Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 15:24, курсовая работа
Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ
1.1. Характеристика мышления, как психического процесса.
1.2. Формы и виды мышления
1.3. Эмоции в процессах мышления
РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ
2.1. Общая характеристика и виды эмоций.
2.2. Интеллектуальные эмоции
РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.
3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.
3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.
3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации
ВЫВОДЫ
Страдание
- важная фундаментальная, ярко отрицательная
эмоция, играющая значительную роль в
эволюции человека и продолжающая исполнять
важные биологические и
отверженности как истинное, так и воображаемое, а также недовольство собой и бессилие. Страдание - наиболее распространенная отрицательная эмоция, являющаяся доминирующей при горе и депрессии, могущая служить конструктивным целям, мотивируя активную деятельность.
Одной из причин гнева является чувство физического и психологического препятствия — физические помехи, правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны, непосредственная реакция может в гневе и не выражаться, однако если что-то действительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Эти причины вызывают гнев у многих людей, хотя существуют другие, индивидуальные и зависящие от уровня развития причины гнева.
Гнев заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности.
Отвращение
- это отрицательное
Презрение
- это отрицательное
2.2. Интеллектуальные эмоции и чувства
В ранних работах по психологии в трактовке интеллектуальных
эмоций и чувств господствовало интеллектуалистическое направление. С этой позиции интеллектуальные чувства рассматривались как высшие, оторванные от жизнедеятельности человека, от его потребностей
и целей. Интеллектуальные чувства трактовались как осознаваемые оценки отношений между представлениями, которые лежат в начале мыслительного процесса, но не сопровождают его.
Также в отрыве от субъекта и его жизнедеятельности понимали интеллектуальные эмоции У. Джеймс (1922) и Э. Клапаред (Claparede, 1968), а именно как сознание транзитивных элементов мышления. У Джеймса речь идет предметных отношениях элементов сознания, таких как подобие, включенность, согласованность, временные отношения. Э. Клапаред говорит об импульсах к действию. Установки в образе «внутреннего жестикулирования» образуют осознаваемое содержание интеллектуьных чувств. Таким образом в интеллектуалистической трактовке интеллектуальные эмоции более соответствуют допредикативным
формам мышления, чем собственно эмоциям. В русской психологической литературе раннего периода К.Д. Ушинкий (1950) трактовал интеллектуальные эмоции еще с интеллекуалистической позиции, однако он включал в их список и такие явления как умственное напряжение, чувства успеха и неуспеха. Он рассматривал интеллектуальные эмоции в качестве явлений, сопровождающих сбои в ходе мыслительного процесса (например, тупики и противоречия). Ушинский поставил также вопрос о правилах пере-
ода эмоций из одного типа в другой. Возможность поставить вопрос о субъективной отнесенности интеллектуальных эмоций и их связи с жизнедеятельностью субъекта появилась лишь с выходом работ
Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, в которых
подчеркивалось ≪единство аффекта и интеллекта≫
и разрабатывалась соответствующая единица
анализа психической деятельности как
целостного отражения объекта субъектом.
РАЗДЕЛ 3
СТАДИИ
МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1.
Мотивационно-эмоциональная
регуляция мыслительной
деятельности на стадии
инициации.
На стадии инициации уже при восприятии проблемной ситуации
происходит эмоциональное выделение предмета познавательной потребности.
В основе этого процесса лежит исходное взаимодействие
личностных смысловых структур и предметных особенностей проблемной
ситуации. На основе этого взаимодействия происходит формирование
«акцептора предмета потребности» и последующее эмоциональное
распознавание предмета потребности. Этот процесс и
представляет собой становление конкретного мотива в проблемной
ситуации.
Дальнейшее развитие мотива предполагает трансформацию его из
предметной формы в процессуальную, в форму побуждения. Одновременно
выделяются две взаимосвязанные мотивационные функции
управления: 1) смысловое
управление, связанное с целостно-
переработкой предметного содержания и эмоциональной презентацией
продуктов этой переработки, и 2) управление во временной
перспективе, связанное с последовательно-аналитической
переработкой предметного содержания и когнитивной презентацией
продуктов этой переработки. В развитой ДСС регуляции мыслительной
деятельности эти две функции работают по принципу взаимосодействия:
эмоциональная
презентация продуктов
переработки предметного содержания предшествует когнитивной
презентации и дает «материал» для последовательно-аналитической
переработки. Так на стадии инициации субъект вначале эмоционально
переживает гностическое противоречие, и лишь вслед за этим происходит
разработка когнитивного состава противоречия. Такая взаимосодействующая работа двух функций мотивационного управления
приводит к формированию пространства возможных действий, в
котором представлены эмоционально гностические комплексы
(А.В. Запорожец),
потенциально пригодные для
проблемной ситуации.
3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.
На стадии целеобразования ключевым моментом является эмоциональное решение задачи, переживаемое субъектом как чувство
близости решения. Эмоциональное решение включено в процесс
подготовки общего проекта преобразования проблемной ситуации и
предшествует формулированию общей цели, то есть цели не конкретизированной с точки зрения средств ее реализации. В основе возникновения общей цели лежат процессы целостно-интуитивного
смыслового развития, происходящие в ДСС под управляющим воздействием специфического смыслового регулятора, то есть личностного
смысла проблемной
ситуации на данной стадии. Аспектом смыслового
развития является эмоциональное развитие,
которое проявляется в форме сдвига эмоциогенных
зон и кумуляции эмоций. После возникновения
общей цели осуществляется процесс ее
конкретизации в форме рационально-аналитической
разработки общего проекта преобразования
проблемной ситуации. В ходе этой конкретизации
вырабатывается акцептор результатов
действия.
3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.
На стадии реализации осуществляется поиск действий в соответствии
с акцептором результатов действия. В этот процесс также включены
предвосхищающие
эмоции, свидетельствующие о
возникают также констатирующие эмоции положительного и отрицательного знака, оценивающие результат с точки зрения акцептора
результатов действия.
3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации
В общей теории эмоций считается, что эмоция возникает вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности . Такая актуализация есть некоторое изменение в мотивационной сфере, становление новых личностных смыслов. Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Эксперименты показали, что в ходе решения мыслительной задачи происходят превращения невербализованных операциональных смыслов в личностные. Тем самым порождение личностных «микросмыслов» впервые оказывается доступным экспериментальному исследованию.
Изучалась
также эмоциональная регуляция
деятельности в условиях различной
мотивации этой деятельности. Мотивация
влияет на эмоциональную насыщенность
деятельности, на соотношение предвосхищающих
и констатирующих эмоций. При доминировании
внутреннего качественно-
Интересные исследования эмоциональной регуляции мышления проводятся Ю. Н. Кулюткиным. Им выдвинута гипотеза о взаимодействии положительных и отрицательных эмоций. При этом в момент активизации отрицательной эмоциональной системы происходит реципрокное обострение чувствительности к положительным подкреплениям. На, этой основе происходит своеобразное эмоциональное «подстораживание» малейшего успеха, когда даже частичное соответствие между требованиями задачи и результатами ориентировочных действий эмоционально оценивается как успех. Автор считает, что эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения, а не в связи с отдельными пробами поиска. Отрицательная эмоциональная оценка возникает лишь тогда, когда не воплощается замысел решения в целом, тогда как отдельные неудачные пробы могут не вызвать отрицательного эмоционального переживания. Роль эмоций в мышлении изучалась также Л. В. Путляевой. Из зарубежных авторов следует выделить Л. Секея, отмечавшего, что возникновение эмоции удивления связано с генерированием целой серии предположений.
Специальное исследование
эмоциональной регуляции
Информация о работе Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности