Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание.

Оглавление

1.Введение

2.Основная часть

3.Не экспериментальные психологические методы:
•наблюдение
•анкетирование
•беседа
•«архивный метод»
•контент-анализ
•монографический метод

4.Диагностические методы:
•тест (различные виды тестов)

5.Экспериментальные методы:
•естественный
•моделирующий
•лабораторный

6.Формирующие методы

7.Заключение

8.Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 45.81 Кб (Скачать)

  Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики

личности, в которых  обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно - неправильно).

  Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т.д.

  Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные

особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов.

  Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются

показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

  Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели следует относить к физическим тестам.

  Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных

ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма, ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.

Объективные тесты  изучения личности представляют собой  истинно

экспериментальный подход, полностью освобожденный  от субъективных оценок. По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна.

     

                            Экспериментальные методы.                        

  В отличие  от неэкспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур Владимирович (1924)].

  Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:     

а) организацию  специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;              

б) изменение  этих условий в ходе исследования.

  Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не

экспериментальных и диагностических методов, непосредственно  включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

  В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

1. Естественный (полевой) эксперимент, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они

органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в

частности, все  недостатки тех неэкспериментальных  и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.

2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые

разнообразные исследовательские задачи.

3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает  проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций,

реакции выбора, различий сенсорных порогов и  т.п.) и гораздо реже - при

изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предметупсихологического исследования.

     

                                      Формирующие методы.                           

  Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

  Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

изменения наличного  предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая исследовательская цель требует  применения особых,

формирующих методов.

  К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

  • преобразующий эксперимент,
  • психолого-педагогический эксперимент,
  • формирующий эксперимент,
  • экспериментально-генетический метод,
  • метод поэтапного формирования и т.п.

  Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".

  Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.

  Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

  Формирующий эксперимент это:

  1. массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
 
  1. длительный, пролонгированный эксперимент;
 
  1. эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
 
  1. эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.

  И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

  Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно

формировать особенности  таких психических процессов, как  восприятие,

внимание, память, мышление.

  В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

  Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

                                 

                                           Заключение                                 

  Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов.  

     

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список использованной литературы               

  1. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
 
  1. Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
 
  1. Соколова  Е.Е. Введение в психологию. Краткий  конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям "Психология". 1999.

Информация о работе Методы психологического исследования