Мечты, грезы, фантазии - особый вид воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:41, реферат

Краткое описание

Я думаю, что тема реферата довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.
Понятие и виды воображения………………………………….…………стр.
Мечта и грезы- особые виды воображения сходства и различия…….стр.
Фантазии и фантазии во сне……………………………………………. стр.
Возрастные особенности воображения детей и подростков………….. стр.
Заключение……………………………………………………………….. стр.
Список используемой литературы……………………………………….стр.

Файлы: 1 файл

Мечты, грезы, фантазии- особый вид воображения. РЕФЕРАТ.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

 

 

 

 

Мечты, грезы, фантазии-

особые виды воображения

 

 

 

 

Реферат по психологии

студентки I курса дневного отделения

Направления «Педагогическое образование»

(профили: «Информатика,  Иностранный  язык»)

Загидуллина (Загидуллиной) Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2011

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………стр.
  2. Понятие и виды воображения………………………………….…………стр.
  3. Мечта и грезы- особые виды воображения сходства и различия…….стр.
  4. Фантазии и фантазии во сне……………………………………………. стр.
  5. Возрастные особенности воображения детей и подростков………….. стр.
  6. Заключение……………………………………………………………….. стр.

Список используемой литературы……………………………………….стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Я думаю, что тема реферата довольно актуальна в нашем обществе, так как наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек  отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных  сочетаниях и связях. Воображение  преобразует действительность и  создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с  мышлением, поэтому способно активно  преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение  связано со всеми сторонами психической  деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

 

 

 

2. Понятие и  виды воображения

Образы, которыми оперирует  человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и  явления. Содержанием образов может  стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины  далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы  реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается  под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует  действительности и, что таким образом  не имеет никакого практического  значения. На деле же воображение как  основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая  возможным художественное, научное  и техническое творчество.

Посредством ощущений, восприятия и мышления человек отражает реальные свойства объектов окружающей действительности и поступает в соответствии с  ними в конкретной ситуации. Посредством  памяти он использует свой прошлый  опыт. Но поведение человека может  определяться не только актуальными  или прошлыми свойствами ситуации, но и теми, которые могут быть ей присущи в будущем. Благодаря  такой способности в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены  в конкретные объекты. Способность  отражать будущее и действовать  согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.

Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Посредством воображения  создаются образы, никогда в целом  не принимавшиеся человеком в  действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.

Воображение и мышление —  процессы близкие по своей структуре  и функциям. Л. С. Выготский называл  их “чрезвычайно родственными”, отмечая  общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение  он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек  использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление  о возможном решении укрепляют  мотивацию поиска, и определяет его  направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем  больше в ней неизвестного, тем  значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при  неполных исходных данных, поскольку  дополняет их продуктами собственного творчества.

Глубокая взаимосвязь  существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в  том, что при возникновении в  сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет  избегать нежелательных воздействий  и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это  законом “эмоциональной реальности воображения”

Например, человеку надо переправиться  на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать  более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или  к которому стремится, служат образцами  для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного  развития.

Виды воображения

Существуют различные  виды воображения.  По степени активности воображение может быть пассивным и активным.

Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

Продуктивное

Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много  нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что  не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное

Репродуктивное — это  воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.

Галлюцинации

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененным (не нормальным) состоянием сознания человека. Эти состояния могут возникнуть по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ  типа наркотиков, алкоголя и т.п.

Мечты

Мечты — это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более  или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты  как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни  еще впереди.

Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и  деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет  намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без  воображения, без умения строить  новый образ. Причем мечта - это такой  процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а  в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин - образ творческого воображения  Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот  герои «Алых парусов» А. Грина - мечта  писателя о людях, какими бы он хотел  их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью  человека является та мечта, которая  живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит  прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как  мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.

Грезы

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы  занимают промежуточное положение  между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит  в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - героя повести  Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов  пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой  от необходимости что-то делать: вот  он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно  мысли занесли его бог знает  куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом  огромнейший дом с таким высоким  бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером  чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»

Сновидения

Особый интерес всегда представляли и до сих пор представляют сновидения. В настоящее время  склоняются к тому, что в сновидениях  могут отражаться процессы обработки  информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально  связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Произвольное и непроизвольное воображение

Воображение различным образом  связано с волей человека, на основании  чего выделяются произвольное и непроизвольное воображение. Если образы создаются  при ослабленной деятельности сознания, воображение именуется непроизвольным. Оно имеет место в полудремотном состоянии или во сне, а также при некоторых расстройствах сознания. Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов. Активность и произвольность воображения могут сочетаться различными способами. Примером произвольного пассивного воображения являются грезы, когда человек преднамеренно предается думам о том, что вряд ли когда-нибудь осуществиться. Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.

Информация о работе Мечты, грезы, фантазии - особый вид воображения