Методы тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:59, курс лекций

Краткое описание

В самом общем виде лекция — это вербальное представление информации лектором, Тренером или выступающим.
Задача лектора — донести свои знания до группы. Задача группы — принять и сохранить эти знания. Включение аудитории в обучение происходит только в виде слушания. Это означает, что лекция — процесс пассивный, не дающий группе возможности для взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Методы тренинга.docx

— 60.39 Кб (Скачать)

 

4.       Свобода ассоциаций.

Чтобы получить максимальное число  предложений, не следует накладывать  никаких ограничений. Любая идея, не важно, насколько оскорбительной или не относящейся к делу она  может показаться, стоит рассмотрения. За этим скрывается следующая логика: идея, выглядящая совершенно непрактичной, может обеспечить основу для другой идеи у кого-либо из присутствующих.  

 

5.       Запись всех идей.

Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность  оттолкнуться от них в надежде  на рождение дальнейших идей.

Чтобы позволить этому произойти, все идеи следует записывать на флипчарт, доску и т. д., теми же словами, какие произнес автор идеи. Причина этого в том, что требование уточнения формулировки может прервать поток мыслей и показаться некоторым членам группы доводом в пользу принятия еще не принятой идеи.

Советы тренеру

Рассказав о правилах мозгового  штурма, надо обрисовать группе процесс  в общих чертах. 

 

1.       Начать можно с объяснения цели и задали упражнения.

"Цель мозгового штурма —  придумать, как заставить работников  больше заботиться о безопасности  трудах. Надо сформулировать эту  задачу при помощи слова или  предложения и записать его  как заголовок на флип-чарте, доске или транспаранте. Потом довести до группы процедуру, осветив основные правила и объяснив их, если в этом возникнет необходимость.  

 

Полезно еще раз подчеркнуть, что  после завершения составления списка идей представится возможность высказать  любые мнения по любому предложению, а процесс мозгового штурма предназначен только для генерации идей, а не для их оценки. 

 

Если существуют ограничения по времени, стоит упомянуть о них, чтобы группа знала, допустим, что  для первой стадии брейнсторминга у нее есть только 20 минут. 

 

2.       Время для инкубации.

Как только все идеи были высказаны, должно быть дано некоторое время  — час, день, неделя или месяц, чтобы  обдумать их и рассмотреть любые  альтернативные подходы или любые  добавления к списку.

При проведении мозгового штурма необходимо сообщить группе эти шесть основных правил; Их следует придерживаться на всем протяжении процесса. Мы советуем перед началом работы выписать правила  и поместить их на видное место.

Преимущества  мозгового штурма

1.       Поощрение креативного мышления.

Часто утверждают, что креативность - это не то качество, которому следует обучать, и что идеи не приходят с легкостью туда, где есть формализованный подход к их выработке. Мозговой штурм является одним из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. Ведь именно само существование основных правил брейнсторминга является причиной его высокой эффективности, 

 

2.       Выход за пределы стандартного мышления.

Процесс использования чужих идей для стимулирование собственной креативности имеет своим результатом некоторый ряд предложений, более широкий, чем, если бы их производил один человек. Также в процессе коллективной работы уменьшается шанс пройти мимо продуктивной идеи или отвергнуть ее как нерабочую.  

 

3.       Простота.

Мозговой штурм - это метод, который  легко понять и легко применять. Он не требует высокотехнологичного оборудования или долговременного  обучения, а его результаты можно  с легкостью оценить.

Недостатки мозгового  штурма

1.       Высокая степень вовлеченности участников.

Природа мозгового штурма, требующая  участия всех членов группы, является его преимуществом и неудобством  одновременно. Преимущества такой вовлеченности  очевидны, а неудобство связано с  передачей ответственности за процесс  его участникам. Брейнсторминг может работать только тогда, когда группа чувствует, что у нее есть идеи, которые она может вложить в общее дело. Если никто не готов делать предложения, группа проведет время в неловком молчании. 

 

2.       Неполнота процесса.

Мозговой штурм - только ступень  в процессе решения проблемы. Генерация  идей, предложение решений или  рекомендаций могут быть вполне удовлетворительными, но реальные преимущества появляются только тогда, когда идеи воплощаются  на практике. Следовательно, тренер должен подчеркнуть, что действия звучат громче, чем слова, и как только все  соглашаются с решением или идеей, она должна превращаться в действие.

Применение

Мозговой штурм полезен в  тренингах решения проблем, принятия решения, креативного мышления. Он развивает навыки слушания и обеспечивает полезный связующий элемент для создания команды.  

 

Дискуссия

Описание

Свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями между Тренером и участниками.

Подход

Дискуссия в целях обучения имеет  следующие отличия от обычной  беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. 

 

Дискуссия, как метод тренинга, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и  строится в определенном порядке. 

 

Очень важным является то, чтобы каждый имел свои взгляды и уважал взгляды  других. Полностью исключается прерывание говорящего.  

 

Дискуссии следует отличать от открытых форумов, которые, как правило, посвящены  вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все стороны этих вопросов. Хотя во многих случаях дискуссия может затрагивать эмоциональную сферу, она не превращается из-за этого в спор. 

 

Дискуссия может проходить, только когда все стремятся достигнуть общих целей. 

 

Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными  базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, относящиеся к опыту, приобретенному до начала тренинга, или опирающиеся  на информацию, изложенную во время  программы. 

 

Так, например, после демонстрации группе нового процесса можно провести дискуссию о трудностях или опасностях, которые участники видят в  самостоятельном проведении этой процедуры.

Советы и методы

1.       Распределение времени и подготовка.

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой  беседы, неизменным правилом является выделение достаточного времени  для подготовки направления, в которым будет развиваться дискуссия. 

 

Первым делом следует рассмотреть, какие аспекты выбранной темы можно обсудить за имеющееся в  распоряжении время. Для выяснения  мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к  обсуждаемой проблеме. 

 

Любые временные рамки должны четко  оговариваться перед началом  дискуссии. В идеале эти рамки  должны придать обсуждению темп и  живость. Это гарантирует оживленность дискуссии и достижение необходимых  выводов. 

 

2.       Планирование.

Невозможно заранее запланировать  все аспекты дискуссии, но можно  подготовить приблизительный эскиз  темы. Он должен –

o        знакомить с темой и связанными с ней людьми;

o        устанавливать пределы дискуссии. Какие области будут включены, какие вопросы не будут затронуты;

o        демонстрировать цель дискуссии. Заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон;

o        предоставлять любую дополнительную информацию, которая поможет встроите тему дискуссии в общий контекст курса;

o        содержать ряд основных вопросов, чтобы контролировать дискуссию и обеспечивать ее направление и стимуляцию на случай, если она начнет ослабевать.

Советы тренеру

Если позволяет применяемый  стиль тренинга, то тренер может  включить процесс выработки плана  группой в программу. 

 

1.       Создание правильной среды.

Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной  от ограничений. 

 

Важно, чтобы людям, находящимся  в комнате, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число участников было минимальным. 

 

Очень трудно сохранить неформальную обстановку, когда сорок человек  сидят вокруг стола для конференций.  

 

2.       Функция тренера.

Роль тренера при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника. Он должен осторожно  вводить группу в дискуссию посредством  открытых вопросов, которые требуют  обсуждения, не ставя людей в оборонительную позицию с самого начала. 

 

Как только начинается обмен мнениями, тренер должен удостовериться, что  никто не монополизировал дискуссию  и что каждый, кто хочет внести в нее свой вклад, имеет возможность  сделать это.

Если приводимые доводы становятся расплывчатыми или сомнительными, тренер может попросить у говорящего разъяснений от имени группы или  же сделать обзор тех моментов, которые были упущены либо затронуты слишком поверхностно. 

 

Оценка вклада сделанного группой, не является необходимой обязанностью тренера, но он должен удостовериться, что обсуждаемые вопросы относятся  к теме, и предохранить группу от увязания в трудностях или ухода  в сторону. 

 

В конце дискуссии или после  окончания отведенного на нее  времени тренеру следует обобщить пункты, высказанные группой, и подытожить все достигнутые выводы и заключения. 

 

Преимущества  метода дискуссии

1.       Демонстрация понимания.

Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые  вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения  и установки, подвергая их испытанию.  

 

2.       Активная передача знаний.

Хотя лекция часто дает более  экономичный способ взаимодействия с группой людей, дискуссия может  иметь гораздо более долгосрочный эффект. В частности, это верно  в случаях, когда обсуждаемый  материал идет вразрез с установками  некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы.  

 

На тех, кому сложно примириться  с чужими идеями, с гораздо большей  вероятностью подействует убедительность дискуссии, чем лекция. 

 

3.       Активное взаимодействие.

Потенциально дискуссии подразумевают  высокий уровень вовлеченности  группы. Некоторые люди могут не захотеть присоединиться к обсуждению, но если группа, тема и вопросы тщательно  подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию.

Недостатки метода дискуссии

1.       Возможность отклониться от темы.

Одна из наибольших опасностей при  использовании дискуссии в качестве метода обучения — это легкость, с которой можно отойти далеко в сторону от заявленной темы. Держать  группу в необходимом русле поможет  повторение предмета, темы и условий  дискуссии перед ее началом. 

 

2.       Сильная зависимость от группы.

Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной знаний и опыта, которыми обладают члены  группы. Именно по этой причине следует  уделять внимание подбору участников тренинга с приблизительно равными  способностями, чтобы обеспечить широкий  спектр мнений и убеждений. 

 

3.       Возможность утвердиться в неверной позиции.

Несмотря на то, что дискуссия, несомненно, дает замечательную возможность  убедить кого-либо взглянуть на вещи по-новому, в ней также возможно, если член группы видит угрозу для  собственных взглядов, что он может  только укрепиться в своих убеждениях.

Применение

Дискуссия применяется в тех  ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может  привести к новому взгляду на окружающих людей. 

 

Другие области применения:

o        изменение моделей поведения,

o        навыки межличностного взаимодействия

o        обеспечение обратной связи.


Информация о работе Методы тренинга