Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:12, реферат
Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность". Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.
1. Личность и индивид…………………………………………………….1
2. Акмеология……………………………………………………………...2
3. Общая характеристика взрослости и зрелости………………………3
4. Особенности психофизиологического развития взрослых…………….9
5. Тестовое задание………………………………………………………12
6. Литература……………………………………………………………..15
Зрелый возраст
можно назвать возрастом
В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этого слова. Зрелое поколение составляет основу общества.
Окончательно определяются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими и довольно полными, а главное, проверенными жизнью.
Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальными развитием физических и умственных сил, основательностью навыков, чувством долга и сохранившимся молодым задором, высокой чувствительностью к общественной оценке и духом соревнования [6].
Со взрослостью принято
связывать такие новые
- умение брать на себя ответственность;
- стремление к власти, инициатива и организаторские способности;
- способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
- самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность;
- склонность к философским обобщениям;
- защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
- способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
- формирование индивидуального жизненного стиля;
- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
- реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
- стабилизация системы социальных ролей и др. [7].
Тестовое задание.
1. Личность – это:
а) человек разумный
б) системное социальное качество индивида
в) особь принадлежащая к человеческому роду.
2. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют:
а) акмеология
б) педология
в) геронтология
а) Маслоу А.Г.
б) Ананьев Б.Г.
в) Рыбников Н.А.
4. Как в акмеологии
называются вершины, на
а) созревание
б) зрелость
в) оптимум
5. Взрослость соотносят с возрастом:
а) 18-60
б) 20-40
в) 30-60
6. Французский психолог Э.Клапаред охарактеризовал зрелость как состояние психической
а) «окаменелости»
б) «одарённости»
в) «буйности»
7. Взрослость ориентируется на:
а) прошлое
б) будущее
в) настоящее
8. Сколько типов поведения во взрослом возрасте по отношении к времени своей жизни выделяет В.И. Ковалёв:
а) пять
б) четыре
в) три
9. Стихийно-обыденный тип – это
а) личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление;
б) личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия;
в) личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;
10. созерцательно-пролонгированный тип - это
а) личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;
б) у такого человека отсутствует «жизненная линия»;
в) творчески овладевает временем;
11. Чувство времени взрослого человека:
а) будущее неограниченное
б) будущее приобретает границу
в) будущего нет
12. Юнг считал, что в период взрослости:
а) "судьба приходит изнутри"
б) человек обретает "доминирующий основной склад"
в) человек постепенно высвобождаем из плена собственного «Я»
13. Основная жизненная
потребность в взрослом
а) потребность в знаниях
б) потребность в труде
в) потребность в общении
14. Ответственность – это
а) побуждения и желания, мотивов субъекта
б) устойчивость к воздействию социальной среды
в) добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований в границах и формах, определяемых самим субъектом
15. Взрослые переживают чувство, которое условно можно назвать:
а) «ходить по острию ножа»
б) романтизм
в) «острая радость жизни»
16. Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды:
а) подъёмов функций
б) спадов функций
в) стабилизации функций
г) всех перечисленных функций
17. Сколько макропериодов
в интеллектуальном развитии
взрослых выделяет Е.И.
а) три
б) четыре
в) пять
18. Что является внутренним фактором интеллекта:
а) память
б) образование
в) одарённость
19. Оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст:
а) 20-25 лет
б) 35-45 лет
в) 40-55 лет
20. Личностные характеристики взрослости:
а) любознательность, самоутверждение, поиск новых впечатлений, сексуальность
б) ответственность, стремление к власти, целеустремлённость, стабилизация системы социальных ролей
в) самопознание, инициативность, эгоцентричность, профессиональное самоопределение
Литература:
1. Жизнь как творчество (социально-психологический
анализ). - Киев, 1985.
2. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.
- Калуга, 1994.
3. Общая психология и психология личности,
учебник для вузов под
редакцией А.А. Реана, Санкт-Петербург, 2009
4.
http://svitk.ru/004 book book/7b/1817; 21/02/2010
5. www.acmeology.ru; 31/01/2010
6. demon-snk.narod.ru/…/psych/
7. darya.livejournal.com/41651.
8. www.psyinst.ru/library.php?