Личность педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Положение о важной, определяющей роли педагога-психолога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Оглавление

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога-психолога ..…………….4
3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....6
4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...7
5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………8
6. Заключение. …………………………………………………………………16
7. Список литературы. ………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

(Личность педагога-психолога).190421.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Обобщенный  анализ результатов диагностики  степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки

                                                    14

    заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в

    самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти   негативные   показатели   отражают   социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы.  И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. 
      В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

  • гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении  и самоактуализации,  преобладание интернальности  над экстернальностью;
  • профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;
  • профессионально  важные  качества:  социальный  интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;
  • психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

      Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным условием  достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое

                                                           15

взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического  взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий  и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности  педагога является  личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

4. Анализ   содержания   профессионально-педагогической деятельности позволяет выделить три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые    задачи, профессионально-педагогические умения.

5 Утверждение  личностно ориентированного обучения  в системе профессионального  образования предъявляет к педагогу  новые требования. Важным условием  становления педагога-фасилитатора  и инноватора становится развитие  ключевых квалификаций и компетенций.

Заключение.

      Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога-психолога не совсем обычная. Они заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать

    работают  с "живым материалом", порча  которого приравнивается почти к  катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

    Педагогическое  мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что  именно любовь к детям следует  считать важнейшей личностной и  профессиональной чертой педагога, без

чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.             

                                                        16

    Подчеркнем  также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет  до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает  учитель.  

    Профессия педагога-психолога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

    Что же должно быть объектом осознания  педагога-психолога в плане его профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать  учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

            
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                 
 
 
 

                                                        17 
 

Список  литературы.

1. Зеер Э.Ф.  Психология личностно ориентированного  профессионального образования.  Екатеринбург, 2000.

                                                                                                                                                                                                       2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

                                                                                                                                                                            3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

                                                                                                                                                                                         4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

                                                                                                                                                               5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         18

Информация о работе Личность педагога-психолога