Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
Цель работы: Выявить самые распространенные мотивы создания многодетной семьи.
Объект работы: Семьи, имеющие 3-е и более детей.
Предмет работы: Мотивы создания многодетной семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Существующие мотивы создания многодетных семей.
1.1. Категория «семья». Типы семей. Категория «многодетность».
1.3. Категория «мотив». Мотивы рождения детей.
Глава 2. Проведение исследования.
2.1. Описание организации и проведения исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. (8)
Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.(8)
В зависимости от пола супругов:
В зависимости от состава:
В зависимости от места человека в семье:
В зависимости от проживания семьи:
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи(8).
В зависимости от количества детей:
Именно с этой классификаций продолжится наша дальнейшая работа, а именно с многодетными семьями. Рассмотрим категорию «многодетность».
Различают
три категории многодетных
1. Сознательная многодетность.
В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.
2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.(9)
Эти две категории вполне благополучны.
Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.(9)
Психологическая
атмосфера семьи —
3. Неблагополучные многодетные семьи.
Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.(9)
В
таких семьях родители имеют более
низкий образовательный уровень
и социальный статус.(9)
1.3.
Категория «мотив».
Мотивы рождения детей.
В современной психологии существуют множество определений понятия мотив. Рассмотрим некоторые из них.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.(10, 513).
Некоторые авторы часто используют заместо «мотива» термин «мотивация». Он представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.(513)
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.(10, 513)
В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.(10.стр514-516)
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.(10. стр516)
Выделяют следующие виды мотивов:
Ведущий
мотив – главный, основной мотив,
побуждающий к некоторой
Неосознаваемый мотив – этих мотивов значительно больше, чем осознаваемых; до определенного возраста практически все мотивы относятся к неосознаваемым.(11, стр 292)
Работа по осознанию собственных мотивов очень важна и очень трудна; она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта; но и большого мужества. По сути, это – особая деятельность, имеющая свой мотив – самопознание и нравственное самоусовершенствование.
Мотивы неосознаваемые все же появляется в сознании, но в особых формах. Их, по крайней мере, две: эмоции и личностные смыслы. При этом в смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий. Мотивы-стимулы могут порождать только эмоции, но не смыслы (11стр 292).
Мотив осознаваемый – большие жизненные цели, направляющие деятельность в течении длительных периодов жизни. Иными словами это – мотивы-цели. Их существование характерно для зрелой личности.(11, стр292)
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:
Если
в процессе деятельности экстринсивные
мотивы не будут подкреплены
Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциалъного поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях). (10. стр532)
Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. (10 стр532.)
Рассмотрим теперь мотивы рождения детей: