделяемыми уже внутри понятия «наркомания», а психическая зависимость от наркотиков, которая свойственна для всех видов наркозависимости, а также физическая зависимость, которая может быть выраженной или неявной, а в некоторых случаях даже практически отсутствовать.
Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика.
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.
1 Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для ОТуД. сред, и высш. пед.учеб. заведений - 2-е изд. , стереотит. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 –с.144.
2 Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001 - с.144.
3 Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998
4 Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- с.256.
5 Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.
6 Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.