Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ
1.1. Характеристика мышления, как психического процесса.
1.2. Формы и виды мышления
1.3. Эмоции в процессах мышления
РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ
2.1. Общая характеристика и виды эмоций.
2.2. Интеллектуальные эмоции
РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.
3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.
3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.
3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации
ВЫВОДЫ 

Файлы: 1 файл

Курсовая....docx

— 39.83 Кб (Скачать)

     Страдание - важная фундаментальная, ярко отрицательная  эмоция, играющая значительную роль в  эволюции человека и продолжающая исполнять  важные биологические и психологические  функции. Испытывая страдание, человек  может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность, поражение  и чувство 

     отверженности как истинное, так и воображаемое, а также недовольство собой и  бессилие. Страдание - наиболее распространенная отрицательная эмоция, являющаяся доминирующей при горе и депрессии, могущая  служить конструктивным целям, мотивируя  активную деятельность.

     Одной из причин гнева является чувство  физического и психологического препятствия — физические помехи, правила, законы или собственная  неспособность. Если препятствия незначительны  или неочевидны, непосредственная реакция  может в гневе и не выражаться, однако если что-то действительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Эти причины вызывают гнев у многих людей, хотя существуют другие, индивидуальные и зависящие от уровня развития причины гнева.

     Гнев  заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности.

     Отвращение - это отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение  с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с  идеологическими, нравственными или  эстетическими принципами или установками  субъекта. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на самого индивида, понижая самооценку и вызывая  самоосуждение.

     Презрение - это отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в межличностных  взаимоотношениях и порождаемое  рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с  аналогичными категориями, присущими  объекту чувства. 

 

2.2. Интеллектуальные эмоции и чувства

В ранних работах по психологии в трактовке  интеллектуальных

эмоций и чувств господствовало интеллектуалистическое направление. С этой позиции интеллектуальные чувства рассматривались как высшие, оторванные от жизнедеятельности человека, от его потребностей

и целей. Интеллектуальные чувства трактовались как осознаваемые оценки отношений между представлениями, которые лежат в начале мыслительного процесса, но не сопровождают его.

Также в отрыве от субъекта и его жизнедеятельности понимали интеллектуальные эмоции У. Джеймс (1922) и Э. Клапаред (Claparede, 1968), а именно как сознание транзитивных элементов мышления. У Джеймса речь идет предметных отношениях элементов сознания, таких как подобие, включенность, согласованность, временные отношения. Э. Клапаред говорит об импульсах к действию. Установки в образе «внутреннего жестикулирования» образуют осознаваемое содержание интеллектуьных чувств. Таким образом в интеллектуалистической трактовке интеллектуальные эмоции более соответствуют допредикативным

формам мышления, чем собственно эмоциям. В русской психологической литературе раннего периода К.Д. Ушинкий (1950) трактовал интеллектуальные эмоции еще с интеллекуалистической позиции, однако он включал в их список и такие явления как умственное напряжение, чувства успеха и неуспеха. Он рассматривал интеллектуальные эмоции в качестве явлений, сопровождающих сбои в ходе мыслительного процесса (например, тупики и противоречия). Ушинский поставил также вопрос о правилах пере-

ода эмоций из одного типа в другой. Возможность поставить вопрос о субъективной отнесенности интеллектуальных эмоций и их связи с жизнедеятельностью субъекта появилась лишь с выходом работ

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, в которых подчеркивалось ≪единство аффекта и интеллекта≫ и разрабатывалась соответствующая единица анализа психической деятельности как целостного отражения объекта субъектом. 

РАЗДЕЛ 3

СТАДИИ  МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

     3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации. 

       На стадии инициации уже при восприятии проблемной ситуации

происходит эмоциональное  выделение предмета познавательной потребности.

В основе этого  процесса лежит исходное взаимодействие

личностных смысловых  структур и предметных особенностей проблемной

ситуации. На основе этого взаимодействия происходит формирование

«акцептора предмета потребности» и последующее эмоциональное

распознавание предмета потребности. Этот процесс  и

представляет  собой становление конкретного  мотива в проблемной

ситуации.

     Дальнейшее  развитие мотива предполагает трансформацию  его из

предметной формы  в процессуальную, в форму побуждения. Одновременно

выделяются две  взаимосвязанные мотивационные  функции

управления: 1) смысловое  управление, связанное с целостно-интуитивной

переработкой  предметного содержания и эмоциональной  презентацией

продуктов этой переработки, и 2) управление во временной

перспективе, связанное с последовательно-аналитической

переработкой  предметного содержания и когнитивной  презентацией

продуктов этой переработки. В развитой ДСС регуляции  мыслительной

деятельности  эти две функции работают по принципу взаимосодействия:

эмоциональная презентация продуктов целостно-интуитивной

переработки предметного  содержания предшествует когнитивной

презентации и  дает «материал» для последовательно-аналитической

переработки. Так  на стадии инициации субъект вначале  эмоционально

переживает гностическое противоречие, и лишь вслед за этим происходит

разработка когнитивного состава противоречия. Такая взаимосодействующая работа двух функций мотивационного управления

приводит к  формированию пространства возможных  действий, в

котором представлены эмоционально гностические комплексы

(А.В. Запорожец), потенциально пригодные для преобразования

проблемной ситуации.

 

3.2. Мотивационно-эмоциональная  регуляция на стадии  целеобразования.

  На стадии целеобразования ключевым моментом является эмоциональное решение задачи, переживаемое субъектом как чувство

близости решения. Эмоциональное решение включено в процесс

подготовки общего проекта преобразования проблемной ситуации и

предшествует  формулированию общей цели, то есть цели не конкретизированной с точки зрения средств ее реализации. В основе возникновения общей цели лежат процессы целостно-интуитивного

смыслового развития, происходящие в ДСС под управляющим  воздействием специфического смыслового регулятора, то есть личностного

смысла проблемной ситуации на данной стадии. Аспектом смыслового развития является эмоциональное развитие, которое проявляется в форме сдвига эмоциогенных зон и кумуляции эмоций. После возникновения общей цели осуществляется процесс ее конкретизации в форме рационально-аналитической разработки общего проекта преобразования проблемной ситуации. В ходе этой конкретизации вырабатывается акцептор результатов действия. 

3.3. Мотивационно-эмоциональная  регуляция на стадии  реализации.

      На  стадии реализации осуществляется поиск действий в соответствии

с акцептором результатов  действия. В этот процесс также  включены

предвосхищающие эмоции, свидетельствующие о функционировании ДСС на стадии реализации. Роль ДСС на этой стадии состоит в удержании конкретной цели и контроле за действиями по ее осуществлению до получения положительного результата. На этой стадии кроме предвосхищающих эмоций, связанных с поисковыми процессами,

возникают также  констатирующие эмоции положительного и отрицательного знака, оценивающие результат с точки зрения акцептора

результатов действия. 

3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации

     В общей теории эмоций считается, что  эмоция возникает вслед за актуализацией  мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности . Такая актуализация есть некоторое изменение в мотивационной сфере, становление новых личностных смыслов. Эмоция сигнализирует о личностном смысле. Эксперименты показали, что в ходе решения мыслительной задачи происходят превращения невербализованных операциональных смыслов в личностные. Тем самым порождение личностных «микросмыслов» впервые оказывается доступным экспериментальному исследованию.

     Изучалась также эмоциональная регуляция  деятельности в условиях различной  мотивации этой деятельности. Мотивация  влияет на эмоциональную насыщенность деятельности, на соотношение предвосхищающих  и констатирующих эмоций. При доминировании  внутреннего качественно-процессуального  мотива количество предвосхищающих  эмоциональных оценок, связанных  с активным поиском и преобразованием  наличной ситуации, значительно превосходит  констатирующие эмоциональные оценки, связанные с результативными  аспектами деятельности. Меняется предметная отнесенность эмоций успеха-неуспеха. При доминировании внешнего мотива уже незначительные выигрыши и проигрыши (при решении игровых задач) приобретали  ту или иную эмоциональную окраску. При доминировании внутреннего  качественно-процессуального мотива эмоциональные оценки избирательно связаны с реализацией целевых  структур или с неудачами в  раскрытии замыслов «противника». Случайные  же выигрыши и проигрыши, даже достаточно крупные, не оцениваются как успех  или неуспех.

     Интересные  исследования эмоциональной регуляции  мышления проводятся Ю. Н. Кулюткиным. Им выдвинута гипотеза о взаимодействии положительных и отрицательных эмоций. При этом в момент активизации отрицательной эмоциональной системы происходит реципрокное обострение чувствительности к положительным подкреплениям. На, этой основе происходит своеобразное эмоциональное «подстораживание» малейшего успеха, когда даже частичное соответствие между требованиями задачи и результатами ориентировочных действий эмоционально оценивается как успех. Автор считает, что эмоциональная оценка вырабатывается с точки зрения общего замысла решения, а не в связи с отдельными пробами поиска. Отрицательная эмоциональная оценка возникает лишь тогда, когда не воплощается замысел решения в целом, тогда как отдельные неудачные пробы могут не вызвать отрицательного эмоционального переживания. Роль эмоций в мышлении изучалась также Л. В. Путляевой. Из зарубежных авторов следует выделить Л. Секея, отмечавшего, что возникновение эмоции удивления связано с генерированием целой серии предположений.

Специальное исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной  мотивации было проведено О. С. Копиной. Сравнивая три структуры деятельности: 1) с доминированием внешнего результативного  мотива и постановки конкретных целей, 2) с доминированием внутреннего  результативного мотива и постановки общих целей, 3) с доминированием внутреннего качественно-процессуального  мотива и образования целевых  структур, включающих общие и конкретные цели, автор показала, что им свойственны разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся различным местом эмоциональных явлений в системе внутренней регуляции. Роль эмоциональных процессов в регуляции возрастает при переходе от первого к третьему варианту деятельности. В зависимости от структуры деятельности повышенной значимостью личностным смыслом могут обладать либо результативный аспект деятельности, либо предметно-процессуальный аспект деятельности. Различная значимость отдельных периодов решения задач становится причиной специфической направленности эмоций в трех структурах деятельности, связанной либо с активным поиском и преобразованием наличной ситуации, либо с результативными аспектами деятельности. Специфическая направленность эмоций проявляется в различии компонентов (промежуточные цели и результаты, применение тактических приемов) процесса решения задач, оцениваемых как успешные и неуспешные, и в соотношении пред­восхищающих и констатирующих эмоциональных оценок. В различных структурах деятельности по-разному функционируют такие механизмы эмоциональной регуляции, как эмоциональное закрепление, наведение, коррекция. Результаты исследования О. С. Копиной позволили существенно дополнить представления о структуре деятельности и дали основание полагать, что в понятие «структура деятельности» наряду с мотивационными и целевыми образованиями необходимо включать также и тип эмоциональной регуляции. 

Информация о работе Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности