Медицинская психология в системе здравоохранения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:43, реферат

Краткое описание

Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Оглавление

1. Введение 3
2. История развития в России 5
3. Медицинская психология в системе здравоохранения РФ 15
4. Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат Мед.психология в РФ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

•    профессиональная деятельность осложняется работой с людьми, испытывающими на соматическом уровне — боль, на психологическом уровне — тревогу и страх;

•    профессиональная коммуникация врача требует искусства убеждения и переубеждения, воздействия на мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу пациента;

•    эффективность профессиональной деятельности зависит в максимальной степени от удовлетворенности пациента оказанной услугой и

благоприятного впечатления от процесса взаимодействия с врачом;

•    максимальная степень удовлетворенности пациента и благоприятное впечатление от процесса взаимодействия с врачом способствует установлению долговременных отношений;

•    успешная коммуникация с пациентом способствует созданию положительного имиджа специалиста, что увеличивает количество клиентов.

Основными методами медико-психологического исследования будут: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования.

Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, кᴏᴛᴏᴩые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач. В наибольшей степени известными из методик типа функциональных проб будут методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д. Позволяя успешно решать круг прикладных психодиагностических задач, методики типа функциональных проб находят широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.

Стоит сказать, что каждая психодиагностическая методика имеет определенные характеристики, важнейшей из кᴏᴛᴏᴩых будет валидность. Не стоит забывать, что валидность - ϶ᴛᴏ понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она ϶ᴛᴏ делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия содержания заданий методики исследуемой области психических ϲʙᴏйств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д.

Другой важнейшей характеристикой каждой психодиагностической методики будет ее надежность. Надежность демонстрирует точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.

Проведение любого обследования с использованием экспериментально-психологических методик содержит в себе три этапа: сбор данных в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения. В каждом случае исследующий пользуется ограниченным числом патопсихологических экспериментальных методик (обычно не более 8- 9), объединенных в так называемую батарею методик. Необходимые методики подбираются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с задачами исследования. Владение возможно большим числом методик экспериментального исследования позволяет в каждом случае подбирать наиболее адекватные методики, кᴏᴛᴏᴩые будут всесторонне характеризовать особенности психической деятельности испытуемого и в ряде случаев подтверждать друг друга.

В процессе исследования испытуемого в большинстве случаев целесообразно использовать методики по возрастающей сложности - от более простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики, применение всякого рода новых, оригинальных и модифицированных методик возможно исключительно в случае полной уверенности в их валидности и надежности.

4. Заключение

Современная медицинская психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные практические рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также социально оправданного воздействия на мышление и поведение людей с целью их адаптации к меняющимся условиям жизни, нормализации психологического климата в трудовых и иных коллективах, рациональной организации различных видов деятельности и, наконец, для обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых. Отметим, что теоретические и экспериментальные исследования в области медицинской психологии питают ϲʙᴏими результатами психологическую науку, медицину и педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и преподавателей, многих других категорий специалистов, имеющих дело с людьми.

Растущее значение медицинской психологии обусловило распространение ее преподавания в высших учебных заведениях. В системе психологического образования она будет одной из ключевых дисциплин, без кᴏᴛᴏᴩых немыслима подготовка современного психолога широкого профиля, способного как к исследовательской, так и к практической работе в области образования, в сфере управления, в социальных службах и др. Важно заметить, что одновременно медицинская психология представляет собой одну из самых перспективных областей специализации психологов, выбравших исследовательскую и практическую работу в здравоохранении. Помощь медицинского психолога очень часто бывает насущно необходима для диагностики и выработки рациональных рекомендаций при лечении широкой гаммы заболеваний, коренящихся в патологических изменениях во внутреннем мире личности либо вызывающих их. Стоит заметить, что она всегда бывает полезна для определения дифференцированных, учитывающих индивидуальные особенности пациентов методик лечения, повышая эффективность медицинской помощи в целом.

Список используемой литературы

  1. Медицинская психология - основы патопсихологии и психопатологии - И. Ф. Мягков, С. Н. Боков
  2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2014_6_29/nomer/nomer07.php
  3. http://mprj.ru/archiv_global/2014_6_29/nomer/nomer01.php
  4. http://mprj.ru/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer07.php
  5. http://www.psichology.vuzlib.su/book_o497_page_3.html
  6. http://www.syntone.ru/library/news/content/3477.html

 


Информация о работе Медицинская психология в системе здравоохранения РФ