Мифология пола человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Мифологическое восприятие незаметно, влияет на наши представления, вкусы, эмоции, мотивации. В результате возникает искаженная, иллюзорная картина окружающего мира. Процесс этот не самопроизволен: в нем участвуют как внутренние, генетически обусловленные, механизмы, облегчающие развитие определенной системы стерео¬типного «матричного» мышления, так и внешние, средовые, воздействия, направленные на стимулирование и эксплуатацию этих механизмов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Миф о мужественности и женственности (общая концепция)…………….5
Миф о женщине – ведьме…………………………………………………...11
Миф о роковой женщине……………………………………………………12
Миф о «Синем Чулке»…………………………………………………...….14
Женский имидж в тоталитарном обществе………………………………..16
Ассертивная женщина (женщина без комплексов)……………………….17
О Донжуане…………………………………………………………………..19
Миф об ангеле – проститутке…………………………………………...….21
Миф о мачо…………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………..………………………………24
Список используемой литературы………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

мифология пола.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

Влияние  мифологии   и   основывающихся   на   ней предрассудков не ограничивается идеей о неполноценности женщины в различных сферах. Имеется и другая сторона  этого  влияния,  связанная  с  очень  древним образом женского демона.  Источники  представлений подобного рода содержались в верованиях примитивного человека. Их можно найти в культуре древнего Вавилона, это образы древнегреческой Эмпузы, иудейской Лилит, злых колдуний различных племен. Страх перед женским демоном мы находим в старой культуре Японии. Он присутствует в славянских сказках в образах бабы-яги, женщины-оборотня, русалки. Многие из этих персонажей имеют «интернациональный» характер,   «живут»   в   подсознании  многих   народов,   хотя обычно имеются и специфические национальные образы, например, албарсты — у киргизов демон в виде женщины с медными ногтями. Все эти образы оказывали большое воздействие на людей в средневековье и остались в коллективном подсознании современного человека, что может стать причиной различных предубеждений и страхов, развивающихся у некоторых мужчин по отношению к женщинам.

  Согласно мифологическим  представлениям, женщины-ведьмы, оборотни, вампиры обладают необыкновенной силой, они используют ее главным образом для уничтожения мужчин. Посредством колдовства, магических процедур, заговоров они лишают мужчин и их жизненной силы, подчиняют себе, приводят к быстрой гибели. Для достижения своих целей они стремятся прежде всего соблазнить мужчину, высосать из него всю физическую и психическую энергию, сделать его при этом неспособным полюбить другую женщину.

     Демонические  свойства, приписываемые женщинам, сочетались постоянно с обвинениями  в  неумеренной чувственности,  сладострастии, похоти.

  В средневековой литературе  часто использовались сюжеты  об известных мужчинах, ставших  жертвами бесчестных женщин. Женщину  сравнивали с химерой, мифической   бестией,   имеющей   голову   льва,   хвост  дракона и туловище из полыхающего пламени. Женщина охотится за своей добычей, как лев, испепеляет жаром своей любви и приводит в конце концов, как яд дракона, к гибели.


 

  1. Миф о роковой женщине

В конце XIX в. на сцене появляется новый женский  образ — роковая женщина (femme fatale), соблазнительная, полностью независимая от мужчины и безжалостная. Этот образ становится центральным в творчестве ряда крупных писателей.

На возникновение образа роковой женщины оказали влияние женщины, подобные Лукреции Борджиа, библейские Саломея, Юдифь и Далила, античные женщины, обладавшие невероятной способностью соблазнять и имевшие неограниченную власть (как, например, Елена и Клеопатра и, наконец, мифологическое чудовище Медуза). 

  В образе роковой  женщины присутствуют и только  ей присущие черты. К ним  относятся восприятие смерти  как сладостной эротической жертвы, приверженность к сценариям, в  которых любовь заменяется разрушающим ритуалом овладения и ведет к гибели (нередко взаимной).  

Процесс формирования образа роковой женщины можно проследите на примере Саломеи. Английский писатель Свинбурн приводит интерпретацию рисунка с изображением головы женщины художником школы Микеланджело. Он видит в рисунке черты современного сексуального чудовища с «хладнокровной алчностью», «ртом более жестоким, чем у тигра, более холодным, чем у змеи, и таким красивым, как ни у одной другой женщины».   Превращение известного образа Моны Лизы в роковую женщину-вампира мы находим в описании Патера [Pater, 1985].

   Образ фатальной  демонической женщины включает  в себя обычно такие черты,  как бесплодие, неспособность  к жалости (эти женщины, например, никогда не плачут). В них отсутствует  какое-либо внутреннее развитие. Роковая женщина подобна в  определенном смысле явлению  Природы, она находится вне  понятий Добра и Зла. Эта  таинственная элюзивность свойственна  аниме Юнга, и архетипные черты  анима, постоянно присутствующие  в ней, наделяют ее необычной  силой воздействия.  
       У эскимосов имеется история, в которой повествуется об одной женщине, имевшей между ногами голову собаки. Женщина откусывала таким образом мужские половые органы.

        Страх перед женщиной отчетливо проявляется в индуистской мифологии. Богиня любви и смерти Кали изображается с четырьмя руками, две из которых держат отрезанные головы великанов, а две — обнаженный меч. На шее у богини имеется ожерелье из человеческих черепов. Согласно преданию, Кали пила кровь убитых ею великанов и в припадке ярости убила также своего мужа.

 Специалисты в области психоанализа  считают, что страх перед женщинами  наступает у мужчин главным  образом в случае развития  невротических состояний. Наиболее  часто этот страх развивается  у лиц с гомосексуализмом.


    Мифологические содержания по-разному проявляют свое воздействие на современного человека. Развитие цивилизации приводит, казалось бы, к полному устранению из психики человека «примитивных» суеверий, над которыми можно шутить и подсмеиваться в обществе, в кругу друзей, рассказывать о них как о курьезе, древнем пережитке или вообще не принимать их во внимание. Однако, сознательная, основанная на рациональном, логическом осмыслении переработка и вытекающие из нее умозаключения, какими бы правильными, само собой разумеющимися они не представлялись, не   исключают иррациональных поступков, основанных на предупреждениях, корни которых уходят в подсознательную сферу, в опыт предшествующих поколений, в свойственную всем людям способность к продуцированию и развитию архетипных матричных образов. Эту опасность нельзя игнорировать или недооценивать, ее следует учитывать, понимать ее истоки и механизмы, чтобы избежать подсознательного архетипного влияния. Все это имеет прямое отношение к понятиям мужественности и женственности, к взаимоотношениям между полами, на которые мифологические системы, механизмы мышления оказывают скрытое воздействие. Демифологизация сознания может способствовать уменьшению опасности иррациональных деструктивных действий лишь при условии раскрытия значения подсознания, в особенности коллективного, и его возможного влияния на эмоции, мотивации, отношения с противоположным полом.

  1. Миф о «Синем Чулке»

Еще на один вариант отношения к женщине, который в отличие от мифа о роковой женщине является сравнительно новым феноменом без четко прослеживающихся доисторических корней. Речь идет об образе женщины, известном под названием «синий чулок».

   Впервые   словосочетание   «синий   чулок»   [«bluestocking») появилось в Англии [Travers,  1949], откуда довольно быстро распространилось и в другие страны. Первичный смысл словосочетания по мере его распространения во многом изменялся. Это было обусловлено реакцией на движение за эмансипацию женщин в Европе и Америке.  Выражение «синий чулок» стало употребляться с середины XVIII в. и поначалу было связано не с женщиной, а с вполне реально существующим мужчиной, которого звали Бенджамин Стиллинг-флит. Этот человек имел обыкновение постоянно появляться   в   литературных  салонах   Лондона   в  синих шерстяных чулках, что противоречило принятой манере одеваться — все посетители приходили в черных чулках, и притом шелковых, достигающих колен. Несмотря на нарушение этикета,  Стиллингфлита высоко ценили и уважали в Лондоне. Интеллектуальная элита называла его уважаемым философом и не представляла себе, как можно без него проводить диспуты на эстетические, духовные и интеллектуальные темы. Постепенно словосочетание «синий чулок» стало применяться по отношению ко всем тем людям, которые посещали салоны и клубы, предпочитая интеллектуальные дискуссии, философские обсуждения, чтение стихов и т. д. обычным развлечениям: игре в карты и т. д.


Некоторые женщины становятся лидерами эстетических салонов, посещаемых большим количеством мужчин, часть из которых является их поклонниками.. Здесь встречаются ученые, писатели, актеры, врачи, философы, представители высшего света. Эти руководимые женщинами салоны получают название «сине-чулочной клики». Женщины, находящиеся в центре деятельности салонов, активно проявляли себя и в других сферах жизни. Они занимались благотворительностью, основывали воскресные школы, воспитательные учреждения для малоимущих и сирот, выступали за демократизацию общественной жизни, за отмену рабства и др. Многие из них стали пионерами женского движения. Среди них можно назвать Уоллстоункрафтс, написавшую очерк «Права женщин», Джейн Остин — классика английской литературы. Этих женщин все настойчивее называли синими   чулками.   Постепенно   выражение   приобрело шуточное, а затем и оскорбительное значение, что отражало отрицательное отношение к растущей эмансипации женщин.

 

 

  1. Женский имидж в тоталитарном обществе

 Большую популярность приобретает имидж женщины-товарища, женщины-соратницы, наделенной безоблачным оптимизмом, никогда не теряющей морального превосходства, основанного на «служении долгу». Такая женщина часто наставляет «допускающих глупости» мужчин, призывает их к порядку и, когда они соглашаются с ней, проявляя самокритику, может позволить себе «простить», быть великодушной. Этот тип женщины антиэротичен, он подавляет сексуальные желания или приводит к их извращению. Влияние подобных имиджей нельзя недооценивать. Постоянно подавляемая сексуальная сфера, искусственное вытеснение из сознания связанных с сексом содержаний приводят к нарастанию психоэмоционального напряжения как у отдельного индивидуума, так и в популяции в целом. Последствия такого процесса могут быть различными. Они включают прежде всего отношение к сексу как к «запретному плоду» с присущим стремлением «попробовать» и не попасться, т. е. вести двойную жизнь. Такое «решение» проблемы сопровождается, как правило, более или менее деструктивным поведением, развитием сексуальной аддикции, случайными сексуальными контактами, отношением к партнерам как к сексуальным объектам, служащим только для удовлетворения сексуального желания, дегуманизацией сексуальных отношений. Немаловажным является также рост агрессивности, выражающийся в нарастающем количестве сексуальных преступлений. Создаются условия для развития различных заболеваний. С одной стороны, это венерические болезни, с другой — неврозы, половые расстройства, например, импотенция у мужчин, сексуальная холодности отсутствие оргазма у женщин. Усиливается риск развития психосоматических болезней, что обусловлено хроническим стрессом, связанным со страхом быть раскрытой и тем самым «потерять лицо», разрушить карьеру и т. д.

 

  1. Ассертивная женщина (женщина без комплексов)

   Наиболее близким по смыслу является развернутое определение:     уверенная в себе, лишенная комплексов ограничения личной свободы и ущемления в равноправии женщина.


   Появление понятия  «ассертивная женщина» отражало большие изменения, происходящие в обществе, в процессе которых женщины всех возрастных групп, разного уровня жизни, политических взглядов и профессий начали осознавать себя психологически и социально независимыми, способными постоять за себя, не испытывая при этом никакого чувства вины, не нуждаясь в необходимости извиняться перед кем-либо за выражение своей личной свободы.

  Что такое ассертивность в повседневной жизни? В чем выражаются ее основные, «базисные» черты?

   Это прежде всего  способность сказать «нет» в  ситуациях, когда с чем-то внутренне не согласен, а этикет требует согласия. Это способность выразить недовольство в ситуациях, задевающих личностные интересы. Это способность свободно высказать свою точку зрения, задавать вопросы в аудитории, в которой находятся авторитетные лица (начальник, отец, родственник, врач и др.). Это способность в присутствии мужчин предлагать свои решения проблем. Ассертивность выражается также в умении и способности руководствоваться в принятии решений собственным «внутренним знанием», а не ориентироваться на то, что другие об этом думают, или на получение «награды» в виде одобрения окружающих, если это не соответствует личным убеждениям.                  

Ассертивность выражается у  женщины в отсутствии «комплексирования» в компаниях, в умении настоять на своем, защитить свои права. Ассертивность  выражается в уважении своих желаний и потребностей в такой же мере, как желаний и потребностей других людей.

  Ассертивность женщины касается и вопросов, непосредственно связанных с сексуальной жизнью. Она включает, например, способность первой сказать предполагаемому любовнику о своей симпатии к нему; проявление инициативы в установлении сексуальных контактов; прямое сообщение любовнику о том, что в сексе нравится больше всего; прямое обсуждение с любовником вопросов, связанных с «безопасным сексом», т. е. обсуждение возможности венерических заболеваний; обсуждение вопросов, связанных с 'предохранением от нежелательной беременности, и др.

  Ассертивная женщина проявляет свою независимость, «незакомплексованность» в семейных  отношениях: она открыто и непосредственно относится ко всем членам семьи, отстаивая свои позиции, воспитывает в соответствии со своими убеждениями детей, в случае развода с мужем объясняет детям причины, приведшие к разрыву отношений.

      Таким образом, ассертивное поведение предполагает равенство в межличностных отношениях, в отношениях между мужчиной и женщиной, демифологизацию этих отношений, оно непосредственно связано с отсутствием предубеждений, страха, выражается в способности защищать свои интересы и права, уважая при этом интересы и права других людей. Ассертивность имеет многосторонний, многоуровневый характер, включая сферу эмоциональной жизни, интеллект, интуицию, самооценку, чувство справедливости, способность к самостоятельному принятию решений.

 

 

 

 

  1. О Донжуане

Как обстоит дело с   имиджами мужчин? Существует ли мужская мифология? Если да, то какое влияние она оказывает на общество, на сферу отношений между полами?

Информация о работе Мифология пола человека