Личность педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Положение о важной, определяющей роли педагога-психолога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Оглавление

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога-психолога ..…………….4
3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....6
4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...7
5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………8
6. Заключение. …………………………………………………………………16
7. Список литературы. ………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

(Личность педагога-психолога).190421.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Ниже  приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

    1.Социально-психологическая направленность. 
Тип педагогической центрации:

  • конформная,
  • эгоцентрическая,
  • гуманистическая,
  • авторитарная,
  • на интересах родителей,
  • методическая.

    2.Профессиональная  компетентность. 
2.1 .Педагогическая компетентность. 
2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная  компетентность:

  • социально-коммуникативная адаптивность,
  • стремление к согласию,
  • нетерпимость к неопределенности,
  • избегание неудач,

    •   фрустрационная толерантность.

    3.Педагогически  значимые качества. 
3.1 .Логическое мышление.

3.2.Творческий  потенциал. 

                                                          8

3.3. Эмпатия.

  • сопереживание,
  • действенная эмпатия. 
    З.4.Субъективный контроль:
  • интернальность,
  • экстернальность.

3.5. Социальный  интеллект.

    4.Педагогически нежелательные качества. 
4.1.Ригидность.

4.2.Авторитарность.

4.3.Демонстративность.

    5. Педантичность.

    Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

    Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.

      Высокий уровень сформированности  этих умений отмечают у себя 78,5 % 
исследуемых.

    73 % педагогов-психологов отмечают у себя достаточную сформированность организационно-методических умений по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся.

    66,7 % исследуемых оценивают высокую выраженность у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения по определению

                                                         9

    конкретных  целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

    Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а также умения по педагогической режиссуре. Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи (умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

    Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность  по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

    Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

    Только  половина педагогов-психологов обнаруживает у себя профессионально-технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

    Особо следует отметить низкий уровень  производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

    Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

                                                        10                                                                                                       

    Анализ  подтвердил полученные данные о недостаточном  уровне

    профессиональной  компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать  умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

    С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

    Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

    1) высокий уровень компетентности  и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

    2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических  и методических задач; 

    3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

    4) низкий уровень психолого-педагогических  знаний и умений, необходимых  для реализации развивающей функции  педагога профессиональной школы.                     

    Следующим компонентом личности педагога-психолога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

    Наиболее  ярко выражено у педагогов такое  качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться  в межличностных отношениях, в  изменяющихся ситуациях общения, устанавливать  общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки,

                                                         11

    прогнозировать  поведение и поступки окружающих, "прочитывать" человека по 
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

      На втором месте по степени  сформированности стоит эмоциональная  отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

      Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

       Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

          Следующий ранг по степени  убывания сформированности имеет  качество "совестливость" (65 %), которое  характеризует способность личности  к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде

                                                                 12

    внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

           Далее по степени выраженности  следует социально-профессиональная  ответственность (64 %), характеризующая  стремление и умение оценивать  свое поведение и деятельность  с точки зрения пользы или  вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

          Отчетливо выражена у педагогов  способность к волевому воздействию  (63 %). Это качество включает в  себя осознание цели, действий, принятие  взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

    Близка  по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется  в решении задач, интегрирует  в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

           В меньшей степени выражена  сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление  деятельности, которая не является  строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором,  сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

    Качество "доминантность" имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует  об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их

                                                       13            

    неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится  к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

    Педагогически значимое качество "эмоциональная  устойчивость" имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует  степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром "эмоционального выгорания".

    Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Информация о работе Личность педагога-психолога