Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:20, контрольная работа
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.
Содержание 1
Введение 2
Этапы ведения консультативной беседы 3
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 4
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез 6
Этап 3. Оказание воздействия 10
Этап 4. Завершение консультативной беседы. 14
Заключение 16
Список литературы 17
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.
После
того, как психолог-консультант
Продолжительность
данного этапа – 5 - 10 минут при
средней продолжительности
Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция установок клиента»
Задача
психолога-консультанта на этом подэтапе
будет выполнена, если в сознании
клиента будет выстроена
Например, женщина хочет помочь
своей дочери найти достойное
место в жизни. Она волнуется
из-за того, что судьба дочери
может сложиться печально. Она
хочет, чтобы дочь больше
Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки – средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери – что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.
И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки – результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? – Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач – что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное – как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом – вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.
Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? – Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.
Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:
Таким
образом, результатом работы психолога-консультанта
на первом подэтапе третьего этапа
психологического консультирования будет
в той или иной степени выраженное
непринятие прежних способов поведения
в проблемных ситуациях, установка
на поиск новых, более конструктивных,
отвечающих реалиям возникшей ситуации
способов поведения. Переход собственно
к коррекции поведения
Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция поведения клиента»
На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.
Клиент
может сам найти конструктивные
альтернативы своему поведению, наблюдая
за действиями друзей, близких, анализируя
произведения культуры, искусства, на
что его можно направить. Психолог-консультант
должен стремиться к тому, чтобы
клиент нашел альтернативы своему поведению
именно сам, чтобы это были именно
его альтернативы, чтобы они органично
вырастали из его жизненного опыта.
Но в некоторых случаях психологу-
Разработка
плана конкретного позитивного
реагирования клиента предполагает,
что в психологической
Продолжительность
этапа – 5 – 10 минут при средней
продолжительности
Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше.
Обсуждение
вопросов, касающихся дальнейших отношений
клиента с консультантом или
другими необходимыми специалистами.
Дается адрес других специалистов (например,
нарколога) и время приема. Формулируется,
какие задачи будут решаться в
ходе последующих встреч и сколько
конкретно встреч может для этого
понадобиться. Лучше предварительно
договориться о следующей встрече,
чем оставить этот вопрос неопределенным.
Лучше, чтобы место и время
приема были постоянными. Решается вопрос
о переадресовке клиента
Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.
Капустин С.А. полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости выбора, неопределенности выбора – начать решать проблему или жить как раньше. И то, и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:
Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования, - прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.
Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.
Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.
Эта
ситуация противоречивости, неопределенности
выбора длится от нескольких секунд до
нескольких дней и говорит о том,
что удалось расширить
По мнению Капустина С.А. достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показателем качества работы психолога-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консультирования, в конечном счете, зависит от воли и желания клиента.
Следует
отметить, что все-таки, несмотря на
весомость приведенных выше аргументов,
большинство психологов-
Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.