Методы тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:59, курс лекций

Краткое описание

В самом общем виде лекция — это вербальное представление информации лектором, Тренером или выступающим.
Задача лектора — донести свои знания до группы. Задача группы — принять и сохранить эти знания. Включение аудитории в обучение происходит только в виде слушания. Это означает, что лекция — процесс пассивный, не дающий группе возможности для взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Методы тренинга.docx

— 60.39 Кб (Скачать)

 

2.       Не требует больших затрат.

Возможность прочитать лекцию для  большой группы людей делает ее очень  экономичным видом обучения. С  финансовой точки зрения гораздо  выгоднее прочитать одну лекцию для  пятидесяти человек, чем провести в те же сроки пять тренингов, в каждом из которых примут участие десять человек. 

 

3.       Содержание поддается структурированию.

Сам факт подготовки к лекции вселяет  в нас уверенность, что информация будет некоторым образом структурирована  и представлена в логической последовательности. Чем более логичен материал, тем  легче понять и усвоить его. 

 

4.       Позволяет контролировать содержание.

Одно из преимуществ логической структуры'- возможность контролировать содержание лекции и планировать, какие  вопросы стоит в нее включить, а какие лучше не затрагивать. Это означает, что Тренер может  заранее определить пункты, заслуживающие  особого внимания, и Порядок изложения  информации, без риска что-то упустить или, наоборот, представить избыточно.  

 

5.       Возможность точно распределить время. 

 

Недостатки лекции как метода обучения

1.       Пассивность обучения.

Самое главное ограничение применения лекций — минимальное вовлечение аудитории в процесс работы с информацией. С этой проблемой можно справиться, устраивая после лекции сессию вопросов и ответов.  

 

2.       Отсутствие подкрепления.

Следствием отсутствия межличностного взаимодействия является затруднение  в оценке того, и то поняла и усвоила  аудитория. 

 

3.       Требования к тренеру.

Лекция, по сравнению с остальными методами тренинга, предъявляет самые  серьезные требования к личностным качествам тренера. Именно эти качества определяют успешность данного метода.  

 

Выступление блестящего лектора будет  создавать мотивацию обучению, способствовать размышлениям и сохранению информации в памяти. Если же он будет не столь  талантлив, это скорее всего, приведет к недостаточному вниманию, рассеянности и низкой запоминаемости. 

 

Лекция — процесс ответственный, требующий усилий со стороны тренера  и со стороны аудитории.

Применение

Практически любой вопрос можно  сделать темой лекции или беседы. Однако лекций следует избегать в  случае, если группе требуется активная работа или если обучение осуществляется посредством обмена опытом.

Ролевые игры

Описание

Ролевая игра — способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуаций, в которой  предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к  завершению. 

 

Лекционная форма работы позволяет  контролировать время занятия. Не всегда возможно оценить, сколько времени  займет та или иная сессия вопросов и ответов, но можно с большой  точностью подсчитать, сколько времени  будет длиться вся лекция.

Подход

Для того чтобы получить максимальную пользу от ролевой игры, предлагаемые ситуации должны быть как можно более  близкими к реальности. Необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые  условия игры максимально соответствуют  специфике основной деятельности участников.  

 

Инструкция к ролевой игре должна детально описывать все аспекты  ситуации. 

 

Вместе с тем, эта инструкция не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть  свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях, 

 

Задача, к решению которой стремятся  члены группы, участвующие в ролевой  игре, — создание модели поведения, характерного в повседневной жизни  для реальных людей. 

 

Именно поведение, а не проявлению талантов выступающих будет основой  последующей дискуссии. 

 

Группа должна наблюдать за содержанием  каждой разыгрываемой сцены. Тем, кто  не принимает участия в игре, следует  предложить занять роли наблюдателей и записывать особенности поведения  участников и его последствия. 

 

Наблюдение может стать еще  более полезным, если сделать видеозапись  ролевой игры и в случае необходимости  использовать ее для обеспечения  обратной связи или индивидуальных консультаций.

Советы и методы

1.       Тщательная подготовка плана.

Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам. Подобные упражнения следует использовать ближе к середине курса, когда  группа уже способна преодолеть сопротивление, которое может возникать в  начале тренинга. 

 

2.       Использовать ролевые игры корректно.

Эффективность ролевой игры обусловлена  ее жизненностью и новизной переживаний. Это значит, что этот метод следует  использовать осторожно. Если проводить  игры при каждом удобном случае, их ценность может быстро сойти на нет.  

 

3.       Лучше делать группы маленькими.

Процессу преодоления сопротивления  группы можно помочь, ограничив численность  группы до десяти человек. Небольшая  численность участников способствует созданию спокойной неформальной обстановки, необходимой для успешности упражнения.  

 

Возможности для использования  ролевой игры в качестве части  программы тренинга остаются и тогда, когда в группе больше десяти человек, большие группы можно разделить  ни несколько малых, в каждой из которых  будут свои наблюдатели, наборы ролевых  игр и инструкции. Время в таких  случаях рассчитывается так, чтобы  все члены малых групп смогли обсудить результаты деятельности своих  коллективов в общемкругу. 

 

4.       Применять ролевые игры надо творчески.

Нет причин изолировать ролевые  игры от других методов обучения. Лучше  всего строить процесс так, чтобы  после теоретической части следовала  ролевая игра, дающая возможность  на практике применить только что  изученные принципы.

В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо справиться с некоторой  практической ситуацией, можно устроить ролевую игру для всех. В этом случае нужно разделить одну большую  группу на несколькомалых. Каждая из них разыгрывает свою ситуацию. 

 

Существует еще один вариант  ролевой игры — инвертированная игра. При помощи этого метода можно достичь глубокой оценки проблем и преимуществ других людей. Это производится следующим образом: в ходе игры ведущий предлагает участникам остановиться и поменяться ролями, представив эту же ситуацию с противоположной точки зрения, с такой позиции, которая зачастую будет в корне противоречить убеждениям ипривычному образу действий участников.

Преимущества  ролевых игр

1.       Приобретенный опыт сохраняется надолго.

"Обучение через действие" – один из самых эффективных  способов обучения и приобретения  опыта. Собственные переживания  запоминаются ярко и сохраняются  в течение долгого времени. 

 

2.       Удовольствие.

В большинстве случаев ролевая  игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков. 

 

3.       Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.

Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться  мощным инструментом обучения; оно  может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения  других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом. 

 

4.       Безопасные условия.

Использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным  образом, относится к возможным  способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Ролевая  игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные  модели поведения. Преимуществом здесь  является среда тренинга, свободная  от опасностей, связанных с применением  той или иной модели, которые могли  бы возникнуть в естественных условиях.

Недостатки ролевых  игр

1.       Искусственность.

Суть успешной ролевой игры —  создание ситуации, приближенной к  реальности настолько, насколько позволяют  условия. Если группа чувствует, что  сценарий игры нереалистичен или  не учитывает некоторых деталей  практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты. 

 

2.       Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.

Если цели упражнения полностью  не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а  не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет  восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией  и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его  проведения. 

 

3.       Элемент риска.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий  активное вовлечение участников, ролевая  игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся "потерять лицо", участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.

Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Ролевую  игру можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью, и чувствуют, что их самооценке ни что не угрожает.

Применение

Ролевая игра наиболее часто применяется  в тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, необходимых для успеха в таких  сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи и даже проведение тренингов.  

 

Нет логической причины, согласно которой  этот метод нельзя было бы применять  и в остальных тренингах.

Метод кейсов

Описание

Использование метода кейсов в качестве средства обучения в тренинге стало  чрезвычайно популярно в последние  годы. В большинстве случаев, при  использовании этого метода участникам предоставляют запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации.

Подход

Существуют три основных варианта применения метода кейсов:

1.       Диагностика проблемы.

2.       Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками методов их разрешения.

3.       Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (проблема и ее решение сообщаются в инструкции).  

 

Как только выбран подходящий вариант  применения, можно принимать решение, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач. 

 

В зависимости .от сложности этих задач метод будет применяться или в виде короткого упражнения на 30-60 минут, или в более развернутом виде. 

 

В некоторых случаях вокруг исследования какой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, длящийся несколько  дней. 

 

В каждом из этих вариантов обучение происходит через изложение информации в виде проблемы или серии проблем. Эта информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение) или может представляться при  помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ  слайдов). 

 

Как только группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс  их анализа и дальнейшей детализации.  

 

Тренер может обеспечивать контроль посредством –

o        увеличения либо уменьшения времени работы;

o        установки определенных рамок, внутри которых должна действовать группа, например: "не нужно пользоваться никакой дополнительной информацией" или "группа должна предпринять любые дополнительные изыскания";

o        ограничения или расширения требований к выполнению задачи, например: подробный доклад, важнейшие рекомендации, презентация и т. д.;

o        увеличения или уменьшения давления, инициирования соревнования между группами, введения неожиданных элементов и т. д. В конце упражнения группе необходимо собраться, обсудить причины своих действий и обобщить полученный опыт.

Советы и методы

1.       Выбор подходящего материала.

Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться  в реальности. Он должен содержать  такое количество деталей, чтобы  группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала  себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может происходить  или автоматически или в зависимости  от требований группы. 

Информация о работе Методы тренинга