Личность и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – показать необходимость взаимодействия человека и организационного окружения для управления организацией.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие личности;
- установить активность личности. Связь личности с деятельностью;
- рассмотреть личность человека в организации;
- показать взаимодействие человека и организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Понятие личности 5
1.2 Активность личности. Связь личности с деятельностью 9
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 13
2.1 Личность человека в организации 13
2.2 Взаимодействие человека и организации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

10105.Личность и организация.doc

— 134.50 Кб (Скачать)




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

 

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  5

1.1 Понятие личности          5

1.2 Активность личности. Связь личности с деятельностью    9

 

2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В  ОРГАНИЗАЦИИ  13

2.1 Личность человека в организации              13

2.2 Взаимодействие человека и организации             19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  25

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ            27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В российском обществе традиционно игнорируется вопрос о правильном применении человеком своих способностей. Люди часто занимаются не своим делом, что в итоге отражается негативно как на них, так и на результатах их деятельности. Оказавшись на работе, специфика которой не соответствует сильным сторонам его характера, человек рискует превратиться в неудачника или обрести репутацию дилетанта.

Поэтому, определяя для  себя сферу деятельности, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности  и направлять их в нужное русло.

Правильное определение  типа личности дает человеку ключ к  пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз деловой карьеры.

Личность выступает  объектом целого ряда наук и, являясь  сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Личность – это  социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.

Таким образом, актуальность этой темы можно определить тем, что в современной системе управления проблеме эффективного взаимодействия  человека и организационного окружения уделяется недостаточное внимание. А ведь это позволяет изучить человеческий потенциал организации, т.к. определение потенциала, близкого к реальности, способствует успешному выживанию организации в долгосрочной перспективе и в динамично меняющемся окружении.

Цель исследования – показать необходимость взаимодействия человека и организационного окружения для управления организацией.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие личности;

- установить активность личности. Связь личности с деятельностью;

- рассмотреть личность человека в организации;

- показать взаимодействие человека и организации.

В соответствие с этим объектом исследования является взаимодействие человека и организационного окружения. Предметом – человек и его отношения с другими людьми в организации.

Информационной базой  данной работы послужили работы таких  авторов, как Зайцев Л. Г., Соколова М. И., Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О.. и других авторов.

 

1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие личности

 

Личность - понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям в множестве различных теорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории.1

Личность – системное  качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Это взаимодействие протекает  в двух ведущих формах – общении  и совместной деятельности.

В структуре проявлений личности выделяется три главных  компонента.

- индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.

- персона – социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.

- индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.

К ключевым признакам личности (системообразующие) следует отнести:

- эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.

- активность – характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

- саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).

- побуждение – мотивационный компонент характера.2

Одна из системных  характеристик личности – направленность – это совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих  смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. В данной характеристике можно выделить две фундаментальные взаимосвязанные потребности:

а) быть личностью (потребность персонализации) – обеспечивает активное включение в социальные связи и обусловлена этими связями, общественными отношениями.

б) в самореализации –  проявляется в стремлении реализовать  свой жизненный потенциал (способности, задатки, запас жизненной энергии).

В состав направленности входит «Я-концепция». Психологический  термин «Я» в русском языке  неоднозначен. С одной стороны, «Я» – это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное «Я» человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав «Я» человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет «Я»-концепцию личности. Это своеобразная психология и философия собственного «Я». В соответствии со своей «Я»-концепцией человек и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект «Я» называется самооценкой.

По данным исследований (Тейлор, 1994), люди с высокой самооценкой  думают о себе хорошо, ставят перед  собой соответствующие цели, принимают  во внимание мнения других людей для  увеличения своих успехов, хорошо справляются  с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей  самооценке каждый человек имеет  специфические, парциальные, оценки своих  способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может  иметь высокую самооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами «Я»-концепции (Франза, 1996 ). Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую «Я»-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. «Я»-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, является менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки, а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высокая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом высокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя. Другим детерминантом уровня самооценки, по-видимому, может быть способ, посредством которого индивид «организует» позитивную и негативную информацию о себе в памяти. Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь - как это знание о себе «организовано». Некоторые индивиды проявляют тенденцию подразделять информацию о себе на отдельные позитивные и негативные категории («Я хороший» и, наоборот, «Я нехороший»).3

Другие же имеют обыкновение формировать ментальные категории, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной информации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей «Я»-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты «Я» являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в конце концов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из «Я»-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты «Я» кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты «Я».

1.2 Активность личности. Связь личности с деятельностью

 

Основной источник активности личности - это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и  именно потребности заставляют действовать  человека.

Потребность - это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование  человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это  потребность в; словесном общении  с другими людьми, в знаниях  культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет  потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние  человека (если только он не спит) - активное, деятельное.

Активность бывает внешней (движение, мышечные усилия) и внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность - активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает материальные условия жизни для себя - жилище, одежду, пищу.4

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

Своей деятельностью  человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Для всякой деятельности необходимы психические процессы. А это внимание, память, мышление, воображение.

С другой стороны все  эти психические процессы формируются  и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических  процессов и деятельности.

Таким образом, различают три основных вида деятельности учебную, трудовую и игровую.

Они отличаются друг от друга по результатам, мотивам и организациям.

Труд - основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская  и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность - ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом - напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования  и последующей трудовой деятельности.

Информация о работе Личность и организация