Коррекционная программа "Солнце в ладошке"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:30, научная работа

Краткое описание

Цель: Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
Снизить тревожность;
Усилить " Я" ребёнка;
Актуализировать чувство страха;
Повысить психический тонус ребёнка;
Осуществить контроль над объектом страха;
Повысить уверенность в себе.

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦ. ПРОГРАММА МОЯЯЯЯЯ.docx

— 46.94 Кб (Скачать)
 
 
 

    Коррекционная программа

    «Солнце в ладошке» 
 
 
 

    Составила:студентка 744 группы, 

      Кондратьева Е.А 
 
 
 
 
 

    Чита 2011

    Цель: Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

  1. Снизить тревожность;
  2. Усилить " Я" ребёнка;
  3. Актуализировать чувство страха;
  4. Повысить психический тонус ребёнка;
  5. Осуществить контроль над объектом страха;
  6. Повысить уверенность в себе.
 

    Актуальность

    Актуальность  данной программы заключается в  том, что устранение отрицательных  следов страха является необходимым условием психического здоровья детей.

    Под влиянием страхов у детей дошкольного  возраста может возникнуть состояние  эмоционального перенапряжения, которое  проявляется различными изменениями  в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие  устойчивых страхов говорит о  том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

    В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще  не завладели характером ребенка  и чаще всего носят возрастной характер. 

    Методологическое  обоснование.

    Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

    Изучением страхов в отечественной и зарубежной психологии занимались такие учёные, как С.Холл, Д.Селли,  3.Фрейд, В.И.Гарбузов, А.Фрейд, А.И.Захаров и другие.

    Многие  страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

    Нелегко найти человека, который бы никогда  не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

    Однако  следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку  они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят  возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с  точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено  благоприятное время для формирования чувства ответственности.

    Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они  болезненно заострены или сохраняются  длительное время, то это служит признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

    Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим  окружением: как только «убираются»  внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.  

    Возраст: дети 5-7 лет

    Количество  участников: 5 – 8 человек.

    Количество  занятий: 10 (1 раз в неделю);

    Время занятия:

    Диагностический блок – 60 мин.

    Коррекционный блок – 40 мин. (одно занятие)

    Блок  оценки эффективности занятий – 60 мин. 

    Ожидаемые результаты:

  1. Снижение и устранение страхов у детей;
  2. Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель;
 

    Критерии  оценки ожидаемых  результатов:

  1. Беседа с ребёнком;
  2. Отзывы родителей.
 
 

    Диагностические возможности:

    1. Тест тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.);
    2. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.)
    3. Рисование страхов;
    4. Рисование на тему «Самое хорошее и самое плохое»;
    5. Рисование на тему «Что мне снится трашное и чего я боюсь днём»
 

    Учебно – тематический план:

    
Тема Цель Содержание Оборудование Время
Знакомство
1. «Здравствуйте, это я» Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Приветствие;

Упражнения: «Росточек под солнцем», «Доброе утро», «Что я люблю», «Качели», «Угадай по голосу», «Лягушки на болоте», «Художники – натуралисты»;

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек. 40 мин.
Диагностический блок
2. Диагностика страхов Проведение диагностических методик для выявления страхов у детей, чтобы построение занятий было более эффективным. Приветствие;

Упражнения: «Росточек под солнцем», «Угадай по голосу», «Лягушки на болоте»;

Рисование на темы «Самое хорошее, самое плохое», «Что мне снится ночью или чего я  боюсь днём»,  рисование трахов.

Тест тревожности;

Тест «Страхи  в домиках»

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры. 
60 мин.
Коррекционный блок
3. «Моё имя» Раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Угадай по голосу», «Доверяющее падение»;

Игры: «Моё имя», «Разведчики»;

Пантомима «Зайка – трусишка»;

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования. 40 мин.
4. «Настроение» Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Ласковый мелок», «Сказка о страхе», «Доверяющее  падение»;

Игры: «Моё имя», «На что похоже моё настроение»;

Пантомима «Зайка – трусишка»;

Прощание.

Магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел. 40 мин.
5 «Наши страхи» Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Приветствие;

Упражнения: «Росточек под солнцем», «Ласковый мелок», «Расскажи свой страх», «Дом ужасов», «Превращение в страшных»;

Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким»;

Прощание.

Маски, магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные  листы, большой лист бумаги, подушка. 40 мин.
6. «Я больше не боюсь» Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Превращение в страшных», «Смелые ребята», «Азбука страхов», «Страшная сказка по кругу», «Прогони Бабу-Ягу», «Я тебя не боюсь»;

Прощание.

Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка. 
40 мин.
7. «Волшебный  лес» Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Прогони Бабу-Ягу», «Я тебя не боюсь», «За что меня любят  близкие», «Волшебный лес»;

Игра «Тропинка»;

Коллективный  рисунок по сочинённой общеё истории  на тему «Волшебный лес»;

Психологический этюд «Лисёнок боится»;

Прощание.

Магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек. 40 мин.
8. « Сказочная  шкатулка» Формирование  положительной "Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Потерялся!», «Сказочная шкатулка», «Конкурс боюсек», «Придумай весёлый конец»;

Психологический этюд «Лисёнок боится»;

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки, повязка на глаза, волшебная палочка . 40 мин.
9. «Ночные звуки» Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия Приветствие.

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Конкурс боюсек», «Момент отчаяния», «Волшебный сон»;

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка. 40 мин.
Блок  оценки эффективности  занятия
10. «Солнце в ладошке» Оценить эффективность предыдущих занятий через повторную диагностику, проведенную в самом начале занятий, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих. Приветствие;

Упражнения: «Росточек  под солнцем», «Солнце в ладошке»;

Психологический этюд «Ночные звуки»;

Рисование на темы «Что мне снится страшное и чего я боюсь днём», «Самое хорошее и самое плохое»;

Прощание

Магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы. 60 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  программы

Знакомство 

Занятие 1. «Здравствуйте, это  я» 

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек. 

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу). 

Разминка:

Упражнение "Росточек под  солнцем"

Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается  в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек

начинает расти  и тянуться к солнышку. 

Все движения выполняются  под музыку. 

Упражнение "Доброе утро..."

Дети вместе с психологом сидят в кругу.' Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша ... Оля... и т.д., которые нужно пропеть. 

Упражнение "Что я люблю ?"

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит  играть и т.д. 

Упражнение "Качели"

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее  меняются. 

Упражнение "Угадай по голосу"

Один из игроков  выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его. 

Упражнение "Лягушки на болоте"

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются  макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть  на все кочки по порядку. 

Упражнение "Художники-натуралисты"

Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы  невиданных зверей". 

Прощание. 

Все стают в  круг, кладут руки на плечи друг другу  и мысленно произносят добрые пожелания  кому-либо из группы или группе в  целом.

Диагностический блок 
 
 

Занятие 2. Диагностика страхов  у детей 

Цель: проведение диагностических методик для выявления страхов у детей, чтобы построение занятий было более эффективным. 

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры. 

Приветствие: 

Разминка:  

Упражнение "Росточек под  солнцем" 

Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисования страхов. 

Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности  их темперамента, переживаний и внутреннего  мира ребёнка. 

Детям предлагается рисовать на темы: “Самое хорошее, самое  плохое”. Детям предлагается рисовать цветными карандашами. 

Упражнение "Угадай по голосу" 

Методика выявления  страхов - рисование на тему“Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”.  

Упражнение "Лягушки на болоте". 

Методика выявления  страхов у детей с помощью  специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен). 

Прощание. 
 
 

Коррекционный блок 

Занятие 3 . “Мое имя” 

Цель: раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. 

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования. 

Приветствие: Все участники садятся в круг. Ведущий просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Ведущий просит поздороваться друг с другом, называя соседа, полным, именем (в дальнейшем процедура усложняется, ребята дают положительную характеристику своему товарищу). 

Информация о работе Коррекционная программа "Солнце в ладошке"