Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:59, курс лекций
В самом общем виде лекция — это вербальное представление информации лектором, Тренером или выступающим.
Задача лектора — донести свои знания до группы. Задача группы — принять и сохранить эти знания. Включение аудитории в обучение происходит только в виде слушания. Это означает, что лекция — процесс пассивный, не дающий группе возможности для взаимодействия.
2. Наличие альтернатив.
Выбранный вопрос должен быть достаточно
обширным, чтобы охватывать различные
стороны специализации
3. Небольшое число участников в группе.
Чем больше группа, тем более громоздким
и неуклюжим может стать
Преимущества метода кейсов
1. Реализм.
Использование метода кейсов в программе тренинга может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.
2. Минимизация давления.
Метод кейсов дает уникальную возможность
изучить сложные или
3. Активное взаимодействие.
Коммуникативная природа упражнения
предоставляет возможность
Недостатки метода кейсов
1. Возникновение заблуждений.
Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ метода кейсов и в то же время одним из его ограничений. Вряд ли при столкновении в реальности с проблемой, подобной той, которую человек решал на тренинге, у него окажутся в распоряжении такие же время, знания и безопасные условия, чтобы справиться с ней. Это необходимо объяснить участникам, чтобы спасти их от разочарования, поджидающего их на рабочих местах.
2. Отсутствие выводов.
Так как временные рамки не позволяют группе выработать какие-либо практические рекомендации, это с большой вероятностью может вылиться в общее чувство неудовлетворения.
3. Правдоподобность.
Потребность в реализме — постоянное условие любого упражнения в тренинге, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями и справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуемый паттерн поведения в условиях таких же установок и ограничений, которые могут возникнуть в реальной ситуации.
Применение
Метод пригоден для малых групп, или больших, разделенных на несколько малых.
Наиболее эффективен в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей. Это тренинг для разрешения проблем (problem-solving), принятия решений (decision-making), ведения переговоров и взаимодействия с персоналом.
Другие области применения:
o менеджмент,
o супервизирование,
o продажи,
o администрирование.
Метод "папки с входящими документами"
Описание
Метод "папки с входящими
Цель упражнения для участника — занять позицию человека, ответственного за работу с "входящими документами" и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. После завершения упражнения проводится обсуждение приобретенного участниками опыта.
Подход
Метод "папки с входящими
1. В качестве диагностического инструмента для определения того, как член группы справляется с подобной работой.
2. Для оценки того, как участники на практике используют навыки, приобретенные на тренинге.
В первом случае каждый участник программы получает ряд заданий, для выполнения которых требуется предпринять те действия, которые он считает необходимыми.
Это упражнение дается индивидуально
каждому, а на финальной его стадии
группа собирается вместе для обзора
вариантов решения или
Почти такой же алгоритм сохраняется и в том случае, если метод "папки с входящими документами" используется как оценочный. Материалы "папки" — должностные инструкции, письма и памятки — обрабатываются индивидуально, и по итогам обзора каждый участник предпринимает нужные, по его мнению, действия.
Главное отличие состоит в том, что перед постановкой задачи участник получает совет относительно наилучшего способа решения проблем, возникающих в связи с "папкой".
Успех участника определяется его способностью использовать в работе полученные знания и информацию.
Существенной составной частью процесса обучения является обратная связь, которую необходимо предоставлять участникам после завершения упражнения.
Советы и методы
1. Подчинение содержание целям.
Содержание "папки" — документы,
письма и другие материалы, используемые
как основа упражнения, должны отражать
природу работы, обычно выполняемой
участниками, и соответствовать
задачам курса. Если, например, целью
курса является успешное преодоление
стресса, стоит поставить жесткие
временные ограничения и
Альтернативный вариант
2. Исключение перекладывания ответственности.
Инструкция к упражнению должна объяснять, что от членов группы требуется выполнение действия, а не просто анализ шагов, которые они предпримут, столкнувшись с проблемой. Поэтому в программе распределения времени решение "поручить эту работу младшему сотруднику" не будет приемлемым.
Подобным образом, в ходе программы обучения делопроизводству решение задания, представленное в виде фразы "ответить на письмо мистера Кёртиса", не считается верным. Участники должны предпринять практические шаги и составить ответное письмо.
3. Обеспечение разнообразия.
Выбирая материалы для "папки",
следует стремиться уделить внимание
ряду навыков, необходимых для осуществления
профессиональной деятельности участников.
Насколько это возможно, каждый фрагмент
материала должен касаться одной
части программы или
Преимущества
метода "папки с входящими
1. Жизненность рассматриваемых проблем.
Задача любого хорошего тренинга —
точное воссоздание рабочей
2. Возможность наблюдать динамику обучения.
В зависимости от того, на какой стадии тренинга проводится "папка", она предназначена либо для выявления навыков членов группы перед началом курса, либо для проверки понимания пройденного материала после его завершения. В любом случае будет возможно наглядно оценить изменение знаний членов группы.
3. Практичность.
Сама природа упражнения подразумевает, что участники могут ощутить тренинг не как некое развлекательное мероприятие, а как процесс обучения, имеющий непосредственное отношение к выполняемой ими работе.
4. Изменение установок.
Упражнение также способствует развитию ответственного отношения к рабочим ситуациям. Так, в результате анализа и обсуждения значительно улучшается осознание участниками приоритетов в работе с клиентами и организациями.
5. Гибкий состав участников.
Единственное ограничение —
количества участников "папки"—
связано с трудностями
Недостатки применения
метода "папки с входящими
1. Неправдоподобность.
Ситуации, предназначенные для решения в "папке", должны оправдать ожидания, существующие у участников программы касательно групповой работы. Если практический элемент теряется, то снижается ценность всей процедуры.
2. Предпочтения тренера.
При работе с некоторыми материалами
"папки с входящими
Применение
Метод полезен для демонстрации эффективного решения проблем или принятия решений.
Область его применения включает тренинга управления временем, преодоления рекламаций клиентов, программы обучения делопроизводству тренинга менеджерских и супервизорских качеств.
Мозговой штурм (брейнсторминг)
Описание
Мозговой штурм является наиболее свободной формой дискуссии. Его главная функция — обеспечение генерации идей, но не анализ и обсуждение предлагаемых участниками решений.
Подход
Успех мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов:
Первый из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: группа может рождать при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приводит к "перекрестному опылению", так, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу непрактичности, дорабатывается, додумывается и улучшается, становясь более пригодной к применению.
Второй состоит в том, что если группа находится в состоянии генерации идей, креативное мышление, господствующее в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.
Креативное мышление проходит три стадии:
1. генерация идеи;
2. оценка или анализ этой идеи;
3. применение идеи к выбранной ситуации.
Если каждая выдвигаемая идея сразу же сталкивается с оценочным суждением в свой адрес, наступает так называемый "аналитический паралич", который приводит к резкому снижению потока предложений.
Креативное мышление может процветать только там, где оценки позволяется высказывать лишь после того, как предложены все возможные варианты решения.
Эти принципы послужили основой шести правил проведения мозгового штурма:
1. Отсутствие всякой критики.
Свободный поток идей может литься
только тогда, когда отсутствует
страх подвергнуться критике. Критика
в таком контексте
Также важно не показывать, что
идея не имеет ценности, игнорируя
чей-либо вклад или демонстрируя
критичное отношение
2. Поощрение идей.
Чтобы удостовериться, что существует достаточно идей для возникновения перекрестного опыления", группа должна чувствовать, что вклад каждого будет оценён. Должен быть сделан акцент на количестве предложении, а не на их качестве. На стадии оценки у каждого появится возможность выразить свои чувства по поводу любого частного предложения.
3. Равноправие участников.
Следовательно, каждый должен чувствовать, что его предложение стоит рассмотрения, тогда все будут иметь стимул выдвигать свои идеи. Лучший способ предотвратить доминирование одного или двух членов группы — установить систему, когда каждый участник высказывает свое мнение по очереди. Эта процедура может замедлить процесс/сделав его более формализованным, н6 это более чем компенсируется за счет включения в работу всех участников.
Если член группы не может по какой-либо причине внести предложение он должен об этом сказать, и это высказывание принимается без комментариев, а процесс продолжается. Если наступает такой момент, когда никому из участников не приходит в голову новой идеи, Тренер может стимулировать группу своими рекомендациями или комментариями.