Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:41, реферат
Я думаю, что тема реферата довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.
Введение……………………………………………………………………стр.
Понятие и виды воображения………………………………….…………стр.
Мечта и грезы- особые виды воображения сходства и различия…….стр.
Фантазии и фантазии во сне……………………………………………. стр.
Возрастные особенности воображения детей и подростков………….. стр.
Заключение……………………………………………………………….. стр.
Список используемой литературы……………………………………….стр.
Воссоздающее и творческое воображение
По связи с
прошлым опытом выделяют два вида
воображения: воссоздающее
и творческое. Воссоздающее
Реалистическое воображение
Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.
В фантазиях желаемое будущее
не связывается непосредственно
с настоящим. К образам фантазии
относят сказочно-
Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуществленная мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась мечта К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего времени, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, наконец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, возникла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустойчивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и прекрасно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди мечтают о полете на другие планеты.
При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут. С ней связаны и другие функции воображения — стимулирующая и планирующая. Созданные в воображении образы побуждают, стимулируют человека к их реализации в конкретных действиях. Преобразующее влияние воображения распространяется не только на будущую активность человека, но и на его прошлый опыт. Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.
Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки); акцентирование - подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины); агглютинация - соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки). Специфика процесса воображения состоит в том, что они не воспроизводят определенные впечатления в тех же сочетаниях и формах, в которых они были восприняты и сохранены в виде прошлого опыта, а строят из них новые сочетания и формы. В этом проявляется глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое всегда направлено на создание нового — материальных ценностей, научных идей или художественных образов.
3. Мечта и грезы
особые виды воображения.
Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.
В своих мечтах люди рисуют
яркие картины этого будущего
в самых различных областях своей
деятельности: мечтают о будущих
межпланетных и звездных перелетах,
строят в своем воображении
Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:
яркий, живой, конкретный характер образа, со многими деталями и частностями;
слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности;
соединение мечты с
чувством уверенности в ее осуществимости,
со страстным стремлением к
творческий характер образа, ярко выраженные черты нового, ждущего своего осуществления.
Эти особенности делают мечты
От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.
Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью — с другой.
Чем сильнее наши желания и чем меньше возможность их удовлетворения в условиях существующей реальности, тем легче мы, пользуясь любым предлогом, начинаем мечтать об осуществлении наших желаний. То, чего нам недостает и что восполнить в условиях существующей действительности невозможно — всем этим мы овладеваем в мире грез. Пленный мечтает о жизни на свободе, эмигрант — о возвращении на Родину, голодный — о пище. Можно сказать, что ничто столь тесно не увязано с мечтами, как наши неосуществленные желания. Поэтому неудивительно, что Фрейд грезы, подобно сновидениям, считал осуществлением желаний.
Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью — с другой.
Однако для учета особенностей содержания наших мечтаний только лишь понятия желания недостаточно. Как происходит удовлетворение наших желаний в наших мечтах, какие появляются картины, как мы действуем, как и какие преграды преодолеваем — все это зависит как от основных установок личности, так и от той установки, что сначала же выработалась у нее в связи с этим желанием. Например, отнюдь не все заключенные какой-либо тюрьмы, мечтающие о жизни на свободе, рисуют себе одинаковую картину своего освобождения. Один может мечтать об амнистии в связи с каким-то большим праздником, которая дарует ему свободу; другой рисует себе картину того, как ему удается вырваться из рук тюремной охраны и бежать; третий представляет себе, что произойдет революция, крушение старого строя, которое влечет его освобождение, после чего он энергично включается в борьбу за укрепление нового порядка.
В содержании воображения нам даются не только образы удовлетворения желания, а иногда, наоборот, картины, изображающие совсем противоположное положение дел. Общеизвестно, что то, чего опасаешься и что в действительности не происходит и может вообще не произойти никогда, сбывается в воображении. Скажем, студент, готовясь к экзамену, начинает представлять: пришла его очередь, он начинает отвечать, но экзаменатор спрашивает его именно то, что он знает плохо, а потому он проваливается на экзамене.
Разумеется, трудно понять, почему наши грезы обращаются к тому, что совершенно не отвечает нашим интересам, ведь невозможно, чтобы такие картины вызывали у человека удовольствие. Какой же смысл могут иметь мечты, если созданная ими действительность менее благоприятна, чем та реальная действительность, в которой протекает наша повседневная жизнь?!
Некоторые пытаются решить данный вопрос следующим образом: наши опасения на самом деле выражают наши скрытые желания, следовательно, выполнение в мечтах того, чего боишься, означает выполнение желания (Фрейд).
Другие авторы, например Штерн, указывают на то, что в жизни встречается множество таких случаев, когда человек не в состоянии выносить неопределенность положения. Поэтому постоянному опасению, что нечто случится, он в конце концов предпочитает, чтобы то, чего он так боится, действительно произошло, прекратив тем самым его мучения. Иногда страх выносить труднее, чем то, чего боишься (Штерн). Это наблюдение совершенно правильно. Однако оно все равно не объясняет, каким образом выполнение в мечтах того, чего боишься, может оказаться хоть как-то полезным, освобождая, пусть даже незначительно, от страха.
Представляется правильнее усматривать смысл грез, как и фантазии в целом, не в том, что они непременно предназначены для выполнения определенных целей субъекта, а иначе: у субъекта под воздействием определенных условий появляется отрицательная установка относительно определенного явления, эмоционально проявляющаяся в виде переживания страха. Естественно, что если бы данная установка реализовалась, страха, что может произойти то-то и то-то, быть не могло. Следовательно, данная установка нуждается в реализации, а поскольку в реальности это не удается, она перемещается в мир мечтаний.
То, что это так, хорошо
видно и из того, что не все
люди в своих мечтах одинаково
часто обращаются к картинам осуществления
своих опасений. Твердый и сильный,
уверенный в себе человек, в целом
оптимистически настроенный, о страшном
не грезит. Зато в мечтах нерешительных,
боязливых и пессимистично
Картины грез обычно реалистичны. Они касаются нашей судьбы, повествуют о наших приключениях, и понятно, что в них вообще невозможное и фантастическое для человека не фигурирует. Правда, вышеупомянутые заключенные мечтают о выходе на свободу такими путями, о которых в их условиях говорить серьезно не приходится. Однако в принципе обретение свободы таким образом все же не является совершенно невозможным, хотя в тех условиях, в которых находятся эти заключенные, они кажутся фантастическими, совершенно невозможными, но в надлежащих условиях это вполне осуществимо.
Одним словом, грезы касаются
того, что хотя бы умозрительно осуществимо,
ведь в мечтах мы не встречаемся
ни с кентаврами, ни с химерами, ни
с иными нереальными
4. Фантазии и фантазии во сне
Под фантазией подразумевается два различных явления, а именно: во-первых, фантазму и, во-вторых, воображающую деятельность.
Согласно традиционному
пониманию, сложившемуся в психологии
к началу нашего столетия, фантазия
– это способность создавать
новые образы (а так же воспроизводить
образы, сохраняющиеся в памяти).
Создание новых образов характеризует
творческую или продуктивную фантазию,
воспроизведение прежних – репродуктивную.
Как много раз указывалось в литературе,
между этими двумя формами фантазии нет
принципиальной разницы, а есть лишь количественное
различие, различие в степени и силе разных
процессов. При каждом воспроизведении
прежних образов привходят элементы творчества,
равным образом и в творческой фантазии
никогда не отсутствуют элементы воспроизведения
в качестве материала, которым располагает
творческая фантазия. Таким образом, различие
обеих форм сводится к тому, что, при психологической
их однородности, в первой форме доминируют
процессы воспроизведения, во второй –
творчества. При таком понимании фантазии
она не только является чисто интеллектуальной
функцией, но, в сущности, теснейшим образом
связан а с памятью, т.е. не является самостоятельной
психической функцией.
Основная же функция фантазии и ее основы
– воображения заключается в обслуживании
эмоциональной сферы: это второе положение
теории фантазии развивает первое, чтобы
понять самую функцию фантазии, ее в развитии
эмоциональной жизни, необходимо иметь
в виду основной закон эмоциональной сферы,
который может быть сформулирован как
закон двойного выражения чувств. Согласно
этому закону, всякое чувство ищет своего
выражения как в телесной, так и в психической
сфере: оба эти выражения чувства взаимно
независимы и неустранимы, подавление
одного из них влечет за собой ослабление
чувства вообще. Что касается телесного
выражения чувства следует разуметь ту
психическую работу, которая непосредственно
примыкает к переживанию чувства и смысл
которой заключается в том, чтобы сделать
более ясным содержание чувства и тем
закрепит его в системе душевной жизни.
Это осуществляется благодаря образам,
которые всплывают в сознании и которые
служат средством психического выражения
чувства. Чувства, которые не могут найти
для себя “удачного” психического выражения
в образе, остаются как бы неосознанными
– как бы проходя сквозь душу и не оставляя
в ней никакого следа. Это особенно хорошо
может быть показано на судьбе высших
чувств, где такие случаи особенно часты:
неосознанное, “невыраженное” чувство,
в котором мы как бы стояли на пороге какого-то
откровения, уходит. Но если чувство находит
свое выражение в образе, то этот образ
становится столько же средством “уяснения”,
интеллектуализации чувства, сколько
средством психического влияния на личность.
Таким образом, работу фантазии можно
назвать “эмоциональным мышлением”,
которое может быть противопоставлено
познавательному мышлению. Если познавательное
мышление перерабатывает материал восприятии
в мысли, из которых складывается “истина”
или правильное знание, то фантазия, перерабатывая
материал эмоционального опыта, способствует
или нацелена на усвоение и выражение
идеалов. Этот понимание фантазии позволяет
глубже проникнуть в природу и сущность
фантазийных форм, как неотъемлемого элемента
игровой деятельности, как у детей, так
и у взрослых.
Информация о работе Мечты, грезы, фантазии - особый вид воображения