Модель К.Спирмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

К.Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов

Файлы: 1 файл

Дифференциалка.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

   1.2. Модель  К.Спирмена

    К.Спирмен  занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. К.Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют: 1) некий общий фактор, общая способность, а также 2) фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно, при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (генерального G - фактора) и соответствующей специальной способности (S - фактора). В своих рассуждениях К.Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей - членов общества. В обществе способностей может царить анархия - способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать "олигархия" - успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей (как затем полагал оппонент Спирмена -Л.Терстоун). Наконец, в царстве способностей может править "монарх" - генеральный фактор, которому подчинены S - факторы.

    К.Спирмен, объясняя корреляцию результатов различных  измерительных процедур влиянием общего свойства, предложил в 1927 году метод факторного анализа матриц интеркорреляций для выявления этого латентного генерального фактора. Подробнее сущность метода изложена в специальной литературе [8].

    "G - фактор" определяется как общая  "умственная энергия", которой  в равной мере наделены люди, но которая влияет на успех выполнения любой деятельности.

    Исследования  соотношений общих и специфических  факторов при решении различных  задач позволили Спирмену установить, что роль "G - фактора" максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий. К интерпретации этого результата мы обратимся в следующих разделах книги. Заметим лишь то, что общий фактор воистину скрыт - латентен. Максимально проявляясь в действиях, протекающих в "умственном плане", он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды.

    Из  теории К.Спирмена вытекает ряд важных следствий. Во - первых, единственное, что  объединяет успешность решения самых  различных тестов - это фактор общей умственной энергии. Во - вторых, корреляции результатов выполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов должны быть положительными. В - третьих, для тестирования фактора "G" лучше всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

    Дальнейшее  развитие двухфакторной теории в  работах К.Спирмена привело к  созданию иерархической модели: между  фактором "G" и "S" - факторами  по иерархии общности он выделил групповые факторы механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей.

 

 

Рис. 1. Модель К. Спирмена 

    В последствии многие авторы пытались интерпретировать "G"-фактор в  традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: главными претендентами были свойства внимания (гипотеза Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует "G-фактор" как скорость переработки информации центральной нервной системой [9]. Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ, определяемый по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабильностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако гипотеза "скорости переработки информации мозгом" не имеет пока серьезных нейрофизиологических аргументов. Кроме того, тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях - это тесты, включающие задания разного уровня трудности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за предложенное время один правильный ответ из множества . Оценка эффективности определяется скоростью и правильностью выполнения задания.

    Кроме тестов Г. Айзенка для измерения  фактора "G" применяются и другие тесты, в частности, "Прогрессивные  матрицы", предложенные Д.Равеном  в 1936 году, а также тесты интеллекта Р. Кэттелла.

   1.3. Модель  Л.Терстоуна

    В работах Е.Торндайка отрицалось наличие общей основы интеллектуальных действий. Согласно его идеям, каждый определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Последователем этой точки зрения был Л.Терстоун, который предложил метод многофакторного анализа матриц интеркорреляций. Этот метод позволяет выделить несколько независимых "латентных" факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов той или иной группой испытуемых [10].

    Аналогичные взгляды высказывал Т.Келли, который относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности и вербальные способности, а кроме того, память и скорость [11].

    Первоначально Л.Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

    V. Словесное понимание - тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т.д.

    W. Речевая беглость - измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов опредленной категории и т.д.

    N. Числовой фактор - тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

    S. Пространственный  фактор - делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости). Второй связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

    М. Ассоциативная память - измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.

    Р. Скорость восприятия - определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный ("восприятие клерка") и "образный" подфакторы.

    I. Индуктивный фактор - тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение исследовательности (по типу теста Д.Равена). Установлен наименее точно.

    Факторы, обнаруженные Л. Терстоуном, как показали данные дальнейших исследований, оказались  зависимыми (неортогональными). "Первичные  умственные способности" коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого "G"-фактора.

    Однако  в многочисленных исследованиях  открывались и открываются все  новые и новые "первичные умственные способности".

    На  основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны  многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея тестов общих способностей (General Aptitude Test Battery, GABT), Тест структуры интеллекта Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, I-S-T) и ряд других.

   1.4. Модель  Дж.Гилфорда

    Дж. Гилфорд предложил модель "структуры интеллекта (SI)", систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей [12]. Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а несет все черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и выходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул - латентная операция - реакция. Место стимула в модели Дж.Гилфорда занимает "содержание", "операция" - способность испытуемого, а "реакция" - результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы. Таким образом, модель является трехмерной, хотя мерности модели - шкалы наименований. Под операцией Дж.Гилфорд понимает умение испытуемого, точнее - психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание.

    Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).

    Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

    Каждый  фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж. Гилфорда 5 х 4 х 6 = 120 факторов.

    В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его на развитие способностей. Модель "SOI" апробирована в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей.

    Главным достижением Дж.Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Первое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Дж.Гилфорда, является основанием творческости. Второе - конвергентное мышление - направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

 

Рис.2. Структура интеллекта по Гилфорду.

     

Информация о работе Модель К.Спирмена