Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование межличностных отношений в группах.
Задачи курсовой работы
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть классификацию малых групп
исследовать феноменологию малых групп
изучить межличностные отношения в группе и в коллективе

Оглавление

Введение
Глава I. Возникновение межличностных отношений
1.1 Исследования межличностных отношений
1.2 Понятие межличностных отношений
1.3 Понятие «группа». Классификация групп
1.4 Формирование межличностных отношений
1.5 Межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста
1.6 Межличностные отношения в группе подростков
Выводы по главе I
Глава II. Понятие коллектив. Классификация коллективов
2.1 Классификация коллективов
2.2 Отличия межличностных отношений от общественных
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

1.6 Межличностные отношения в группе подростков(2)

 

Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.

Необходимо  исследовать компании подростков для  полноты картины, а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.

Таким образом, удалось установить, что большинство подростков считает в высокой степени благополучным свой коллектив. Это связано, прежде всего, с тем, что начинает становиться значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена значимости общения с взрослыми на общение со сверстниками. В своем коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически не могут обеспечить взрослые.

 

Вывод

 

Таким образом, межличностные  отношения в группах играют немало важную роль. И от того, как были начаты эти отношения, зависит дальнейшее развитие личности.

 

 

Глава II. Понятие «коллектив». Классификация коллективов

 

Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми  целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом. (3)

 

2.1 Классификация коллективов

 

Коллективы различаются между собой психологически. Эти различия проявляются:

- в характере внутреннего социально-психологического климата;

- в характере психического состояния их членов;

- в степени их сплоченности.

Внутренний социально-психологический климат — совокупность обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность людей. Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:

- характер и содержание деятельности;

- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);

- престижность;

- размер вознаграждения; — перспективы роста;

наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.)

По сплоченности:

Сплоченность коллектива — сила притяжения к нему его членов, возможность их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающая того сохранять активность в группе и препятствующая выходу из коллектива.

По совместимости:

Психологическая совместимость — способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Выделяют три уровня совместимости:

• Психофизиологический уровень совместимости имеет  в своей основе оптимальное сочетание  особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

• Психологический уровень  предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

• Социально-психологический  уровень совместимости основан  на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов.

По сработанности:

Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Психологическая несовместимость — отсутствие согласования мотивации и интересов, принципиальными различиями эмоциональных реакций и поведенческих стилей.

Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

 

Общественные  отношения

Межличностные отношения

· Выступают социальным контекстом для межличностных отношений

· Являются формой реализации социальных отношений

· Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления

· Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека

· Неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении

· Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях

· Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей

· Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта

· Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей

· Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком

· Строятся на основе занимаемого в обществе положения людей

· Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей

· Эмоционально индифферентны

· Имеют эмоциональную окраску


 

Вывод по главе II.

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что данное понятие  существенно отличается от понятия  «группа», а также смогли рассмотреть  характеристики двух видов отношении

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ психологической  литературы по проблеме показал, что  проблема межличностных отношений  является одной из фундаментальных  и противоречивых проблем в психологии, что связано с тем, что социальная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. При этом, несмотря на обилие изложенного материала о межличностных отношений методик, объединяющих данные направления исследования на сегодняшний день разработано не так уж и много.

В ходе практического  исследования, нами была предпринята  попытка изучения особенностей формирования межличностных отношений человека в коллективах. Результаты приведенного материала позволяют сделать вывод о том, что в межличностные отношения коллективов практически не отличаются от отношений в группе, так как межличностные отношения в коллективах являются альтернативой межличностных отношений в группе.

 

 

Список литературы

 

1 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.: Общие основы психологии – 688 с. Немов Р.С.

2 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496с.

3 Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:

4 Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

5 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Межличностные отношения