Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:30, научная работа
Цель: Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Снизить тревожность;
Усилить " Я" ребёнка;
Актуализировать чувство страха;
Повысить психический тонус ребёнка;
Осуществить контроль над объектом страха;
Повысить уверенность в себе.
Коррекционная программа
«Солнце
в ладошке»
Составила:студентка 744 группы,
Кондратьева Е.А
Чита 2011
Цель: Преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что устранение отрицательных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей.
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.
В
дошкольном возрасте страхи наиболее
успешно подвергаются психологическому
воздействию, поскольку они еще
не завладели характером ребенка
и чаще всего носят возрастной
характер.
Методологическое обоснование.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
Изучением страхов в отечественной и зарубежной психологии занимались такие учёные, как С.Холл, Д.Селли, 3.Фрейд, В.И.Гарбузов, А.Фрейд, А.И.Захаров и другие.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Однако
следует помнить, что в дошкольном
возрасте страхи наиболее успешно подвергаются
психологическому воздействию, поскольку
они пока больше обусловлены эмоциями,
чем характером, и во многом носят
возрастной переходящий характер. Если
в этом возрасте не будет сформировано
умение оценивать свои поступки с
точки зрения социальных предписаний,
то в дальнейшем это будет весьма
трудно сделать, так как упущено
благоприятное время для
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Для
оказания помощи детям в этой ситуации
необходимо работать с ближайшим
окружением: как только «убираются»
внешние фрустраторы, эмоциональное
состояние ребенка автоматически нормализуется.
Поэтому консультирование родителей является
наиболее эффективным, так как направлено
на устранение причины, проблемы.
Возраст: дети 5-7 лет
Количество участников: 5 – 8 человек.
Количество занятий: 10 (1 раз в неделю);
Время занятия:
Диагностический блок – 60 мин.
Коррекционный блок – 40 мин. (одно занятие)
Блок
оценки эффективности занятий –
60 мин.
Ожидаемые результаты:
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Диагностические возможности:
Учебно – тематический план:
№ | Тема | Цель | Содержание | Оборудование | Время |
Знакомство | |||||
1. | «Здравствуйте, это я» | Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Доброе утро», «Что я люблю», «Качели», «Угадай по голосу», «Лягушки на болоте», «Художники – натуралисты»; Прощание |
Магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек. | 40 мин. |
Диагностический блок | |||||
2. | Диагностика страхов | Проведение диагностических методик для выявления страхов у детей, чтобы построение занятий было более эффективным. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Угадай по голосу», «Лягушки на болоте»; Рисование на темы «Самое хорошее, самое плохое», «Что мне снится ночью или чего я боюсь днём», рисование трахов. Тест тревожности; Тест «Страхи в домиках» Прощание |
Магнитофон, спокойная
музыка, листы бумаги, краски, карандаши,
фломастеры. |
60 мин. |
Коррекционный блок | |||||
3. | «Моё имя» | Раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Угадай по голосу», «Доверяющее падение»; Игры: «Моё имя», «Разведчики»; Пантомима «Зайка – трусишка»; Прощание |
Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования. | 40 мин. |
4. | «Настроение» | Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Ласковый мелок», «Сказка о страхе», «Доверяющее падение»; Игры: «Моё имя», «На что похоже моё настроение»; Пантомима «Зайка – трусишка»; Прощание. |
Магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел. | 40 мин. |
5 | «Наши страхи» | Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Ласковый мелок», «Расскажи свой страх», «Дом ужасов», «Превращение в страшных»; Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким»; Прощание. |
Маски, магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка. | 40 мин. |
6. | «Я больше не боюсь» | Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Превращение в страшных», «Смелые ребята», «Азбука страхов», «Страшная сказка по кругу», «Прогони Бабу-Ягу», «Я тебя не боюсь»; Прощание. |
Магнитофон, спокойная
музыка, краски, альбомные листы, подушка,
задорная музыка. |
40 мин. |
7. | «Волшебный лес» | Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Прогони Бабу-Ягу», «Я тебя не боюсь», «За что меня любят близкие», «Волшебный лес»; Игра «Тропинка»; Коллективный рисунок по сочинённой общеё истории на тему «Волшебный лес»; Психологический этюд «Лисёнок боится»; Прощание. |
Магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек. | 40 мин. |
8. | « Сказочная шкатулка» | Формирование положительной "Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Потерялся!», «Сказочная шкатулка», «Конкурс боюсек», «Придумай весёлый конец»; Психологический этюд «Лисёнок боится»; Прощание |
Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки, повязка на глаза, волшебная палочка . | 40 мин. |
9. | «Ночные звуки» | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия | Приветствие.
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Конкурс боюсек», «Момент отчаяния», «Волшебный сон»; Прощание |
Магнитофон, спокойная музыка. | 40 мин. |
Блок оценки эффективности занятия | |||||
10. | «Солнце в ладошке» | Оценить эффективность предыдущих занятий через повторную диагностику, проведенную в самом начале занятий, освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих. | Приветствие;
Упражнения: «Росточек под солнцем», «Солнце в ладошке»; Психологический этюд «Ночные звуки»; Рисование на темы «Что мне снится страшное и чего я боюсь днём», «Самое хорошее и самое плохое»; Прощание |
Магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы. | 60 мин. |
Содержание программы
Знакомство
Занятие
1. «Здравствуйте, это
я»
Цель: знакомство
участников друг с другом, повышение позитивного
настроя и сплочения детей, эмоциональное
и мышечное расслабление. Материалы для
занятия: магнитофон, спокойная музыка,
большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Приветствие:
Все участники садятся в круг. Ведущий
просит положить правую ладонь на левую
ладонь, сидящего справа. В результате
окажется, что участники соединены между
собой. Ведущий просит поздороваться друг
с другом, называя соседа, полным, именем
(в дальнейшем процедура усложняется,
ребята дают положительную характеристику
своему товарищу).
Разминка:
Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек (сворачивается в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек
начинает расти
и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются
под музыку.
Упражнение "Доброе утро..."
Дети вместе
с психологом сидят в кругу.' Всем
предлагается поприветствовать друг друга
Доброе утро Саша ... Оля... и т.д., которые
нужно пропеть.
Упражнение "Что я люблю ?"
Дети в кругу,
каждый говорит по очереди, что он
любит из еды, одежды, во что любит
играть и т.д.
Упражнение "Качели"
Дети в парах.
Один из участников становится в позу
эмбриона, другой его раскачивает. Далее
меняются.
Упражнение "Угадай по голосу"
Один из игроков
выходит за двери, остальные должны
обнаружить, кто вышел из комнаты,
и описать его.
Упражнение "Лягушки на болоте"
Дети превращаются
в лягушек. На полу выкладываются
макеты кочек на разном расстоянии
друг от друга, каждый должен попасть
на все кочки по порядку.
Упражнение "Художники-натуралисты"
Дети рисуют
совместный рисунок по теме "Следы
невиданных зверей".
Прощание.
Все стают в круг, кладут руки на плечи друг другу и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Диагностический
блок
Занятие
2. Диагностика страхов
у детей
Цель: проведение
диагностических методик для выявления
страхов у детей, чтобы построение занятий
было более эффективным.
Материалы
для занятия: магнитофон, спокойная
музыка, листы бумаги, краски, карандаши,
фломастеры.
Приветствие:
Разминка:
Упражнение
"Росточек под
солнцем"
Методика выявления
страхов у детей с помощью
рисования страхов.
Методика выявления
страхов у детей с помощью
рисунков проводится с целью понять
интересы, увлечения детей, особенности
их темперамента, переживаний и внутреннего
мира ребёнка.
Детям предлагается
рисовать на темы: “Самое хорошее, самое
плохое”. Детям предлагается рисовать
цветными карандашами.
Упражнение
"Угадай по голосу"
Методика выявления
страхов - рисование на тему“Что мне
снится страшное или чего я боюсь днём”.
Упражнение
"Лягушки на болоте".
Методика выявления
страхов у детей с помощью
специального теста тревожности (Р.Тэммл,
М. Дорки, В.Амен).
Прощание.
Коррекционный
блок
Занятие
3 . “Мое имя”
Цель: раскрытие
своего "Я", формирование чувства
близости с другими людьми, достижение
взаимопонимания и сплочённости.
Материалы
к занятию: магнитофон, спокойная
музыка, краски, альбомы для рисования.
Приветствие:
Все участники садятся в круг. Ведущий
просит положить правую ладонь на левую
ладонь, сидящего справа. В результате
окажется, что участники соединены между
собой. Ведущий просит поздороваться друг
с другом, называя соседа, полным, именем
(в дальнейшем процедура усложняется,
ребята дают положительную характеристику
своему товарищу).
Информация о работе Коррекционная программа "Солнце в ладошке"