Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений и организацию на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ
1.1. Характеристика мышления, как психического процесса.
1.2. Формы и виды мышления
1.3. Эмоции в процессах мышления
РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ
2.1. Общая характеристика и виды эмоций.
2.2. Интеллектуальные эмоции
РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.
3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.
3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.
3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации
ВЫВОДЫ 

Файлы: 1 файл

Курсовая....docx

— 39.83 Кб (Скачать)

План  работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1 МЫШЛЕНИЕ

    1. Характеристика мышления, как психического процесса.
    2. Формы и виды мышления
    3. Эмоции в процессах мышления

РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ

2.1. Общая характеристика и виды эмоций.

2.2. Интеллектуальные эмоции

РАЗДЕЛ 3 СТАДИИ МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации.

3.2. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии целеобразования.

3.3. Мотивационно-эмоциональная регуляция на стадии реализации.

3.4. Эмоциональная регуляция в условиях различной мотивации

ВЫВОДЫ 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время обостряется социальная потребность в порождении нового знания в процессе мыслительной деятельности, поскольку человеку всё чаще приходится действовать в сложных и неопределённых ситуациях и иметь дело со сложными системами. Одна лишь рационально-логическая форма переработки предметного содержания не способна удовлетворить эту социальную потребность, поскольку в рационально-логической форме воплощаются продукты порождающих процессов, имеющих иную смысловую природу.

Однако  до сих пор социальная практика формирования и функционирования мышления обращает основное внимание на формально-логическую аналитическую сторону этого  процесса. Мотивационно-эмоциональная  и смысловая стороны мыслительной деятельности изучены сравнительно мало и формируются в основном стихийно. Вместе с тем, именно эти стороны мыслительной деятельности и составляют специфику и «силу» человеческого мышления и их изучение открывает перспективы для порождения нового социально значимого знания.

Мотивационно-эмоциональный аспект в регуляции мышления выделяется в контексте смысловой теории мышления, разрабатываемой О.К.Тихомировым с коллективом сотрудников. Несмотря на то, что большинство исследователей признаёт важность изучения мотивации и эмоций, возникающих в ходе мышления, однако до сих пор этот аспект продолжает оставаться относительно мало исследованным по сравнению с когнитивным аспектом регуляции мышления. К настоящему времени накоплено определённое количество данных о природе и функции эмоций в мышлении, однако не проведена ещё работа по систематическому изучению мотивационно-эмоциональной регуляции на различных стадиях мыслительной деятельности и особенностей этого вида регуляции на каждой из стадий. 

 

РАЗДЕЛ  1 МЫШЛЕНИЕ

    1. Характеристика мышления как психического процесса.
 

Мышление  – познавательный психический процесс, обеспечивающий ориентировку в окружающем мире на основе установления межпредметных  связей и отношений и организацию  на этой основе различных форм поведения, действий, деятельности.

·      Мышление исходно возникает на основе чувственного познания, но выходит  за его пределы.

·      У человека мышление неразрывно связано  с использованием орудийных, языковых, знаково-символических средств, которые  выступают средствами мышления –  приобретает сложно опосредствованный  характер.

    Основные  функции процессов мышления.

    ·      Мышление заключается в установлении разнообразных связей и отношений: а) между предметами, явлениями и  их свойствами; б) между операциями и действиями, которые организует субъект.

    ·      Мышление заключается в процессах  постановки целей и планирования действий, обеспечивающих достижение целей.

    ·      Мышление представляет собой процессы решения задач. При этом мышление характеризуется не столько предметным содержанием и результатами решения  задач, сколько процессами и способами  их решения.

·      Мышление позволяет человечеству выявлять объективные законы и на их основе: а) объяснять и предсказывать  различные явления; б) планировать  и организовывать свое поведение; в) изменять природу, соответственно своим  потребностям и мотивам.  

1.2. Формы и виды мышления

      Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером. Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

    Суждение  - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное. Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём. В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.  

Психологическими  аспектами суждения являются мотивация  и целенаправленность суждений индивида. Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

    Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").  

Виды  мышления

     Образное  мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения  подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

     Понятийное  мышление - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления.

     Наглядно-действенное  мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки  лежащих на столе деталей часового механизма. 
 

1.3 Эмоции в процессах мышления

Хотя  логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором  действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь  деспотическому господству слепого  чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с  субъективным чувством, а не с объективной  реальностью..., следует «принципу  удовольствия» вопреки «принципу  реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной  предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного  решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли  большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как  без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство  сильно, не переходит ли оно пределы  оптимума, обеспечивающего разумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую  и регулятивную функции. Эвристическая  функция эмоций заключается в  выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения или при возникновении  интуитивного ощущения приближения  к нему у человека появляется состояние  эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной  активации выступает как некоторый  неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или  окончательного решения). Это эмоциональное  предвосхищение принципиального решения  задачи... переживается как «чувство близости решения» (Рубинштейн).

 

РАЗДЕЛ 2 ЭМОЦИИ

2.1. Общая характеристика  и виды эмоций.

     Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

     «Фундаментальные» эмоции, определяющие все основные - это интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Из соединений фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес.

     Интерес является исключительно важным видом  мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневую работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового человека. Предполагается, что именно эмоция интереса постоянно присутствует в сознании и что именно она вместе с познавательными структурами и ориентациями направляет восприятие, познание и действие. Эмоция интереса поддерживает исследование, изучение и конструктивную деятельность, межличностные и семейные отношения, интерес важен для развития умения и интеллекта индивида, играет ведущую роль в развитии и формировании личности.

     Радость - положительная эмоция, характеризующаяся  ощущением уверенности, удовлетворенности  и личной значимости. В связи с  тем, что чувство радости гармонизирует  состояние человека, насыщая его  самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.

     Радость имеет большое значение в жизнедеятельности  человека, облегчая и усиливая социальные связи, тем самым, увеличивая адаптационные  характеристики личности и обозначая  освобождение от негативной стимуляции и напряженных состояний.

     Удивление - не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция  на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Удивление порождается  резким увеличением нервной стимуляции, его внешней причиной является внезапное  и неожиданное событие. Эта эмоция длится недолго, сопровождается ощущением  отсутствия мыслей и чувством неопределенности. В строгом смысле удивление не является ни положительным, ни отрицательным.

Информация о работе Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности