Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа
Цель работы: Выявить самые распространенные мотивы создания многодетной семьи.
Объект работы: Семьи, имеющие 3-е и более детей.
Предмет работы: Мотивы создания многодетной семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Существующие мотивы создания многодетных семей.
1.1. Категория «семья». Типы семей. Категория «многодетность».
1.3. Категория «мотив». Мотивы рождения детей.
Глава 2. Проведение исследования.
2.1. Описание организации и проведения исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
ФАКУЛЬТЕТ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Мотивация
создания многодетной
семьи.
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Существующие мотивы создания многодетных семей.
1.1. Категория «семья». Типы семей. Категория «многодетность».
1.3. Категория «мотив». Мотивы рождения детей.
Глава 2. Проведение исследования.
2.1. Описание организации и проведения исследования.
2.2. Анализ полученных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы.
Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. (соловьев)
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общество семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.
Еще не так давно многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
По нашему мнению, актуальность предложенной темы обусловлена, прежде всего, социально-экономическими изменениями в России, которые проявились, помимо всего прочего, в вытеснении желания иметь более одного ребенка другими, более социально престижными желаниями. В результате в среднестатистической городской семье число детей составляет 1, 15 ребенка. [1]. Причины этой неблагополучной ситуации не только в изменении репродуктивного поведения женщины и новом, редуцированном, восприятии ею материнской роли. Глубинным трансформациям подвергается в целом институт семьи, что характерно не только для России, но и для многих других стран. Поэтому важным представляется научное осмысление проблемы воспроизводства населения и мотивации иметь детей (именно детей во множественном числе, а не одного ребенка), а так же исчезающего в наши дни явления многодетной семьи.
Цель работы: Выявить самые распространенные мотивы создания многодетной семьи.
Объект работы: Семьи, имеющие 3-е и более детей.
Предмет работы: Мотивы создания многодетной семьи.
Гипотеза работы: Мы предполагаем, что наиболее распространенными мотивами создания многодетной семьи, как для мужчин, так и для женщин является следующие:
Так же мы предполагаем, что имеются различия в мотивации мужчин и женщин.
Задачи работы:
Методы работы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, анкетирование, наблюдение, методы статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Эмпирическая
база работы: 10 семей имеющих 3-е и более
детей.
Глава
1. Существующие мотивы
создания многодетных
семей.
1.1.Категория
«семья». Типы семей.
Категория «многодетность».
Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а так же определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. (2 стр20-21)
А.И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества – родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; муз – дети; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. (2 Стр 21)
А.Г. Харчев определяет семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» (3, стр 27)
Согласно общему определению: «Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». (2. стр 23)
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют четыре характеристики:
На
наш взгляд, семья – это системно-
В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ванн Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того что бы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое» (4.)
По определению В. В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждении, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». (5. стр. 54-62).
Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от безусловного признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизни деятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта (2. стр. 24-25).
Эта точка зрения на семью выражена А. И. Захаровым: « В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отожествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей». (2. стр.25)
Малой
группой в социальной психологии
называется общность людей, объединенных
формируемой в совместной деятельности
совокупностью межличностных
Семья
как малая социальная группа имеет
ряд психологических
Теперь рассмотрим типы семей. При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.(8)
В зависимости от форм брака: