Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 20:05, лекция
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого. В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).
Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии.
Первоначально психобиография, как специфическая система методов, возникла в рамках психоанализа З. Фрейда, которому принадлежат образцы психологических биографий ярких деятелей мировой культуры и истории (Леонардо да Винчи, Ф.М.Достоевский, президент США Вудро Вильсон). Дальнейшее развитие получила в трудах его последователей — неофрейдизмов («Молодой Лютер» Э. Эриксона, психологический портрет Гитлера в теории деструктивности Э.Фромма). На основе психобиографического подхода сложилось особое направление — психоистория, у истоков которого стоял Э.Эриксон. К этой же группе исследований могут быть отнесены так наз. «патографии» великих людей, начиная со знаменитой работы Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство».
Психогенетические методы призваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики.
Наиболее информативен близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875 г. Заключается в сопоставлении психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод базируется на предпосылке, что близнецы подвергаются приблизительно одинаковому влиянию факторов среды, и сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества или целого ансамбля свойств личности.
Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metred— измеряю) — созданная Дж. Морено психологическая теория общества и, одновременно, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).
Термин «социометрия» подвился в XIX в., в связи с попытками применить математические методы в исследованиях социальных явлений.
Социометрия или прикладная микросоциология представляет специальную отрасль социальной психологии, изучающую межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и структуру взаимоотношений в малых группах. Само название указывает на то, что в этой дисциплине преимущественное внимание уделяется количественному измерению социальных связей. Одно из центральных понятий в теории основателя социометрии Дж. Морено — «теле» обозначает простейшую единицу чувства, передаваемого от одного индивида к другому и, таким образом, определяющего количество и успешность межличностных контактов в группе.
В простейшей модификации социометрической методики (Дж. Морено, 1934) каждому обследуемому предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить последовательный выбор и ранжирование членов группы по критерию их предпочтительности для различных сфер совместной деятельности.
Социометрические тесты позволяют на основе совокупности ответов всех членов группы оценить социальный статус каждого отдельного участника, структуру межличностных отношений («социометрическую структуру»), сплоченность группы (ее «коммуникативную общность»), взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий, и другие показатели. Социометрические данные могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).
Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, различных модификации групповых дискуссий, ролевых и деловых игр, псих драмы и социодрамы.
Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т.д.
Один из методов данной группы — контент-анализ (дословно «анализ содержания») предполагает исследование документов или любых других источников и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте. На основе характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи.
Этапы психологического исследования
Психологическое исследование, при всей его научной специфике, может быть подведено под общую схему эмпирических исследований; оно включает такие обязательные этапы, как: