Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 05:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить от каких личностных черт зависит продуцирование лжи.
Были поставлены следующие задачи:
1- Во-первых, проанализировать ложь ,изучить виды лжи;
2- Во-вторых, изучить факторную теорию Ганса Айзенка;
3- В-третьих, соотнести виды лжи и личностные черты.
Объект- ложь как психологический феномен.
7. Люди, говорящие неправду, стараются использовать “обтекаемые” слова -например, “я не брал этого”.
8. Говорящие неправду люди стараются убедить противную сторону в своей невиновности, тогда как лгущие обычно ведут себя пассивно.
9. Непоследовательность в утверждениях относится к одним из лучших показателей лживости.
10. Говорящие правду стараются отвечать на вопросы прямо, лгуны же
пытаются ответить на трудный вопрос косвенно.
Невербальные признаки.
1. Знаки - это сигналы, значение которых совершенно ясно. Например, кивок головы. В некоторых случаях обмана подобные знаки бывают не доведены до конца, резко обрываются подозреваемым.
2. Жесты. Люди, говорящие неправду, часто используют жесты, казалось бы
не к месту.
3. Непроизвольные навыки - незамечаемые самим человеком привычки, например, касаться мочки уха, поглаживать волосы... В период стресса эти навыки становятся более заметными.
4. Стресс обычно проявляется в учащенном дыхании, которое часто может свидетельствовать о намеренной лжи.
5. Трудноуловимые, быстроисчезающие (в доли секунды) изменения в выражении лица часто свидетельствуют о скрытом эмоциональном возбуждении.[3]
Признаки обнаружения лжи, обусловленные вегетативной нервной системой
Вегетативная нервная система (ВНС) также производит в организме определенные изменения, заметные в случае возникновения эмоций: изменения частоты и глубины дыхания, частоты сглатывания, интенсивности потоотделения... Эти изменения, сопровождающие возникновение эмоций, происходят непроизвольно, их очень трудно подавить, и по этой причине они являются вполне надежными признаками обмана.
Изменения ВНС не всегда одинаковы, а, напротив, специфичны для каждой эмоции. Это может оказаться очень важным при обнаружении лжи. Благодаря этому верификатор может обнаружить руководствуясь лишь зрением и слухом, не только то, испытывает ли подозреваемый эмоции, но и какие именно эмоции он испытывает - страх или гнев, отвращение или грусть.
В результате исследований П. Экманом были получены внушительные данные в пользу того, что деятельность ВНС не является одинаковой для всех эмоций.[58] Изменения скорости сердечных сокращений, температуры кожи и потоотделения (в экспериментах П. Экмана измерялись только эти показатели) различны при разных эмоциях. Например, когда движения мышц на лицах актеров соответствовали мимике гнева или страха (актеров просили не изобразить эти эмоции, а лишь совершить определенные действия мышцами лица), их сердца в обоих случаях бились чаще, но температура кожи изменялась по-разному. Кожа становилась горячей от гнева и холодела от страха.
Пока неизвестно, можно ли различать эмоции только по видимым и слышимым признакам деятельности ВНС, а также каким образом признаки конкретных эмоций могут помочь определить, правду говорит человек или лжет?
Изменения в дыхании и потоотделении,
учащенное сглатывание вследствие сильной
сухости во рту являются признаками сильных
эмоций, и, вероятно, в будущем по характеру таких изменений можно будет установить,
каких именно. Но можно сказать наверняка,
эти признаки могут свидетельствовать
о наличии скрываемой информации, указывать,
что человек плохо продумал линию поведения,
или свидетельствовать об эмоциях, которые
данной линии поведения не соответствуют.[http://antey-
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
На основании теоретического анализа результатов ложь как психологический феномен имеет следующие особенности возникновения и проявления:
1. Ложь - воздействие, направленное на адресата (объекта) лжи, осуществляемое через коммуникацию путем создания определенной реальности в зоне ориентации объекта лжи.
2. Формы лжи: пассивная - умолчание; активная - искажение.
3. Цели лжи: формирование отношения адресата лжи к чему-либо, кому-либо; воздействие на поведение, состояние, устойчивые характеристики адресата лжи.
4. Мотивы лжи: стремление добиться
личных или социальных
5. Существуют вербальные и неверб
Глава 2.Исследование взаимосвязи психологических черт личности и способностей к эффективному продуцированию и распознаванию лжи.
2.1 Факторная теория личности Ганса Юрина Айзенка
Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком.
Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.
Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности.
Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, Г.Ю. Айзенк в своей теории пытается показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм.
Айзенк считает, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность других психологов факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.
Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории. Айзенк убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью.
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.
Второй уровень – это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.
Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения»
Четвертый, высший уровень организации поведения, – это уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.[7]
Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Второй критерий – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Третье – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора – это его социальная уместность, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям.
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (E) и нейротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип – психотизм – (P). Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности
Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность – на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом – сильное «супер-Я».
Все три суперфактора – экстраверсия, нейротизм и психотизм – в большой степени зависят от генетических факторов. Айзенк утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти – условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру. Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.
Каждый тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека.
Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
Показатель «Интроверсия – Экстраверсия»
характеризует индивидуально-психологическую
ориентацию человека либо (преимущественно)
на мир внешних объектов (экстраверсия),
либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).
Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность,
гибкость поведения, большая инициативность
(но малая настойчивость) и высокая социальная
адаптированность.[ http://bookap.info/genpsy/
Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Интровертам присущи – необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности.