Направленность личности: сущность, структурные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 10:44, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена теме: «Направленность личности: сущность, структурные элементы». Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие личности…………………………………………………………..4
2.Жизненная позиция личности……………………………………………..6
3. Понятие и сущность направленности личности,
Основные составляющие……………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Лора.психология.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     Деловая  направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

–больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

–делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других

людях, также  ведут себя в дискуссиях

–пытаются навязать свою волю группе

–окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

      Люди  с направленностью на взаимные действия:

–избегают прямого решения проблемы

–уступают давлению группы

–не высказывают  оригинальных идей и не легко понять, что такой человек

хочет выразить

–не принимают  на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

      Люди  с деловой направленностью:

–помогают отдельным  членам группы выражать свои мысли

–поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

–легко и  доступно излагают свои мысли и соображения

–берут в  свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

–не уклоняются от непосредственного решения проблемы

      В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

      Характер  — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

      Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.

      Деятельность  и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

      Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

      Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:   

1. Отношение  человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

2. Отношение  человека к самому себе —  его самосознание. Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

3. Отношение  к труду и другим видам деятельности.

4. Отношение  к вещам как продуктам человеческого  труда.

      Наряду  с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие  свойства отношений личности.

1. Социальная  значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие  потребностей личности, широта ее  интересов и осознание

центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости  отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера. Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение.

      Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность.

      Развитое  мировоззрение — показатель зрелости личности.

      С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности. Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

      Другой  подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

      Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты  характера — устойчивые индивидуально-типологические

особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции  деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные  черты характера - устойчивые  индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

3. Интеллектуальные  черты характера - устойчивые  индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

      Характер  каждого человека представляет собой  богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

      Но  главное в человеке — это его  центральные жизненные устремления  и способности к их реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее: Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но  конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература.

      Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.       Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологических и социальных факторов.

      В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие  и формирование личности  оказывает процесс становления социального «Я».

Осознав себя как  личность, определив свое место в  обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью,  обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Список  литературы:

1.Кохановский В.П. Философия. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000.

2.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2000.

3.Психология состояний. Хрестоматия. /Под ред. А.О. Прохорова. 2004.

4.Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

5.Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 
 
 
 
 

Информация о работе Направленность личности: сущность, структурные элементы