Медицинская психология в системе здравоохранения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 11:43, реферат

Краткое описание

Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Оглавление

1. Введение 3
2. История развития в России 5
3. Медицинская психология в системе здравоохранения РФ 15
4. Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат Мед.психология в РФ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

Следовательно, в понятие функции вкладывается новый смысл. Функция рассматривается как весьма сложная приспособительная деятельность организма. В результате этой деятельности становится возможным осуществление определенной физиологической или психологической задачи. В этом аспекте под локализацией понимается формирование сложных динамических структур, в которые входят отдельные пункты упомянутой "мозаики". В период протекания той или иной функции образуется ряд последовательных и одномоментно возбуждающихся звеньев. При этом каждое звено имеет определенное значение для достижения конечного результата, а так называемые "центры" играют роль "узловых пунктов" динамических структур.

Ко времени рождения ребенка динамические структуры не появляются в готовом виде. Совместная работа определенных корковых зон (речи, слуха, зрения и пр.), начинаясь с раннего детства, в дальнейшем усложняется, динамические структуры формируются в процессе общения и предметной деятельности. Значительный вклад в изучение функционально-динамических структур мозга внес отечественный нейрофизиодог П.К. Анохин.

При рассмотрении вопроса о локализации высших психических функций, таких как память, мышление, сознание и др., следует иметь в виду, что человеческая психика социальна по своему происхождению. Поэтому нет никаких оснований говорить о той или иной жесткой локализации высших психических функций в специальных корковых центрах, ибо социальное не может быть помещено в ту или иную группу клеток и приурочено к их деятельности.

В настоящее время предполагается широкое размещение высших психических функций по всей коре больших полушарий. При этом деятельность "созвучно работающих ганглиозных клеток взаимно совозбуждающих друг друга" (А.А. Ухтомский, 1953), разделенных в коре анатомически, является физиологической основой высших психических функций.

Окончательно физиологический редукционизм в медицинской психологии был преодолен только в начале 60-х годов. В 1962 году Академией наук СССР, Академией медицинских наук СССР, Академией педагогических наук РСФСР и Министерствами высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР было созвано Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. На этом совещании был подведен итог достижениям советской науки в этих направлениях и намечены пути дальнейшего развития психологии, в частности медицинской психологии. Особенно жестко в постановлении этого совещания ставились задачи борьбы с биологализацией человека.

Единое понимание и творческое развитие взглядов философов, психологов, физиологов и психиатров на сущность сознания были достигнуты на Всесоюзном симпозиуме 1966 года.

В 70-80-е годы в ряде городов Советского Союза прочно сформировались крупные научные центры и школы по медицинской психологии, плодотворно разрабатывающие различные направления медико-психологических исследований.

Московские ученые (Б.В. Зейгарник, К.К. Платанов, К.М. Гуревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская, Ф.Б. Березин, В.В. Николаева и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики. Ими созданы отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик (ММР1, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и др.), выполнен целый ряд работ по изучению пато- и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний, изменений психической деятельности при хронических соматических заболеваниях, проведены значительные исследования в области психо(нейро)физиологии и т.д.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы медицинской психологии (М.М. Кабанов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др.) является разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в различных областях медицины. Спектр конкретных научных исследований ленинградских ученых чрезвычайно велик и включает как проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д. Векслера, диагностики межличностных отношений у детей Р. Жиля и др.; создание целого ряда оригинальных отечественных психодиагностических методик - патохарактеролопического диагностического опросника для подростков (ПДО), методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях - ТОБОЛ и др.), так и проблемы организации медико-психологической службы и психосоциального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.

Представители киевской научной школы (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук и др.) занимаются вопросами теории и практики патопсихологической диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.

Ученые тбилисской школы (И.Т. Бжалава, С.В. Цуладзе и др.) проводили медико-психологические исследования в свете созданной Д.Н. Узнадзе теории установки. Ими изучены характерные особенности и динамика установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга, что внесло весомый вклад в изучение бессознательного отечественными исследователями.

Из приведенного краткого исторического обзора видно, какой большой и сложный путь прошла в своем развитии медицинская психология.

Будучи неотъемлемой частью как психологии, так и медицины, медицинская психология в своем развитии всегда отражала преобладающие в те или иные периоды времени в психологии и медицине теоретические установки и практические подходы, в свою очередь стимулировавшие возникновение соответствующих медико-психологических диагностических и лечебно-реабилитационных решений.

 

 

 

 

 

 

 

3. Медицинская психология в системе здравоохранения РФ

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности что и клиническая психология. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

В нашей стране, так же как и за рубежом, медико-психологическая служба первоначально формировалась вокруг нескольких крупных научных центров, изучающих проблемы медицинской психологии. Ведущим научно-методическим центром по медицинской психологии в Российской Федерации является Санкт-Петербургский Психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева. На его базе функционирует Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии, задачи которого - проведение научно-организационной и методической работы в области медицинской психологии. Крупными традиционно сложившимися научными центрами по медицинской психологии являются факультет психологии Московского государственного университета, Государственный научный центр психиатрии и наркологии (Москва), факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Научно-исследовательская работа по отдельным медико-психологическим проблемам проводится также на некᴏᴛᴏᴩых кафедрах университетов, медицинских, педагогических и других высших учебных заведений, отделах научно-исследовательских учреждений различных министерств и ведомств.

Не стоит забывать чᴛᴏ в настоящее время в Российской Федерации разрабатывается четкая система подготовки медицинских психологов и их дальнейшего последипломного усовершенствования, кᴏᴛᴏᴩая позволит решить многие вопросы, существующие в ϶ᴛᴏй сфере.

В практическом здравоохранении нашей страны наибольшее число медицинских психологов работает в психиатрии и родственных ей областях медицины (наркологии, психотерапии, сексологии и т.п.). Учитывая зависимость от мощности лечебно-профилактического учреждения и решаемых им задач медицинские психологи могут работать как в структуре специализированных отделений медицинской психологии (иногда их традиционно называют лабораториями), так и в структуре специализированных кабинетов медицинской психологии или самостоятельно в структуре различных отделений. Та же модель, в принципе, может быть использована и в лечебно-профилактических учреждениях иного профиля.

В последние годы психиатрической общественностью нашей страны достаточно интенсивно обсуждается новый подход к обслуживанию пациентов - бригадный, подразумевающий создание функциональных бригад, состоящих из психиатра, психотерапевта, медицинского психолога и социального работника. Нет сомнений в том, что предлагаемые изменения могут существенно улучшить качество и повысить эффективность оказания психиатрической помощи. Специализированные медико-психологические подразделения в штатах психиатрических учреждений, безусловно, имеют право на самостоятельное существование, хотя бы до тех пор, пока не сформируется достаточная медико-психологическая культура среди работников практического здравоохранения. Существование таких самостоятельных специализированных структур ни в коей мере не противоречит созданию и успешной работе упомянутых выше функциональных бригад, напротив, возможность постоянного обращения медицинского психолога за консультативной помощью к более опытным коллегам по отделению будет способствовать более эффективному оказанию медико-психологической помощи.

Систематизированного опыта работы медицинских психологов в лечебно-профилактических учреждениях непсихиатрического профиля в нашей стране до настоящего времени не имеется.

По оценкам ряда специалистов, медицинская (клиническая) психология в России вошла в обширный комплекс современных наук о психическом здоровье, сфера ее влияния и интересов неуклонно расширяются, что обусловлено большой актуальностью проблемы психического здоровья для современного общества и наличием социального запроса на психологическую помощь. Клиническая психология начинает рассматриваться не только в качестве прикладной, но и фундаментальной науки. Отмечая ведущую роль интегративных тенденций и активное использование знаний пограничных дисциплин в современных научных отраслях, представители врачебного сообщества подчеркивают влияние, оказываемое клинической психологией на развитие теории и практики различных медицинских дисциплин.

В настоящее время определение научного статуса и положения клинической психологии приобретает особое значение. Исторический путь клинической психологии в качестве междисциплинарной науки определяет, по мнению ученых, наличие комплекса глубинных методологических разногласий как с медициной, так и с психологией. Начало указанного рассогласования обнаруживается уже у самых истоков формирования клинико-психологического знания, когда появившееся в 80—90-х гг. XIX века собирательное понятие «патологическая психология» включало разнообразную систему знаний о патологических психических «отправлениях»: общие закономерности психической патологии, патологические проявления в общественной жизни и практике обучения детей. Отсутствие сформированной точки зрения относительно предмета медицинской психологии наблюдалось и в 20—30-х годах ХХ века, когда «трудно было провести грань между работами по общей, экспериментальной и медицинской психологии, медицинской психологией и психогигиеной, деонтологией как разделами медицины». Постоянное расширение предмета и задач клинической психологии, наличие неоднозначных их трактовок подчеркивают необходимость изучения и методологического анализа исторического наследия в данной пограничной между медициной и психологией научно-практической области.

Потребность общества в коммуникативно грамотных специалистах системы здравоохранения связана с теми социально-экономическими изменениями, которые произошли в обществе, и объясняется множеством разнообразных социально-экономических, психологических, профессионально-медицинских факторов:

1.   Развитие рыночной  экономики и рыночных отношений  привели к увеличению числа  разнообразных медицинских учреждений (в том числе платных), что усилило  конкуренцию между ними. В условиях  разнообразия типов медицинских  учреждений возросли требования  к качеству медицинского обслуживания.

2.   Современным обществом  медицина все больше стала  восприниматься как сфера оказания  услуг.

3.   Пациенты лечебных  учреждений стали больше осознавать  свои права на получение качественной  медицинской помощи. При этом  они предъявляют повышенные требования  не только к качеству и результатам  медицинского обслуживания, но и  к содержанию самого процесса.

4.   В самой медицине произошли кардинальные изменения, и из практически гуманитарной науки она превратилась в технико-гуманитарную. По мнению ученых, отчетливее проявляется тенденция к узкой специализации врачей, внимание врачей в большей степени концентрируется на результатах технически сложных инструментальных методов диагностики и лечения. При этом своеобразие личности больного человека, его психическое состояние и их влияние на характер и динамику заболевания учитывается недостаточно. Имеет значение и традиционная недооценка медиками психической стороны соматического заболевания и переоценка технических возможностей медицины. Внедрение компьютерных технологий в диагностический и лечебный процесс привело к изменению отношений в системе «врач — пациент» .

Профессия врача относится к числу коммуникативных профессий, профессий типа «человек — человек», и успешное осуществление ее во многом зависит от характера и качества межличностной коммуникации. Это особенно важно учитывать в процессе подготовки врачей, работа которых имеет ряд отличительных особенностей:

•    деятельность врача предполагает интенсивное взаимодействие с большим количеством пациентов;

•    профессиональная деятельность предполагает взаимодействие и общение с разными категориями людей, имеющим этнические, гендерные, возрастные, социокультурные, профессиональные, индивидуальные особенности; разный уровень образованности и информированности;

•    деятельность врача осуществляется в непосредственном контакте с пациентом;

•     врач работает в интимной зоне пациента, что может вызвать напряжение, сопротивление больного человека и ряд психологических защит;

Информация о работе Медицинская психология в системе здравоохранения РФ