Мотивация создания многодетной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Выявить самые распространенные мотивы создания многодетной семьи.
Объект работы: Семьи, имеющие 3-е и более детей.
Предмет работы: Мотивы создания многодетной семьи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Существующие мотивы создания многодетных семей.
1.1. Категория «семья». Типы семей. Категория «многодетность».
1.3. Категория «мотив». Мотивы рождения детей.
Глава 2. Проведение исследования.
2.1. Описание организации и проведения исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

      Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. (8)

      Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.(8)

      В зависимости от пола супругов:

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков;
  • разнополая семья. (8)

      В зависимости от состава:

  1. простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
  • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок; неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;
  • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных;
  1. сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.(8)

      В зависимости от места человека в  семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается;
  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам (8)

      В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.(8)

      Наследование  по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи(8).

     В зависимости от количества детей:

    • бездетная, или инфертильная семья;
    • однодетная семья;
    • малодетная семья;
    • среднедетная семья;
    • многодетная семья (8).

     Именно  с этой классификаций продолжится  наша дальнейшая работа, а именно с  многодетными семьями. Рассмотрим категорию  «многодетность».

     Различают три категории многодетных семей:

     1. Сознательная многодетность.

     В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

     2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.(9)

     Эти две категории вполне благополучны.

     Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.(9)

     Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.(9)

     3. Неблагополучные многодетные семьи.

     Чаще  всего отмечаются у родителей, ведущих  асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.(9)

     В таких семьях родители имеют более  низкий образовательный уровень  и социальный статус.(9) 
 

1.3. Категория «мотив». Мотивы рождения детей. 

     В современной психологии существуют множество определений понятия мотив. Рассмотрим некоторые из них.

      Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением  потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.(10, 513).

     Некоторые авторы часто используют заместо  «мотива» термин «мотивация». Он представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.(513)

     Вопрос  о мотивации деятельности возникает  каждый раз, когда необходимо объяснить  причины поступков человека. Причем любая форма поведения может  быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.(10, 513)

     В свою очередь, мотив в отличие  от мотивации — это то, что  принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.(10.стр514-516)

     Количество  и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.(10. стр516)

     Выделяют  следующие виды мотивов:

     Ведущий мотив – главный, основной мотив, побуждающий к некоторой деятельности в случае ее полимотивированности. (11, стр292)

     Неосознаваемый  мотив – этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых; до определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым.(11, стр 292)

     Работа  по осознанию собственных мотивов  очень важна и очень трудна; она требует не только большого интеллектуального  и жизненного опыта; но и большого мужества. По сути, это – особая деятельность, имеющая свой мотив – самопознание и нравственное самоусовершенствование.

     Мотивы  неосознаваемые все же появляется в  сознании, но в особых формах. Их, по крайней мере, две: эмоции и личностные смыслы. При этом в смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий. Мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы (11стр 292).

     Мотив осознаваемый – большие жизненные  цели, направляющие деятельность в  течении длительных периодов жизни. Иными словами это – мотивы-цели. Их существование характерно для зрелой личности.(11, стр292)

     Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы  лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов  к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

      Если  в процессе деятельности экстринсивные  мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и  процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

     Особое  место занимают исследования так  называемых просоциальных мотивов  и соответствующего просоциалъного поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях). (10. стр532)

     Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. (10 стр532.)

     Рассмотрим  теперь мотивы рождения детей:

  • получение материальной выгоды. Совершенно банальный мотив, но встречается не так редко как в браке так и вне брака. Как мужчины, так и женщины рассчитывают с помощью ребенка улучшить свое материальное положение. Уже с самого момента беременности они надеются получить материальные благи от любовника, супруга, родителей и даже от государства. При этом речь не идет о суррогатном материнстве, когда вынашивают и рожают детей для кого-то за вполне определенную сумму или торговле мужчинами своей семенной жидкостью. Ожидания родителей могут оправдаться, а могут и не оправдаться;
  • соответствие социальным ожиданиям. Общественным мнением мужчины и женщины, желающие иметь детей, оцениваются гораздо выше, чем не желающие. Особенно нетерпимое отношение проявляется к женщине, отказывающейся от рождения ребенка. Мотив самый простой: иметь детей – это правильно, семья без детей – это ужасно. Молодожены хотят ребенка потому, что так принято. Представляется, что именно с рождением ребенка семья становится полноценной. Рождение и воспитание детей считается неотъемлемой частью брака, само собой разумеющимся результатом. В противном случае и незачем было «оформлять отношения». Больше всего эти стереотипы влияют на появление первого ребенка. При планировании второго и последующих решающими являются уже друге мотивы;
  • стремление удержать партнера. Женщина может стремиться забеременеть и женить на себе подходящего партнера. Как говорят – «привязать» к себе ребенком. Надежды, что семья будет сохранена ради детей часто оказываются наивными и рассчитаны только на сверхответственных родителей. Тем не менее, такие представления довольно глубоко укоренились в сознании людей и конечно иногда предпринимаемые усилия достигают желаемого результата, но чаще наступает совершенно противоположный эффект. Муж, желающий внимания вместо этого получает дополнительные заботы и всячески стремится от них уклониться. Мужчина также может пытаться окружит жену детьми, лишить всякой возможности на контакты вне семьи и таким способом предотвратить ее уход, «сплотить» семью поневоле;
  • надежды на поддержку в старости. Речь идет о том самом пресловутом стакане воды, который вдруг да некому будет подать. Будущими родителями движет боязнь, что одолеют болезни, наступит дряхлость и не кто не поможет – только родные дети. Дети, по их мнению, обязаны позаботится о своих родителях – для того и растили, одевали, учили. Когда-то придет и их черед позаботиться о родителях. Таким образом, папы и мамы рассчитывают в старости приобрести себе опору, а еще точнее слугу;
  • желание укрепить свое здоровье. Бытует представление, что вынашивать ребенка и потом кормить его грудью полезно, способно оградить женщину от многих заболеваний. В частности, у рожавших женщин снижается риск развития онкологических заболеваний матки, яичников и молочных желез. Вот и беременеют женщины как бы с профилактической целью, потому что заботятся о своем здоровье. (12)

Информация о работе Мотивация создания многодетной семьи