Коррекционная программа "Солнце в ладошке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:30, научная работа

Краткое описание

Цель: Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Снизить тревожность;
Усилить " Я" ребёнка;
Актуализировать чувство страха;
Повысить психический тонус ребёнка;
Осуществить контроль над объектом страха;
Повысить уверенность в себе.

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦ. ПРОГРАММА МОЯЯЯЯЯ.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Упражнение "Угадай по голосу" 

Игра "Моё имя"

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы  тебя звали по другому? Как?

При затруднении  в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а  тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит: "Известно ли вам , что имена растут вместе с людьми?

Сегодня вы маленькие  и имя у вас маленькое. Когда  вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша - Мария; Дима - Дмитрий, т.д. 

Игра "Разведчики"

Дети выстраиваются  змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести. 

Упражнение "Доверяющее падение"

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и  падает спиной на сцепленные руки. 

Пантомима “Зайка-трусишка”

Ведущий спрашивает детей: “Чего боится зайка?” 

Однажды зайка  впервые увидел снег и захотел  его потрогать, но он боялся. Как  трусишка потрогает снег? Дети осторожно  трогают “снег” (скомканную белую  бумагу): вытянут руку, уберут. 

Прощание. 
 

Занятие 4. “Настроение” 

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. 

Материал  к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел. 

Приветствие: 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Игра "Моё имя" 

Игра "На что похоже моё настроение?"

Дети по кругу  при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение.

Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе". 

Упражнение "Ласковый мелок"

Дети разбиваются  на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различныепредметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения. 

Упражнение  “Сказка о страхе”

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: “Жил-был Страх. Все его  боялись, и никто не хотел с  ним играть. Грустно и скучно стало  страху одному, и решил он пойти  поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него...”. Давайте нарисуем Страх.

Какой он?

Дети рисуют Страх и показывают его друг другу. 

Упражнение "Доверяющее падение" 

Пантомима “Зайка-трусишка” 

Прощание. 
 
 

Занятие 5. “Наши страхи” 

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. 

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка. 

Приветствие 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Упражнение "Ласковый мелок" 

Упражнение "Расскажи свой страх"

Психолог рассказывает детям о своих собственных  страхах, тем самым показывая, что  страх - нормальное человеческое чувство  и его не надо стыдиться. Затем  дети сами рассказывают что они боялись когда были маленькими. 

Рисование на тему "Чего я  боялся, когда был  маленьким". Дети рисуют свои страхи, не показывая никому. 

Упражнение "Дом ужасов"

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и  ужасы остаются в кабинете у психолога. 

Упражнение  “Превращаемся в  страшных”

Цель: Актуализация образов страха, игровая диагностика. Первичное отреагирование.

Материал. Как  можно большее количество различных  масок. 

Содержание. Ведущий  спрашивает: “Кто может быть страшным? Какой он может быть?”. Дети рассказывают, ведущий записывает. Потом дети все  вместе изображают всех страшных, которых  они придумали. Автор (ребенок, который  придумал конкретного страшного) по возможности показывает всем, как страшный должен выглядеть, и командует: “Превращаемся в...”. Упражнение должно проходить в активной двигательной форме, ведущий юмористическими репликами поддерживает бодрую и оптимистическую игровую атмосферу. 

Прощание. 
 
 

Занятие 6. “Я больше не боюсь” 

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. 

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка. 

Приветствие: 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Упражнение  “Превращаемся в  страшных” 

Упражнение "Смелые ребята"

Дети выбирают ведущего - он страшный дракон. Ребёнок  становиться на стул и говорит  грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают: "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате. 

Упражнение "Азбука страхов"

Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их. 

Упражнение "Страшная сказка по кругу"

Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они  говорят по очереди, по 1–2 предложения  каждый. Сказка должна нагромоздить так  много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное. 

Упражнение "Прогони Бабу-Ягу"

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла  Баба-Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой. 

Упражнение "Я тебя не боюсь"

Один ребёнок  стоит перед психологом, остальные  дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом  говорит: "Я тебя не боюсь!". 

Прощание. 
 
 

Занятие 7. “Волшебный лес” 

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. 

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек. 

Приветствие: 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Упражнение "Прогони Бабу-Ягу" 

Упражнение "Я тебя не боюсь" 

Упражнение  “За что меня любят  близкие”

Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых. 

Игра "Тропинка"

Дети выстраиваются  в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде  психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия.  Спокойно идём по тропинке ... Вокруг кусты, деревья, зелёная травка... Вдруг на тропинке появились лужи ...Одна...Вторая...Третья.. Спокойно идём по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке... и т.д... 

Коллективный  рисунок по сочинённой общей истории  на тему: "Волшебный  лес".

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее  обсуждаем что получилось, что  удалось нарисовать вместе. 

Психологический этюд “Лисенок боится” 

Цель: Этюд на выражение  страха.

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные  движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько  раз. Для большей выразительности  можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. 

Прощание.

Занятие 8. “Сказочная шкатулка” 

Цель: Формирование положительной "Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки, повязка на глаза, волшебная палочка . 

Приветствие. 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Психологический этюд “Лисенок боится” 

Упражнение  “Потерялся!”

Цель: первичный  психологический контакт, снятие напряжения, первичнаядиагностика.

Материал. Повязка  на глаза.

Содержание. Мы все гуляем по лесу, вдруг видим - одного из нас нет. Этому ребенку  завязываются глаза. Мы начинаем хором  звать его, например: “Ау, Саша!”. Но на самом деле он не потерялся, а спрятался. Когда ему захочется, он отзывается и говорит: “Я здесь!”. Все радуются. 

Игра "Сказочная шкатулка"

Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку - в ней спрятались герои  сказок . Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят.

Далее с помощью  волшебной полочки все дети превращаются в сказочныхгероев. 

Упражнение "Конкурс боюсек"

Дети по кругу  передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я этого не боюсь!" 

Упражнение "Придумай весёлый  конец"

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное  продолжение и окончание. Рисование  на тему "Волшебные зеркала" Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в  первом- маленьким и испуганным; во-втором - большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься? 

Прощание. 
 
 

Информация о работе Коррекционная программа "Солнце в ладошке"