Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:43, реферат
Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.
1. Введение 3
2. История развития в России 5
3. Медицинская психология в системе здравоохранения РФ 15
4. Заключение 22
Список используемой литературы 23
• профессиональная деятельность осложняется работой с людьми, испытывающими на соматическом уровне — боль, на психологическом уровне — тревогу и страх;
• профессиональная коммуникация врача требует искусства убеждения и переубеждения, воздействия на мотивационную, когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу пациента;
• эффективность профессиональной деятельности зависит в максимальной степени от удовлетворенности пациента оказанной услугой и
благоприятного впечатления от процесса взаимодействия с врачом;
• максимальная степень удовлетворенности пациента и благоприятное впечатление от процесса взаимодействия с врачом способствует установлению долговременных отношений;
• успешная коммуникация с пациентом способствует созданию положительного имиджа специалиста, что увеличивает количество клиентов.
Основными методами медико-психологического
исследования будут: наблюдение, беседа,
включающая сбор психологического анамнеза
(катамнеза) и экспериментально-
Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, кᴏᴛᴏᴩые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач. В наибольшей степени известными из методик типа функциональных проб будут методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д. Позволяя успешно решать круг прикладных психодиагностических задач, методики типа функциональных проб находят широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.
Стоит сказать, что каждая психодиагностическая методика имеет определенные характеристики, важнейшей из кᴏᴛᴏᴩых будет валидность. Не стоит забывать, что валидность - ϶ᴛᴏ понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она ϶ᴛᴏ делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия содержания заданий методики исследуемой области психических ϲʙᴏйств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д.
Другой важнейшей характеристикой каждой психодиагностической методики будет ее надежность. Надежность демонстрирует точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.
Проведение любого обследования с использованием
экспериментально-
В процессе исследования испытуемого в большинстве случаев целесообразно использовать методики по возрастающей сложности - от более простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики, применение всякого рода новых, оригинальных и модифицированных методик возможно исключительно в случае полной уверенности в их валидности и надежности.
Современная медицинская психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные практические рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а также социально оправданного воздействия на мышление и поведение людей с целью их адаптации к меняющимся условиям жизни, нормализации психологического климата в трудовых и иных коллективах, рациональной организации различных видов деятельности и, наконец, для обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых. Отметим, что теоретические и экспериментальные исследования в области медицинской психологии питают ϲʙᴏими результатами психологическую науку, медицину и педагогику, а использование ее прикладных выводов помогает в профессиональной деятельности психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, учителей и преподавателей, многих других категорий специалистов, имеющих дело с людьми.
Растущее значение медицинской психологии обусловило распространение ее преподавания в высших учебных заведениях. В системе психологического образования она будет одной из ключевых дисциплин, без кᴏᴛᴏᴩых немыслима подготовка современного психолога широкого профиля, способного как к исследовательской, так и к практической работе в области образования, в сфере управления, в социальных службах и др. Важно заметить, что одновременно медицинская психология представляет собой одну из самых перспективных областей специализации психологов, выбравших исследовательскую и практическую работу в здравоохранении. Помощь медицинского психолога очень часто бывает насущно необходима для диагностики и выработки рациональных рекомендаций при лечении широкой гаммы заболеваний, коренящихся в патологических изменениях во внутреннем мире личности либо вызывающих их. Стоит заметить, что она всегда бывает полезна для определения дифференцированных, учитывающих индивидуальные особенности пациентов методик лечения, повышая эффективность медицинской помощи в целом.
Информация о работе Медицинская психология в системе здравоохранения РФ