Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:12, реферат
Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность". Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.
1. Личность и индивид…………………………………………………….1
2. Акмеология……………………………………………………………...2
3. Общая характеристика взрослости и зрелости………………………3
4. Особенности психофизиологического развития взрослых…………….9
5. Тестовое задание………………………………………………………12
6. Литература……………………………………………………………..15
Но появление линии жизненного горизонта не означает, что взрослая личность начинает готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные горизонты в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов [7].
К. Г. Юнг считал, что взрослый человек постепенно высвобождаем из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Освобождения из плена «Я» достигает не всякий взрослый, но оно позволяет личности действительно развиваться в признанный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собственным кризисом и остается "великовозрастным инфантилом", тот проигрывает в глазах молодого поколения, в первую очередь, собственных детей.
Молодежь достаточно тонко чувствует эту важнейшую ценность взрослости - "подлинность" взрослого человека, его способность сохранять свою "самость" при столкновении с любыми препятствиями и проблемами, последовательно воплощать в жизнь свой личностный стиль.
В период взрослости в распоряжении
человека находятся все силы, все
аспекты психики. Слова Х. Кюнкеля
о том, что "судьба приходит изнутри"
как нельзя лучше выражает основной
смысл этой фазы жизни. Человек, развивающийся
последовательно, достигает к середине
50-х годов своей второй творческой
кульминации. Он способен к обобщению
и критическому осмыслению собственного
опыта и у него еще достаточно
жизненных сил, чтобы привнести
этот опыт в свою деятельность. В
это время личности нужен коллектив,
последователи, ученики, "слушатели-адепты",
взрослая зрелая личность стремится
к руководству, к организации, к
власти.
Б. Ливехуд [2] считает, что к взрослому
возрасту человек обретает "доминирующий
основной склад", афористически определяя
его как "тональность, в которой пишется
личная биография". А по сути, имея в
виду жизненную направленность, определяемую
всем предшествующим психическим развитием,
в том числе, внешними обстоятельствами
жизни, социально-культурными факторами,
семейным укладом, в котором воспитывался
человек, профессиональным выбором, уровнем
общественной активности и т.д. (или тип
личности). Это - своеобразная склонность
строить и проживать жизнь именно таким
образом и находить в этом переживание
истинности, ценностности, осмысленности
своего жизненного пути и удовлетворение
от жизни [8].
Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. Эти качества труда делают его важнейшей основой жизненной перспективы личности взрослого человека.
Взрослая личность
слита со своим трудом, а профессиональная
мотивация, постоянный интерес
к работе не позволяют
Инициатива представляет
собой опережающую внешние
Ответственность — это добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и формах, определяемых самим субъектом [7]. Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого возраста. На ответственный поступок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал свою единственность и неповторимость. Именно с ответственностью перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования. С ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность её самоактуализации [3].
Для взрослой личности характерно стремление воплотить себя в жизни, в чем-то непреходящем, человечески-ценном, общественно значимом (совершенно неслучайно русская пословица рекомендует в качестве обязательного для взрослого человека — «посадить дерево, построить дом и вырастить сына»).
Это проявляется в потребности
расширить границы своего индивидуального
бытия, объективировать себя в
формах, неподвластных течению времени,
сделать свою жизнь более интенсивной
в настоящем. Взрослому возрасту
свойственна продуктивность - то есть
возможность творческого
Совершая индивидуальные экскурсы "внутрь своего возраста", человек учится находить в нем положительное, правильное, достойное, ценностное, он начинает лучше понимать себя, возвращаясь рефлексивно в собственное прошлое. Вот как пишет об этом Ш. Кабрера в книге "Информация к размышлению": "С возрастом я перестаю скрывать свои годы. Если меня спросят об этом в 30 лет - мне будет 30. Возникнет ли этот вопрос в 45, я признаюсь, что мне 45. Ибо, какой год я могу вычеркнуть из своей жизни? Тот, в котором родились мой сын или дочь?… Или тот, когда я в первый раз влюбилась?… Может, отказаться от какого-нибудь менее удачного? Как тот, когда я слегла с воспалением легких. Или один из тех печальных лет, когда кому-то из близких было сказано последнее прости? Можно было бы вычеркнуть какой-то на первый взгляд незначительный год. Год, когда я увидела падающую звезду? Или тот, который я провела не в водовороте событий, а просто - довольной жизнью? Нет, думаю, что сохраню их все - хорошие, плохие и не особо запомнившиеся, не вычеркну ни одного - ни счастливого, ни несчастливого…Отказаться от какого-либо - значит, отказаться от самой себя. Потому что только сложенные все вместе они составляют мою жизнь". Переживание "мойности" жизни (мы образуем это слово по аналогии с известным термином "яйность") взрослый человек очень ценит и стремится к представлению для других (в том числе детей, последователей и т.д.) собственной жизни как значимого явления. Это находит выражение в представлениях о том, что нужно стремиться "быть самим собой", "постараться себя не терять", "сохранить индивидуальность", "иметь принципы", "не бояться жизнь переменить", "делать, как должно, и будь, что будет" и т.п.
Взрослые иногда переживают чувство, которое условно можно назвать "острая радость жизни" - счастье от того, что ты есть, что тебе дарована жизнь, что каждое жизненное мгновение – твое [8]. Это "счастье жить" может находить свое выражение в заполняющей всю человеческую сущность радости даже от каких-то простейших, обыденных ее проявлений: от рассвета, от морозного утра, от тополиного пуха, от запаха свежего хлеба, от летней грозы, от улыбки незнакомого человека на улице…
Ценность этих "простых радостей жизни", очень точно передают следующие строки М. Кольцова:
Очень хочется жить:
Когда во дворе идет бессменный и тусклый
дождь;
Когда вспоминают о смерти детей;
Когда в соседнем доме играет кто-то на
рояле;
Когда бабы в платках крикливо торгуют
на бульваре цветами;
Когда возвращаешься ночью из театра через
сонный и грустный город;
Когда строят дом и кругом пахнет известью,
свежим деревом и горячим асфальтом;
Когда к жесткой, окоченелой, хмурой земле
подкрадывается весна и
Знаешь, что это будет еще не раз, всегда,
всегда…
Особенности психофизиологического развития взрослых
Наиболее крупные
систематические комплексные
Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. При этом стационарное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики.
На ранних этапах зрелости в 18-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека.
Например, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов.
Исследование функции внимания показало, что объем, переключение, и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно.
Наиболее высокие показатели кратковременной - вербальной памяти отмечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения - в возрасте 33-40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям.
Как показали исследования Б.Г.Ананьева, в процессе онтогенетичес- кого развития выделяются две фазы:
Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста).
На второй фазе эволюция функции сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости.
Если на первой
фазе развития в качестве главного
механизма выступает функционал
Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект. Развитие интеллекта определяется двумя факторами:
•внутренним фактором - является одаренность. У более одаренных интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных.
•внешним фактором - является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам.
Е.И.Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: I период - от 18 до 25 лет, II - 26-35 лет, III - 36-40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в I макропериоде, во II и III отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом, на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости.
В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии, науке, политике - в 40-55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов.
Таким образом, на примере творческой активности прослеживаете непрерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта.
В период ранней взрослости строится собственный образ жизни и происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности.
В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей.
Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структурам мойных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста, когда отмечаете пик наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, авторитета.