Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа
Цель: изучить роль культуры делового общения в процессе создания притягательного образа.
Задачи:
1) Рассмотреть сущность и структуру делового общения.
2) Изучить культуру делового общения.
3) Дать практические рекомендации использования делового общения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты создания притягательного образа…………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность имиджа, основные составляющие и особенности
его создания……………………………………………………………………5
1.2 Культура делового общения при создании
притягательного образа……………………………………………………….8
Глава 2 Практические аспекты создания притягательного образа………………………………………………………………………......14
2.1 Методы создания притягательного образа……………………………...14
2.2 Практические рекомендации использования
делового общения……………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………….......25
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми [5].
В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
3. Любезность,
доброжелательность и
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только
о себе). Внимание к окружающим должно
распространяться на сослуживцев, начальников
и подчиненных. Уважайте мнение других,
старайтесь понять, почему у них сложилась
та или иная точка зрения.
Всегда прислушивайтесь к критике и советам
коллег, начальства и подчиненных. Когда
кто-то ставит под сомнение качество вашей
работы, покажите, что цените соображения
и опыт других людей. Уверенность в себе
не должна мешать вам быть скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона [20].
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них Бороздина Г.В. выделяет следующие - убеждение, внушение, принуждение.
Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение - ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях [2].
Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность.
Точность. Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах.
Честность. Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.
Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.
Умение выслушать. Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.
Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами [18].
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.
Глава 2 Практические аспекты создания притягательного образа
2.1 Исследование особенностей восприятия аудиторией оратора
Было проведено исследование среди 38 человек в возрасте от 18до 22 лет. Все они являются студентами ЧГПУ им. И.Я.Яковлева факультета русской филологии. Цель данного исследования выявить основные показатели, на которые обращает внимание аудитория при восприятии публичного выступления. Опрашиваемым, предлагалось ответить, на что они обращают внимание, когда выступает докладчик в 1, 2, 3, 4 и 5 очереди и расположить следующие компоненты в порядке убывания:
Полученные результаты представлены на рис. 1
В результате проведенного исследования было выявлено, что среди опрашиваемых внешность оказалась на первом месте по значимости восприятия оратора на выступлении, на втором - манеры поведения, на третьем – невербальное общение, на четвертом – речь, на пятом – обратная связь с аудиторией.
Соответственно, при подготовке к публичному выступлению, оратор должен обратить внимание на внешний вид. Не стоит забывать об известном выражении: "По одежке встречают...". В нем емко схвачена роль одежды в социальном представлении человека. Одежда является наглядной многомерной информацией (например, о экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональной группе, отношении к окружающим людям). Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Очень важна манера ношения одежды. Можно иметь модную одежду, но не производить должного впечатления, ибо, прежде всего, следует знать, что носить. При выборе одежды нельзя не считаться со своими физическими данными. Кроме того, следует принимать во внимание ее функциональное предназначение: куда вы идете - на работу, в гости или на официальный прием.
рис. 1
Показатели, на которые обращает
внимание аудитория при
Следующими компонентами, на которые должен обратить внимание оратор при подготовке к публичному выступлению являются манеры поведения, сюда входят: поза, походка. Например, по позам можно безошибочно судить о взаимоотношениях общающихся людей. Именно поэтому, полезно знать типичные позы и их "язык", чтобы умело ими пользоваться или, наоборот, не допускать их в своем поведении. Следует быть внимательным к ним: не бесцеремонно вглядываться в позы, а как бы ненароком отметить характерологические особенности своих партнеров, ориентироваться в их личном настроении, в наличии у них каких-то переживаний.
Так же, при подготовки к публичному выступлению, оратор не должен забывать о невербальном общении. Например, лицо - самая выразительная составляющая имиджа, оно – наше зеркало. Специалисты по имиджелогии различают на лице три зоны: верхнюю (лоб), среднюю (брови, нос, глаза, губы) и нижнюю (подбородок). Среди названных зон броским информативным источником выступают глаза. Они обладают особым способом самопрезентации (взглядом). Психологический эффект взгляда усиливается еще тем, что он, как правило, несет в себе информацию. Собственно говоря, благодаря информативности взгляда лицо поддается прочтению. Не менее выразительная часть лица - губы. Они могут быть молчаливым источником информации. Плотно сжатые губы- показатель задумчивости,изогнутые - сомнения или сарказма. С помощью глаз и губ можно отработать шесть вариантов мимики: прагматичная, решительная, открытая, закрытая, осторожная и застенчивая.
При освоении названных мимических выражений чрезвычайно велика роль улыбки. По тому, как люди улыбаются, можно многое о них узнать. Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Как бы ни были вы хорошо воспитаны, вам не удастся светиться улыбкой, если вы испытываете физическую боль или какое-то душевное страдание. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает расположение к его обладателю. Серьезное лицо более успешно снимает возможную конфронтацию, чем хмурое. Лицо было и остается приоритетным в облике человека.
Следующим компонентом, на который оратор должен обратить внимание при подготовке к публичному выступлению, является речь. Грамотная и правильная речь- залог успеха публичного выступления. Следует отметить, что грамматически правильная речь – это не талант, который дается с рождения. Приобрести умение говорить правильно легко может каждый человек – главное иметь для этого желание и свободное время, возможность трудиться и совершенствовать приобретенные знания.
Исходя из данных на рис.1 обратная связь наименее значима для слушателей.
Существует ряд правил, при использовании которых можно добиться значительных успехов в деловом общении:
Во время деловых переговоров и встреч ваша поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку или портфель лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.
Необходимо доброжелательно и внимательно смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он говорит. При этом, если у вас с собеседником деловые отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а для обозначения внимания - эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный взгляд в глаза, может вызвать у вашего собеседника чувство дискомфорта). При эмоциональном общении взгляд автоматически перемещается от глаз в нижнюю часть лица - это сразу чувствуется.
Особенности вашего голоса тоже имеют значение в общении. Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Поэтому постарайтесь сделать свой голос грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не говорите слишком тихо и неуверенно. Также плох слишком громкий, оглушающий собеседника голос.
Информация о работе Культура делового общения в процессе создания притягательного образа