Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:41, реферат
Я думаю, что тема реферата довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.
Введение……………………………………………………………………стр.
Понятие и виды воображения………………………………….…………стр.
Мечта и грезы- особые виды воображения сходства и различия…….стр.
Фантазии и фантазии во сне……………………………………………. стр.
Возрастные особенности воображения детей и подростков………….. стр.
Заключение……………………………………………………………….. стр.
Список используемой литературы……………………………………….стр.
Психологической основой же фантазии является смена представлений, наименее регулируемая обычными законами ассоциаций и рассудочной деятельности. Главными стимулами возникновения и развития фантазии бывают обыкновенно отдельные идеи или представления, получившие почему-либо особый интерес, чувства, аффекты и разного рода органические ощущения. Эти последние обусловливают по преимуществу фантастическое построение снов. По участию нашей воли в развитии и смене фантастических представлений можно различать пассивную и активную фантазию. Фантазия пассивна, когда представления сменяют друг друга совершенно помимо нашей воли, и наше созерцающее "я" играет исключительно роль зрителя. В активной фантазии мы сознаем себя определяющими ход представлений, выбирая из возникших в нас фантастических ассоциаций ту или другую. Однако, эти два вида фантазии не могут быть друг другу противополагаемы; напротив, первый вид может рассматриваться как материал для второго. Самой типичной формой пассивной фантазии являются сновидения. Смена образов происходит в снах вне всякой зависимости от нашей воли и даже наши собственные действия весьма часто представляются нам совершенно неожиданными и как будто совершающимися помимо нашей воли. В снах фантастичность образов и развертывающихся картин достигает наивысшей степени. Фантазия бодрствования никогда не достигает такой причудливости и таких несообразностей в деталях своих построений, как фантазия сна. Причину этого следует видеть с одной стороны в отсутствии во время сна отрезвляющих восприятий внешнего мира, с другой - в полном ослаблении деятельности рассудка. Не управляемые ни внешними, ни внутренними закономерными принципами, чувственные элементы дремлющего сознания естественным образом сплетаются в самые невероятные комбинации и нарушают основные законы бытия. Однако, течение представлений во время сна далеко не всегда бывает совершенно беспорядочным; обыкновенно оно определяется каким-нибудь наиболее активным и стойким элементом сознания. Всякий отдельный образ может явиться организующим центром, в зависимости от которого группируются и сменяются другие. Каждое чувство, напр. страха, ожидания, нежности, любви, в свою очередь может обусловливать череду образов, соответствующих его природе. Наконец, весьма часто ближайшими причинами сновидений являются внутренние органические ощущения и раздражения. Соответственно этим влияниям, определяющим построение сновидений, может быть установлена целая классификация снов. Такая классификация дана К. Шернером в его классическом сочинении по данному вопросу: "Das Leben des Traums". Остроумную теорию сна дает Шопенгауер в "Parerga". По его мнению, сновидение есть выражение внутренней жизни организма, а именно возбуждений, идущих со стороны симпатической нервной системы. Эти слабые возбуждения не доходят до сознания бодрствующего интеллекта, занятого резкими впечатлениями внешнего мира. Ночью, когда утомленный мозг предается покою и внешние возбуждения не тревожат дремлющее сознание, внутренние возбуждения становятся заметными для восприятия интеллекта, подобно тому как ночью явственно раздается журчанье ручьев, заглушаемое шумом дня. Но так как, по самой своей природе, интеллект может функционировать лишь в порядках пространства, времени и причинности, то достигшие до его сознания внутренние возбуждения принимают вид внешних восприятий. Роль фантазии в бодрственном состоянии определяется главным образом ее участием в художественном и научном творчестве. Фантазия, как деятельность созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды. Фантазия дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, построение же целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершенно бессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественное единство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критической деятельности. Такое проявление доэтической фантазии характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновения и имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию. Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Выдающимся представителем этой области творчества является немецкий романтик Э. Т. А. Гофман, умевший вкладывать в свои невероятные по фантастичности образы глубокий идейный смысл. И в научном творчестве фантазия имеет значение, как вспомогательное средство открытия научной истины. Конечно , здесь Ф. наиболее регулируется критикой рассудка, сразу исключающего невозможные с научной точки зрения предположения. Наибольшее применение фантазии находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще при исследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобных случаях фантазия дает богатый материал возможных догадок и предположений, из которых рассудок, путем логического анализа и эмпирической проверки. извлекает все то, что может иметь научное значение. Таково участие фантазии и в создании философских концепций, поскольку в этой области гипотетические предположения могут выражаться в чувственных представлениях, а не в отвлеченных понятиях. В некоторых философских системах понятие фантазия приобретает весьма большое значение. В философии Фрошаммера фантазия играет роль мирового созидающего принципа. У Канта воображение и фантазия (productive Einbildungskraft) являются посредствующим звеном между чувственностью и категориями рассудка. Ср. К. Scherner, "Das Leben des Traums"; J. Volkelt, "Die Traum-Phantasie"; Strumpel, "Die Natur und Entstehung der Traume"; N. Michaut, "De l'imagination"; E. v. Hartmann, "Aesthetik"; Рибо, "Творчество и воображение" (1900); Lichtenberger, "Die Phantasie"; Schmidkunz, "Synthetische und analytische Phantasie". С. Алексеев.
В любом возрастном периоде
есть свойственные только ему особенности
психического развития, зависящие от
физиологических и
Кратко рассмотрим пять этапов развития воображения, присущих детскому возрасту
Особенности младенческого периода (от рождения до 1 года).
Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, поэтому важно направленно создавать специальные условия для их полноценного развития. Появляется первая социальная потребность - потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является ведущим типом деятельности младенческого возраста. Развитие зрительного и слухового восприятия происходит в процессе общения ребенка со взрослыми. Развиваются позовые и локомоторные движения, манипуляции с предметами. Формируются предпосылки активной речи (гуканье, лепет), первоначальная память.
Так происходит накопление
первого опыта отражения
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) происходит усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность в игре становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляется социальная привязанность, очень значимая для психического развития ребенка. Совершенствуются процессы восприятия, эмоции, развиваются ранние формы наглядно-действенного мышления, понимание речи, подготавливая почву для последующего развития воображения. Развивается понимание речи. Самым существенным достижением рассматриваемого возрастного периода является формирование образа "Я", переход от "полевого" к волевому поведению.
На этом этапе можно говорить о формировании воображения как самостоятельного психического процесса.
Дошкольный возраст.
Ведущей деятельностью этого
возраста становится сюжетно-ролевая
игра, в процессе которой усваиваются
социальные правила и нормы, происходит
образование и замещение
Личностное развитие характеризуется дальнейшим формированием Я-концепции, появляются основы самооценки. Возникают новые социальные мотивы поведения и потребности, устанавливается их иерархия. Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд, чувство вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций, развитие воли и произвольности управления поведением.
Воображение формируется параллельно со всеми психическими процессами и свойствами. Важную роль в этом возрасте играет усвоение ребенком нравственных норм и этических эталонов.
Младший школьный возраст.
Учебная деятельность - ведущая
и имеет значение для психического
развития, так как происходит процесс
адаптации к школе и освоение
новой социальной ситуации ребенком.
Необходимо сформировать мотивацию
обучения. Социальная жизнь характеризуется
дружбой со сверстниками и имеет
некоторые новые формы: кооперация,
соревнование и конфликты. Обучение,
будучи основным источником умственного
развития младшего школьника, создаёт
новые возрастные возможности усвоения
знаний. Встаёт проблема формирования
основ научного мышления. Известно,
что воображение сильно связанно
с мышлением, так как оба процесса
части мыслительной деятельности, поэтому
планомерное формирование умственных
действий, понятий и оптимизации
учебной деятельности важно как
для мышления, так и для развития
воображения. Встаёт проблема с осознанием
речи, ее элементов, ее функций и
форм. Психологические
В личности (в развитии Я - концепции) появляется понятие справедливости, формируется самооценка, развиваются мотивационно - потребностная и волевая сферы. Усваиваются моральные нормы и правила поведения.
Богатеет воображение и растёт скорость процесса.
Подростковый возраст.
Происходят резкие анатомо-физиологические и психологические изменения. Растёт роль гетерохронности органического, полового и социального развития, а также роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Осуществляется переход от социализации к индивидуализации, являющийся основной характеристикой подросткового возраста. Увеличиваются индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Развиваются доминанты и познавательные мотивы. В психическом развитии растёт роль коллектива сверстников, взаимодействия в нём как моделирование отношений взрослых членов общества. В связи с половыми различиями появляется особая дружба у подростков (например - "Кодекс товарищества"). Основное психологическое новообразование - чувство взрослости, специфическая форма самосознания. Наиболее важно в этом возрасте дать правильный образец.
Опосредованность, осознанность и произвольность - основные показатели развития познавательных процессов. Развивается формально - операциональный интеллект.
Важные изменения в
личности: происходит поло-ролевая
идентификация. Растет самосознание, самооценка,
уровень притязаний подростка. Возникают
идеалы, воплощающие уровень
Воображение становится ярким, объяснимым и отчасти подвластным.
На мой взгляд, все виды воображения важны. Людям необходимо что-то представлять, придумывать и мечтать, без этого они просто ходячие «растения», а не люди живущие полной насыщенной краской жизнью. Мечтайте. воображайте, вообщем живите!
Список используемой литературы:
1.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: М.: 2003.
2. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Юнг К.Г. «Диагностические исследования ассоциаций» в кн.: Избранные труды по аналитической психологии: Цюрих том 3. 1939.
4. www.Grandars.ru » Психология »
Информация о работе Мечты, грезы, фантазии - особый вид воображения