Личность и индивид

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:12, реферат

Краткое описание

Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность". Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.

Оглавление

1. Личность и индивид…………………………………………………….1
2. Акмеология……………………………………………………………...2
3. Общая характеристика взрослости и зрелости………………………3
4. Особенности психофизиологического развития взрослых…………….9
5. Тестовое задание………………………………………………………12
6. Литература……………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат взрослость.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

Но появление линии  жизненного горизонта не означает, что взрослая личность начинает готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные горизонты  в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов [7].

К. Г. Юнг считал, что взрослый человек постепенно высвобождаем из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Освобождения из плена «Я» достигает не всякий взрослый, но оно позволяет личности действительно развиваться в признанный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собственным кризисом и остается "великовозрастным инфантилом", тот проигрывает в глазах молодого поколения, в первую очередь, собственных детей.

Молодежь достаточно тонко чувствует эту важнейшую ценность взрослости - "подлинность" взрослого человека, его способность сохранять свою "самость" при столкновении с любыми препятствиями и проблемами, последовательно воплощать в жизнь свой личностный стиль.

В период взрослости в распоряжении человека находятся все силы, все  аспекты психики. Слова Х. Кюнкеля  о том, что "судьба приходит изнутри" как нельзя лучше выражает основной смысл этой фазы жизни. Человек, развивающийся  последовательно, достигает к середине 50-х годов своей второй творческой кульминации. Он способен к обобщению  и критическому осмыслению собственного опыта и у него еще достаточно жизненных сил, чтобы привнести  этот опыт в свою деятельность. В  это время личности нужен коллектив, последователи, ученики, "слушатели-адепты", взрослая зрелая личность стремится  к руководству, к организации, к  власти.  
Б. Ливехуд [2] считает, что к взрослому возрасту человек обретает "доминирующий основной склад", афористически определяя его как "тональность, в которой пишется личная биография". А по сути, имея в виду жизненную направленность, определяемую всем предшествующим психическим развитием, в том числе, внешними обстоятельствами жизни, социально-культурными факторами, семейным укладом, в котором воспитывался человек, профессиональным выбором, уровнем общественной активности и т.д. (или тип личности). Это - своеобразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образом и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмысленности своего жизненного пути и удовлетворение от жизни [8].

 Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. Эти качества труда делают его важнейшей основой жизненной перспективы личности взрослого человека.

 Взрослая личность  слита со своим трудом, а профессиональная  мотивация, постоянный интерес  к работе не позволяют отключаться  от нее ни на минуту. Профессиональная и социальная самореализация предполагает такие формы, как инициатива и ответственность.

Инициатива представляет собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к  ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в  интеллектуальной или практической сферах. Она обнаруживает себя в  начинаниях, предложениях, с которыми выступает человек, в его сверхнормативной активности. Именно поэтому инициативу часто связывают с творческими  интенциями личности. Инициатива всегда есть выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта.

Ответственность — это  добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и  формах, определяемых самим субъектом [7]. Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого возраста. На ответственный поступок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал свою единственность и неповторимость. Именно с ответственностью перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования. С ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность её самоактуализации [3].

Для взрослой личности характерно стремление воплотить себя в жизни, в чем-то непреходящем, человечески-ценном, общественно значимом (совершенно неслучайно русская пословица рекомендует  в качестве обязательного для  взрослого человека — «посадить  дерево, построить дом и вырастить  сына»).

Это проявляется в потребности  расширить границы своего индивидуального  бытия,  объективировать себя в  формах, неподвластных течению времени, сделать свою жизнь более интенсивной  в настоящем. Взрослому возрасту свойственна продуктивность - то есть возможность творческого самовоплощения в многообразных продуктах своей  профессиональной и социальной активности. Личностная перспектива, открывающаяся  взрослому человеку, ведет к формированию индивидуального жизненного стиля - человек теперь сам решает, как  и на что он потратит жизнь, как  будет реализовывать в ней  себя, и его поведение приобретает  уникальность и своеобразие. Более  того, итоги и результаты своей  жизни человеку часто хочется  закрепить, поэтому иногда наблюдается  возврат к дневниковой форме  фиксации своих переживаний и  жизненных событий, причем с полуосознаваемым внутренним расчетом на то, что эти  записки прочтут потомки (они  и пишутся с учетом внешнего читателя, фактически, как мемуарная литература) [1].

Совершая индивидуальные экскурсы "внутрь своего возраста", человек учится находить в нем  положительное, правильное, достойное, ценностное, он начинает лучше понимать себя, возвращаясь рефлексивно в  собственное прошлое. Вот как  пишет об этом Ш. Кабрера в книге "Информация к размышлению": "С  возрастом я перестаю скрывать свои годы. Если меня спросят об этом в 30 лет - мне будет 30. Возникнет ли этот вопрос в 45, я признаюсь, что мне 45.  Ибо, какой год я могу вычеркнуть из своей жизни? Тот, в котором  родились мой сын или дочь?…  Или тот, когда я в первый раз  влюбилась?… Может, отказаться от какого-нибудь менее удачного? Как тот, когда  я слегла с воспалением легких. Или один из тех печальных лет, когда кому-то из близких было сказано  последнее прости? Можно было бы вычеркнуть какой-то на первый взгляд незначительный год. Год, когда я  увидела падающую звезду? Или тот, который я провела не в водовороте событий, а просто - довольной жизнью? Нет, думаю, что сохраню их все - хорошие, плохие и не особо запомнившиеся, не вычеркну ни одного - ни счастливого, ни несчастливого…Отказаться от какого-либо - значит, отказаться от самой себя. Потому что только сложенные все вместе они составляют мою жизнь". Переживание "мойности" жизни (мы образуем это слово по аналогии с известным термином "яйность") взрослый человек очень ценит и стремится к представлению для других (в том числе детей, последователей и т.д.) собственной жизни как значимого явления. Это находит выражение в представлениях о том, что нужно стремиться "быть самим собой", "постараться себя не терять", "сохранить индивидуальность", "иметь принципы", "не бояться жизнь переменить", "делать, как должно, и будь, что будет" и т.п.

Взрослые иногда переживают чувство, которое условно можно назвать "острая радость жизни" - счастье от того, что ты есть, что тебе дарована жизнь, что каждое жизненное мгновение – твое [8]. Это "счастье жить" может находить свое выражение в заполняющей всю человеческую сущность радости даже от каких-то простейших, обыденных ее проявлений: от  рассвета, от морозного утра, от  тополиного пуха, от запаха свежего хлеба, от летней грозы, от улыбки незнакомого человека на улице…

Ценность этих "простых  радостей жизни", очень точно передают следующие строки М. Кольцова:

Очень хочется жить:  
Когда во дворе идет бессменный и тусклый дождь;  
Когда вспоминают о смерти детей;  
Когда в соседнем доме играет кто-то на рояле;  
Когда бабы в платках крикливо торгуют на бульваре цветами;  
Когда возвращаешься ночью из театра через сонный и грустный город;  
Когда строят дом и кругом пахнет известью, свежим деревом и горячим асфальтом;  
Когда к жесткой, окоченелой, хмурой земле подкрадывается весна и  
Знаешь, что это будет еще не раз, всегда, всегда…   

 

 

 

 

 

Особенности психофизиологического развития взрослых

Наиболее крупные  систематические комплексные исследования этого периода человеческой жизни были организованы и проведены под руководством академика Б.Г.Ананьева.

Структура психофизиологического  развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. При этом стационарное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики.

На ранних этапах зрелости в 18-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека.

Например, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов.

Исследование  функции внимания показало, что объем, переключение, и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно.

Наиболее высокие  показатели кратковременной - вербальной памяти отмечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения - в возрасте 33-40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям.

Как показали исследования Б.Г.Ананьева, в процессе онтогенетичес-   кого развития выделяются две фазы:

Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста).

На  второй фазе эволюция функции сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости.

Если на первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный онтогенетический, то на второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности (Ананьев Б.Г., 1977). Достижение высоких уровней развития в зрелые годы, возможно, таким образом, благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. Так, например, у лиц водительских профессий острота зрения, поле прения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность.

Важнейшее значение в структуре развития периода  зрелости имеет интеллект. Развитие интеллекта определяется двумя факторами:

•внутренним фактором - является одаренность. У более одаренных  интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных.

•внешним фактором - является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам.

Е.И.Степанова  выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: I период - от 18 до 25 лет, II - 26-35 лет, III - 36-40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в I макропериоде, во II и III отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом, на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости.

В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии, науке, политике - в 40-55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов.

Таким образом, на примере творческой активности прослеживаете  непрерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта.

В период ранней взрослости строится собственный образ  жизни и происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности.

В период средней  взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей.

 Поздняя взрослость  характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структурам мойных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста, когда отмечаете пик наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, авторитета.

Информация о работе Личность и индивид