Личность и индивид

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 08:12, реферат

Краткое описание

Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность". Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.

Оглавление

1. Личность и индивид…………………………………………………….1
2. Акмеология……………………………………………………………...2
3. Общая характеристика взрослости и зрелости………………………3
4. Особенности психофизиологического развития взрослых…………….9
5. Тестовое задание………………………………………………………12
6. Литература……………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат взрослость.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

  1. Личность и индивид…………………………………………………….1
  2. Акмеология……………………………………………………………...2
  3. Общая характеристика взрослости и зрелости………………………3
  4. Особенности психофизиологического развития взрослых…………….9
  5. Тестовое задание………………………………………………………12
  6. Литература……………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность и  индивид.

Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой  сложнейший интегративный результат  биологического развития материи и  процесса общественного развития. Отечественный  психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность". Понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.

Индивид (от лат. individuum —  неделимое) — это психосоматическая  организация личности, делающая его  представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда  говорим о нем как о биологическом  существе вида "человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому  роду. По формулировке А.Г. Асмолова (2002), индивидные свойства человека можно рассматривать как предпосылки развития личности, а социально-исторический образ жизни человека – как источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в её результат.

Понимание личности Э. Фромом (1992), базируется на представлении о  том, что личность есть целостность  врождённых и приобретённых психических  свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным [3]. Личность — приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т.е. личностного развития: "личностью не рождаются, личностью становятся...". Личность относительно поздний продукт как общественно-исторического, так и онтогенетического развития человека.

Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Развитие человека в обществе и формирует  его как личность. Психологически зрелой личностью может считаться человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве главной черты достижения этого уровня развития отмечается возникновение у человека способности вести себя независимо от непосредственно воздействующих на него обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Именно развитие сознания отражает становление человека как личности.

Личность не может характеризоваться  развитием какой-либо одной из ее сторон — рациональной, эмоциональной  или волевой. Личность — это некая  нерасторжимая целостность всех ее сторон. Личность в широком понимании  вмещает в себя как отдельные  психические функции, так и физическую конституцию. Она составляет единство как в смысле интеграции психических  и соматических процессов, так и  в смысле постоянного осознания  самой себя во времени. Она является динамической системой, постоянно изменяющейся и развивающейся во времени, но, несмотря на это, она все равно представляет собой некое единство во всем его  многообразии. [4].

Акмеология.

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается  из детства, взрослости и старости.

За кругом наук, во взаимосвязях друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось  название педологии.

Науки, совокупно исследующие  старение и старость, образуют геронтологию.

А наука, предметом изучения которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта  наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических  областей научного знания. Она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости как индивида, как личности и как профессионала. Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны. Эти два термина описывают разную реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека [3].

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому  человеку достигать уровня = акме = (греч. - расцвет, вершина, высшая ступень чего-либо).

Термин "акмеология" был предложен Н.А. Рыбниковым в 1928г. для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора), а затем Б.Г. Ананьев и его последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др.,  термин = акме = включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз, на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих ей стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидуальном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

К настоящему времени, помимо общей акмеологии,  в связи  с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющего всегда многоаспектный характер, стали оформляться  такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и  др. [5].

 

Общая характеристика взрослости и зрелости.

В возрастной психологии взрослость традиционно рассматривалась  как стабильный период. Французский  психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической "окаменелости", когда прекращается процесс развития.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал её центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

По Э. Эриксону, зрелый человек  нуждается в том, чтобы быть нужным; зрелость нуждается в руководстве  и поощрении со стороны молодых, о которых необходимо заботиться. При этом, естественно, речь идет не только о собственных детях. Сам  по себе факт наличия детей или  даже желания иметь их еще «не  тянет» на генеративность.

Процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этапах которой выделяются сензитивные и критические моменты, природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива.

Этот период охватывает возраст от 18 до 55-60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений [5].

О взрослости очень хорошо написал Е. Евтушенко в "Уроках Братска":  
Сорокалетье - странная пора, когда еще ты молод и не молод  
и старики тебя понять не могут, и юность, чтоб понять, - не так мудра.  
Сорокалетье - страшная пора, когда измотан с жизнью в поединке  
и на ладони две-три золотинки, а вырытой пустой земли - гора.  
Сорокалетье - дивная пора, когда иную открывая прелесть,  
умна, почти как старость, наша зрелость, но эта зрелость вовсе не стара. 

Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма.

Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться —  достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечнососудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции  у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный  спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укоренённость в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45-60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

Большинство взрослых людей  обретают к 40 годам устойчивость в  жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение. Связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся  устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек  одновременно переживает и чувство  стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял  и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку (еще и  еще раз) «сделать жизнь» по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной. 
Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к просчетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается.

 Если молодость во  многом живет ориентацией на  будущее, ожиданием настоящей  жизни, которая начнется, как только... (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то должности и  т.д.), то взрослость в большей  степени ставит цели, касающиеся  именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи  здесь и теперь. Именно поэтому  многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала,  найти новые пути и средства  самоактуализации.

По отношении к времени  своей жизни, по В. И. Ковалеву, выделяется несколько типов поведения во взрослом возрасте:

1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсутствует «жизненная линия»;

3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;

4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгирование осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.

Взрослый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от груза  совершенных ошибок, нельзя в один миг сменить свои ценности на другие, нельзя мгновенно стать другим. Но взрослость дает возможность уже  привычное делать по-другому, вносить  новые смыслы в то, что стабильно  интересует, в то, что уже умеешь делать хорошо. Во взрослом возрасте отчетливо  видно, как достигнутый уровень  развития может стать источником, своеобразным трамплином для новых  витков развития.

Взрослого человека интересует очень много «ненасущного», не имеющего непосредственного отношения к  самореализации, карьере, поддержанию  существования. Его начинает интересовать «жизнь сама по себе» во всех ее многообразных  проявлениях; во взрослости появляется «вкус к жизни» как таковой, может  быть, даже «смакование жизни». Важно  и то, что зрелость увеличивает  долю самостоятельности и ответственности  в принятии жизненных решений, определении  жизненных стратегий. Теперь не другие люди решают, что хорошо или плохо  для человека, а он сам встраивается в ряды тех, у кого спрашивают совета, кто начинает сам определять, что  хорошо или плохо, полезно или  бесполезно, нужно или не нужно, и  несет ответственность за переданный опыт. Взрослый человек получает возможность  реализовать не только своей собственной  жизнью, но и жизнью других (детей, учеников, последователей) то, что он считает  правильным, истинным, обязательным к  исполнению. Обретенные им ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой  собственной жизни и тем самым  приобретают экзистенциальный характер. Все эти процессы связаны с  обретением нового чувства времени. Будущее, кажущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, «линию горизонта». На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет  свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек  менее активно стремится к  сильным изменениям в жизни или  ищет работу с постоянно меняющимся содержанием; наоборот, его больше интересуют виды деятельности, в которых можно  использовать накопленные знания, жизненный  опыт, профессиональную и житейскую  компетентность.

Информация о работе Личность и индивид